Барельефы святилища Язылыкая (Богазкале, Турция)
Начало темы________
Официальные сведения
Страна Турция, пос. Богазкале, Святилище
Язылыкая рядом с руинами Хаттушаша
Общие сведения о Святилище Язылыкая (по опубликованным источникам)
В мае 2014 г. мы в промежутке между осмотром разных частей Хаттушаша посетили находящееся в 2 км к северо-востоку от него древнее Святилище Язылыкая, также называемое скальным храмом Язылыкая. Сюда ведет хорошо маркированная дорога, частично совпадающая с тем маршрутом, по которому шли древние торжественные религиозные процессии. Святилище расположено под открытым небом.
По мнению археологов, храм на месте Язылыкаи существовал с 1500 г. до н.э., но вырезанные на скале рельефы с изображением около сотни фигур, которые и дали название храму (Yazilikaya – «камень с надписью»), появились не раньше XIII в. до н.э. Примерно в то же время были построены ворота и храмовое здание, от которых сохранились только фундаменты.
Cвятилище состоит из двух скальных помещений, отражающих особенности строительства во времена хеттов. Эти два помещения названы Большая Галерея и Малая Галерея.
В стене, лежащей по западную сторону от большой галереи, высечен барельеф, изображающий мужских богов, тогда как с противоположной стороны мы видим женские божества. Однако эта дифференциация по половому признаку не выдержана с абсолютной точностью: так, в ряду богов можно заметить трех богинь, а среди богинь - одного бога. Боги одеты в короткие хитоны, с поясом на талии, имеют обувь с приподнятыми носками. На некоторых изображениях можно увидеть фигурный, изогнутый меч. Богини одеты в длинные юбки, а на головах головной убор в виде цилиндра.
На западной стене изображены главные боги: боги гор, над которыми бог воздуха Тешуп, его жена, богиня Хепати, а за ними сыновья Шаррума и орёл с двойною головой.
Есть сюжет, посвященный королю Тутхалию Четвёртому, на восточной стене. Хронологически это изображение связано непосредственно с самим уникальным святилищем. Его строительство было предпринято Хаттусили III и его супругой Пудухепой (1275-1250 гг. до н.э.), отцом и матерью царя Тудхалия.
Можно восхищаться и другими чудесными барельефами в маленькой галерее: все они находятся в прекрасном состоянии. Малая Галерея имеет отдельный вход, его охраняют сфинксы.
Археологи предполагают, что эта галерея имеет прямое отношение к культу покойного царя (Тудхалия II или III); однако есть основания считать, что назначение этой галереи было в прославлении культа личности Тудхалия IV при его жизни. Это предположение опирается на тот факт, что его изображение занимает центральное место в большой галерее и повторяется по крайней мере дважды - в маленькой. Именно здесь можно видеть знаменитую сцену, изображающую правителя, обнимаемого богом Шаррумой в знак покровительства и защиты. С художественной точки зрения, это наиболее прекрасная сцена во всем цикле Язылыкая.
Здесь находятся три ниши, выдолбленные в скале, которые, по всей вероятности, служили местом хранения каких-то вещей королевской семьи, или же здесь выставлялись урны с пеплом умерших родных.
Источник: http://turkey.obnovlenie.ru
Святилище Язылыкая было открыто французским учёным Ш.Тексье в 1838 г. Исследовано в 1838 — 1839 гг. Надписи Язылыкая были расшифрованы и прочитаны французским исследователем Э.Ларошем в 1952—1969 гг.
Наиболее ранние части комплекса и самые древние образцы керамики, обнаруженные при раскопках в Язылыкая, относятся к XV в. до н. э., но главные сооружения, надписи, скульптуры и рельефы богов были созданы во время правления предпоследнего хеттского царя Тудхалии IV в 1250 — 1220 гг. до н. э.
Язылыкая состоит из центрального помещения, к которому пристоен храм того же типа, что и храмы столицы Хеттского царства — Хаттусаса, и бокового помещения с изображениями ряда безымянных богов и демонов. Это боковое помещение — наиболее древняя часть всего святилища, созданная ещё до правления Тудхалии IV. Оно неоднократно перестраивалось до конца Хеттского царства, когда у входа в помещение были высечены фигуры львиноголовых демонов.
В центральной храмовой части Язылыкая на скалах изображён хурритский пантеон богов: бог бури Тешуб со свитой близких ему богов, хурритская Иштар — Сауска, боги луны и солнца, и прочие. Надписи, содержащие хурритские имена богов и некоторые другие хурритские слова выполнены хеттскими (лувийскими) иероглифами.
Святилище и храм Язылыкая использовались последними хеттскими царями для отправления заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. Язылыкая — наиболее внушительный образец монументального стиля, характеризовавшегося сочетанием хурритских и лувийских южно-малоазийских элементов и продолжавшегося в искусстве южной части Малой Азии и Сирии и после уничтожения Хеттского царства.
