Анурадхапура (Шри Ланка) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Перейти к контенту

Главное меню:

Анурадхапура (Шри Ланка)

Фотогалерея

Анурадхапура — город в Шри-Ланке, столица Северо-Центральной провинции. Расположен на реке Аруви. Состоит из «старого города», в котором расположена археологическая зона и несколько храмов, и отделённого от него рекой «нового города», в котором находятся жилые кварталы. В старом городе Анурадхапуры и в окрестностях сохранились многочисленные памятники древности (внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО) — колоколообразные ступы (дагобы) Тхупарама (III в. до н. э.), Руанвели (II—I в. до н. э.) с каменными статуями Будды; скальный монастырь Исурумуния, дворцы, искусственные водоёмы.

***

Исторические хроники сообщают, что первое поселение на месте Анурадхапуры возникло в V в. до н. э. По данным археологических раскопок, Анурадхапура существовала как минимум с X в. до н. э.. Согласно хроникам, город обязан своим расцветом царю Пандукабхайе, в 377 г. до н. э. избравшему Анурадхапуру (под названием Анурадха) столицей первого сингальского королевства на острове. Город имел чёткую планировку; в окрестностях существовала разветвлённая система оросительных каналов. Для водоснабжения города по приказу царя было сооружено искусственное озеро, сохранившееся до наших дней.
Анурадха динамично развивалась как торговый и религиозный центр, именно отсюда буддизм распространился по всему острову. Благодаря притоку купцов и паломников город был широко известен в мире, в частности, он отмечен на картах Клавдия Птолемея. В 100 г. н. э. население Анурадхи составляло 130 000 человек, что ставило её на шестое место в мире по этому показателю. Столица славилась своим высоким уровнем медицины и вниманием, которое городские власти уделяли чистоте улиц и вывозу отходов.
В XI в. н. э. город был разрушен захватившими остров правителями южноиндийского тамильского государства Чола; впоследствии столица сингальского государства была перенесена в Полоннаруву
. Анурадхапура утратила своё политическое и экономическое значение, многие жители покинули город. Тем не менее, он оставался местом притяжения для буддистских паломников, и важным религиозным центром Шри-Ланки.

Источник: http://ru.wikipedia.org


Судя по старинным хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура возводилась по определенному плану. Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, а окружавшие город оборонительные стены уже в I в. до н.э. достигали высоты около 2 метров. Во II в. до н.э. стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями. Древняя Анурадхапура состояла из внутреннего города, который образовывали царский дворец и важнейшие религиозные сооружения, и выросшего позднее внешнего города. К внутреннему городу примыкал парк, который царь Деванампиятисса, передал в дар буддистской общине. В период расцвета территория Анурадхапуры превышала 12 км в диаметре, а проживало в ней более 300 000 человек.
Пришедшая в конце X в. индийская армия Чолов под предводительством принца Раджарая Великого разрушила Анурахдапуру, но после их свержения в 1070 г. город был восстановлен. Столица острова, перенесенная Чолами в Полоннаруву
, так и была оставлена там. Люди потихоньку покидали Анурадхапуру, которая со временем была заброшена и поглощена джунглями, вплоть до 1980 г., когда под патронажем всемирной организации ЮНЕСКО, записавшей развалины Анурадхапуры в список всемирного наследия, было начато комплексное восстановление руин первой древней столицы Шри Ланки.
Анурадхапура является одним из самых притягательных мест как для паломников, так и для туристов со всего мира. Как и много веков назад, сюда приходят монахи и верующие буддисты.

