Древняя идея о Дхарме и Рите.

Древняя идея о Дхарме и Рите.

Сообщение АлексТ » 30 ноя 2016, 17:59

Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло.

Изложенное в Ведах понятие риты явилось философской основой для концепции дхармы. Рита представляет собой универсальный космический закон, в согласии с которым происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая космос, человечество и его нравственные устои. Рита принимается как основа справедливости, праведности и морали. Рита рассматривается как истина в самом широком смысле этого слова. Индивид, отличающийся праведностью и благочестием, всегда действует в согласии с ритой. Рита определяется не извне, а из самой себя, она определяет всё, включая себя. В современном контексте вместо термина «рита» используется более развитый и в настоящее время являющийся стандартным термин «дхарма».
В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Дхарма это не просто закон или устой — это "изначальная истина".

В общем вот такой информативный очерк. Мне лично нравится как это всё звучит, и я давно над этим думаю..
Люблю Архаичный Индуизм Изображение
Аватара пользователя
АлексТ
Заблокирован
 
Сообщения: 1648
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 23:59

Re: Древняя идея о Дхарме и Рите.

Сообщение АлексТ » 30 ноя 2016, 21:16

И в общем тема выходит на поиски жизненных смыслов, правды-справедливости, и всего такого вокруг этого..

Обращаясь к этике Ригведы, мы видим, сколь большое значение имеет концепция риты. Эта концепция – предвосхищение закона кармы, являющегося самой отличительной особенностью индийской мысли. Рита – это закон, пронизывающий весь мир, закон, которому должны повиноваться все боги и люди. Если в мире есть закон, он должен в чем-то выражаться. Если почему-либо его действие не раскрывается здесь, на земле, результаты его должны сказаться где-нибудь в другом месте. Где существует закон, там беспорядок и несправедливость носят лишь временный и частный характер. Торжество злого не абсолютно. Неудачи доброго не должны быть причиной отчаяния.

Что бы ни случилось, мы чувствуем, что в нравственном мире есть праведный закон, соответствующий прекрасному порядку в природе. Добродетель восторжествует с такой же неизбежностью, как завтра взойдет солнце. На риту можно положиться.


Немного проясняет эту тему старенький лектор. В Институте философии РАН состоялась лекция известного российского индолога, директора Института востоковедения РАН в 1994–2009 гг., доктора исторических наук Ростислава Борисовича Рыбакова:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=eBN0ZRzah-I[/youtube]

Рита буквально означает "ход вещей". Он олицетворяет закон в целом и незыблемость справедливости. Это представление вначале было внушено регулярностью движений солнца, луны и звезд, чередованиями дня и ночи и времен года. Рита означает порядок мира. Все, что совершается во вселенной, имеет в качестве своего начала риту. Он соответствует общим идеям Платона. Чувственный мир – это тень или мысль риты, постоянной реальности, остающейся неизменной во всем хаосе изменений. Всеобщее предшествует частному, и поэтому ведийский пророк полагает, что рита существует до проявления всех феноменов. Сменяющиеся серии феноменов этого мира представляют собой различные выражения постоянного риты. Так, риту называют отцом всего. "Маруты приходят издалека от местопребывания риты". Вишну – зародыш риты. Благодаря рите небо и земля являются тем, что они есть. Здесь обнаруживаются первые признаки тенденции к созданию мистической концепции неизменной реальности.


Ну а если по зубам то можно послушать Зубова, доктора исторических наук, профессора..; про риту рассказывает начиная с 14.40, про дхарму с 28.55

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=BPLm7cnhJBE[/youtube]
Люблю Архаичный Индуизм Изображение
Аватара пользователя
АлексТ
Заблокирован
 
Сообщения: 1648
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 23:59


Вернуться в Сокровенные знания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 5

@Mail.ru