Источник: http://ru.wikipedia.org
Самым впечатляющим священным местом Хатушаша является скальный храм Язылыкая, расположенный недалеко от центра Хатушаша и спрятанный среди скальных утесов. Самые главные хеттские боги и богини вырезаны на скалах в этом храме на открытом воздухе, который используется для празднований нового года, в особенности весной.
Источник: буклет
Скальный храм Язылыкая использовался главным образом для празднований Нового года весной; в нем представлены барельефы важнейших богов и богинь в рядах на камне.
В помещении А Язылыкаи представлен специальный подбор рельефных фигур на камне. Здесь, за исключением 2 случаев, боги изображены на левой стороне поверхности скалы, а богини представлены на правой стороне поверхности скалы. На главном фасаде изображена встреча бога грозы, его жены - богини солнца, и их детей. На стороне, противоположной главному фасаду, изображен преимущественно великий король Тудхалия I. Король показан в церемониальном платье и держащим жезл с искривленным концом, что символизирует власть.
В помещении В на боковых стенах изображены барельефы независимых фигур. "Двенадцать богов и Меч Короля Нергала (the Sword Ring Nergal)", держашие меч в виде косы, являются богами подземного мира. На другом изображении Шаррума, бог-покровитель великого короля Тудхалия IV, показывает ему путь.
Источник: другой буклет
Что нам запомнилось в Святилище Язылыкаи
Барельефы с изображениями 12 богов (индийских богов адитьев тоже было 12, апостолов - тоже 12), бога грозы или неба и богини солнца, крылатых солнечных дисков, двуглавого орла и другие. Без сомнения, Язылыкая бала создана последователями религии солнечных богов.
Фотоотчет с комментариями о нашем посещении Святилища Язылакаи смотрите и читайте ниже. Смотрите и читайте также другие материалы, продолжающие и дополняющие тему:
Столица древнего Хеттского царства Хаттуса-Хаттушаш (Богазкале, Турция)
Хаттушаш (Богазкале, Турция). Руины мегалитического замка N 1
Хаттушаш (Богазкале, Турция). Руины мегалитических крепостей
Хаттушаш (Богазкале, Турция). Мегалитические блоки и следы сверления
Хаттушаш (Богазкале, Турция). Руины мегалитических "эльфийских крепостей"
Хаттушаш (Богазкале, Турция). Резная скала с монументом
Мегалитический комплекс Аладжа-Хююк (Богазкале, Турция)
Хаттушаш (Богазкале, Турция). Музей в Богазкале
Сопоставление мегалитических, хеттских и фригийских сооружений, скульптур и изделий
Нажмите фото для увеличения!
Слева - вход в святилище Язылыкая. В центре - стенд с общим описанием Язылыкаи. В нем говорится о двух областях Святилища А и В и существовашем когда-то при входе в него храме, не отличимом по строению от других хеттских храмов (см. выше). Также сообщается, в дополнение к информации во введении, что празднование Нового года в марте проходило в камере А, тогда как камера В играла функцию культа предков. Справа - стенд с описанием большей камеры А, расположенной справа от входа. Сообщается, в дополнение к описанию во введении, что изображенные на левой и правой стенах камеры А боги и богини шествуют по направлению к задней стене камеры, где показаны бог грозы Тешуп и богиня солнца Хепат. Имена богов даны лувийскими гиероглифами над их распростертыми руками. Главным барельефом камеры является сцена на противоположной стороне камеры с изображением короля Тудхалии IV
Слева - остатки хеттского храма перед входом в Святилище. Такие же мегалитические блоки, как в храмах Хаттушаша. Справа - общий вид камеры А. На задней стенке - барельеф с Тешуп, Хепат и их сыновьями
Барельефы богов на левой стене камеры А
Барельефы богинь на правой стене камеры А
Слева и центре - барельефы богинь, по-видимому, из камеры А; справа - барельеф с Тешуп, Хепат и их сыновьями
Слева - вход в камеру В; в центре - стенд с описанием камеры В; справа - ниши в стене, как считают, для подношений. На стенде, в дополнение к информации во введении, написано, что камера В представляет собой мемориальную часовню короля Тудхалии IV. Она была погребена до конца прошлого столетия, поэтому барельефы в этой камере намного лучше сохранились. Ряд из 12 богов с серповидными мечами на плечах очень похож на богов из камеры А. На противоположной стене изображен большой меч с рукоятной в форме 4 львов и набалдашником в виде головы бога. Как считают, это Нергал, бог подземного мира. Справа и слева от этого барельефа изображен Тудхалия IV, справа - в объятиях Шаррумы, сына Тешупа.
Слева и в центре - общий вид камеры В; справа - Нергал
Слева - 12 богов; справа - Тудхалия IV в объятиях Шаррумы; в центре - крылатый солнечный диск с этого барельефа
Тудхалия IV и еще один крылатый солнечный диск
Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах ФОРУМА
© А.В. Колтыпин, 2014
Я, автор текста и фотографий А.В. Колтыпин, разрешаю использовать их для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии гиперссылки на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Александра Жихарева, Андрея Кузнецова и Анастасию Лагуткину за оказанную помощь при проведении исследований
предыдущая....9...10...11...следующая