Источник: http://lanka.ru

Анурадхапура была столицей Шри-Ланки с IV в до н.э. до XI века н.э. За этот период она сохранила за собой статус одного из наиболее стабильных центров политической и урбанистической жизни Южной Азии. Город считается священным в мире буддистов. Город упоминается и в индуистских мифах как столица Асуры в эпосе Рамаяна

В Анурадхапуру на протяжении длительного времени стекались значительные массы народа. Это привело к росту системы городских удобств для удовлетворения нужд постоянно растущего населения. Анурадхапура была большим городом с регулярной планировкой, окруженным крепостными стенами и рвами. К четырем главным, сильно укрепленным городским воротам подходили четыре основные городские магистрали. Значительную часть города занимал громадный царский дворец, имевший около 1 км в длину и ширину. Дома богатых горожан были двух-трехэтажными и имели перистильные дворы. В городе было много отдельных павильонов (мандапа) для отдыхающих паломников. Имелись столовые, лечебницы, триумфальные арки (торана), множество бассейнов, купален, садов и парков. Город в значительной степени был буддийским, и его пейзаж создавали во многом буддийские сооружения: бесчисленные ступы-дагобы и храмы — вихара.
При короле Васабхе (67 – 111 гг. н. э.). было построено большое количество искусственных водохранилищ, подпитываемых подземными каналами, созданными  для водоснабжения города.
Анурадхапура достигла своего расцвета в начале эры христианства. Она не уступала тогда по масштабу Ниневии и Вавилону. Четыре стены города длиной по 16 миль окружали территорию площадью в 663 кв. км. Город на весь мир славился своими ирригационными системами, которые считались одними из самых сложных в древнем мире. Большинство из водохранилищ сохранилось до наших дней.

Источники: http://sri-lanka.destinations.ru, http://dic.academic.ru

Читайте
также "Скальный комплекс Анурадхапуры"

Нажмите фото для увеличения!

Исурумуния

Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Слева - план Анурадхапуры с указанием расположения главных достопримечательностей; в центре и ниже - стенды с краткой информацией о храме  Исумуруния

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища (озера) Тиссы, созданного королем Деванампиятиссой, храм Исурумуния являлся частью самого древнего монастырского комплекса, основанного королем Деванампиятиссой в III в. до н.э. и включавшего в себя буддийский храм в скале со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов. Часть скульптур осталась на своих местах, однако некоторые из них были перенесены в созданный рядом музей.
Король Касяпа I (473-491) отреставрировал храм и назвал его Боупулван Касубгири Радмаха Вехера.

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Храм Исурумуния (вид спереди)

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Справа - Храм Исурумуния (вид сзади)

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Статуи лежачего Будды и След Будды в храме Исурумуния

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Слева - небольшая ступа во дворе Храма; в центре - проход во внутренний двор Храма; справа и ниже - священное дерево Бо

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

В центре - смотровая площадка

Вессагири

Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)

Под названием Вессагири (Vessagiri, синг. – Vesagiriya) объединяется группа из трех небольших скальных возвышенностей и окружающей их территории, которые расположены в археологической зоне Анурадхапуры. Согласно сингальской хронике Махавамса, монастырь Вессагири был основан королем Деванампией Тиссой в III в. до н.э.  в месте, где проживали торговцы и ремесленники из варны вайшьев (синг. vessa, vaisya), т.е. название Вессагири означает «гора (холм) вайшьев» (vessa + giri). На раннем этапе своего существования монастырь включал в себя в основном только пещерные обители монахов, но в V в. н.э. Вессагири был основательно реконструирован и обустроен королем Касьяпой (основателем и создателем Сигирии). Многочисленные остатки древних сооружений вокруг скал и на них самих относятся именно к этому и более поздним периодам (вплоть до X в.н.э.). http://webshus.ru

Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)

Комплекс Вессагири состоит из нескольких огромных валунов и пещер под ними.

Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)
Вессагири. Анурадхапура (Шри Ланка)

С возвышенности Вессагири открывается чудесный вид на дагобы (ступы) Анурадхапуры

Ранмасу Уяна

Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)

Недалеко от храма Исурумуния находится археологический комплекс Ранмасу Уяна, что в переводе означает Парк золотых рыбок. Шри-Ланкийцы называют его Королевский сад удовольствий. Согласно надписи, оставленной в Вессагири королем Михинду IV в X в. н.э., парк Ранмасу  Уяна был построен в в III в. до н.э. королем Деванам пия Тисса и представлял собой чудо ирригационной системы (читайте стенд на английском). Парк Ранмасу Уяна занимал более 40 акров земли и был покрыт джунглями, когда он был обнаружен Н.Беллом в 1901 г. Восстановительные работы в нем были завершены в 1940 г.  

Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)

Подобно паркам Сигирии, парк Ранмасу Уяна был построен по принципу ландшафтных садов; искуственные каменные плиты надстраивали естественные скальные образования, гармонируя с ними, а территория парка была украшена великолепными каменными прудами и купальнями

Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)

Недалеко друг от друга находятся 2 бассейнадин женский, другой мужской) с каменными лестницами, ведущими прямо в воду, и павильонами для отдыха. Прямоугольная форма бассейнов чудесно контрастирует с хаотично разбросанными валунами, включенными в состав комплекса. Сам парк расположен ниже резервуара с водой, что позволяло оборудовать в нем фонтаны, искусственные каскады и ручьи

Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)
Ранмасу Уяна. Анурадхапура (Шри Ланка)

Руины павильонов и дворцов

Дерево Маха Бодхи (Jaya Sri Maha Bodhi)

Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)
Исурумуния. Анурадхапура (Шри Ланка)

Одна из святынь, почитаемой Буддистами всего мира, - дерево «Бо», «Бодхи» или «Махабодхи». Дерево выросло из саженца, взятого от дерева Бодхи в индийском городе Бодх-Гая, под которым, по преданию, принц Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри Ланку. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу. Многочисленные отростки этого дерева Бо были посажены по всей Шри Ланке, а также во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки.

Бронзовый дворец

Бронзовый дворец. Анурадхапура (Шри Ланка)
Бронзовый дворец. Анурадхапура (Шри Ланка)
Бронзовый дворец. Анурадхапура (Шри Ланка)

Дворец Лохапасада или «Бронзовый дворец» был построен королем Дутугамуну (161-137 до н.э.) более 2000 лет назад. Дворец представлял собой 9-этажное здание с 1000 комнатами, крышу которого поддерживали 1600 колонн, высотой около 4 метров. В древние времена все колонны были украшены серебряными пластинами, а крышу здания дворца, напоминающую пирамиду, покрывали бронзовые медные листы, которые и дали ему свое название «бронзовый». Так как дворец был построен из дерева, он несколько раз уничтожался в результате пожаров и восстанавливался сначала до 7 этажа,  а после очередного пожара в IV в. лишь до 5-го. При захвате Анурадхапуры индийской армией Чолов, Бронзовый дворец был окончательно разрушен. Сохранившиеся до наших дней колонны собрал из остатков более древних построек король Паракрамабаху Великий в XII в. http://lanka.ru

Продолжение на следующей странице

© А.В. Колтыпин, 2014

Разрешаю использовать сделанные мной фотографии для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии ссылки на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com.

Главная страница | Содержание и анонсы материалов | Об авторе и проекте | Научные проекты, гранты | Исчезнувшие обитатели Земли | Потомки от смешанных браков | Происхождение богов и людей | Боги и божества | Древние знаки и символы | Исчезнувшие континенты и цивилизации | Остатки исчезнувших цивилизаций | Великие катастрофы | Мир в палеогене | Мир в олигоцене и неогене | Мир в плейстоцене | Мировые эпохи и человечества | Подземная и подводная цивилизации | Появление Луны | Летательные аппараты древних | Оружие и войны богов и демонов | Долголетие и бессмертие | Север - пространство вне времени | Где живут боги | История Земли и человечества | Исчезнувшие животные | Допотопные цивилизации: доказательство | Коллекция необъяснимых вещей и фактов | Чудеса вокруг нас | История удивительных открытий | Мои работы на разные темы | Работы других авторов на разные темы | Природа волшебства и магии | Открытия, сделанные на форумах | Мифы и легенды | Сказки и сказания | Вести из Иного мира | Фотогалерея | Художественная галерея | Прижизненные портреты древних | Изображения неизвестных животных | Фотоконкурс "Мисс древнее совершенство" | Мои исследования | Мои книги. О чем они? Как приобрести? | Экологические и гуманитарные проблемы | Новости | Контакты | Рекомендуемые сайты | Блог | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню