Может кто в курсе, откуда это ?
Кажется это я встречал у Тюняева А.А. Привожу интересный фрагмент.
Эмблема и главный бог Русской империи
http://www.dazzle.ru/spec/rr-history.shtml
А.А. Тюняев, фрагмент книги «Русский Китай: экспорт цивилизации», 20.03.2013 г.
1. Эмблематика Империи
"Свою долю света проливает на ситуацию изучение вопроса, связанного с эмблематикой Древнерусского государства. Язык символов – это наиболее древний письменный язык. Изучению символизма мы посвятили отдельную главу – Главу II, в которой показали распространённость символа Змея-Дракона на всех территориях – от Древнейшей Руси до современного Китая – в одну сторону и до Великобритании – в другую. Мы показали, что археологически наиболее древние изображения Дракона обнаружены на Русской равнине и приурочены они ко времени мезолита. О таком времени существования культа Змея писал и академик Б. А. Рыбаков. В неолитическом периоде, вслед за развитием торговых путей и связанными с ними миграциями, культ Змея-Дракона распространился по всей Евразии, а также был занесён и в Африку.
В Древнейшей Руси Змей-Дракон являлся олицетворением дракона Велеса – созвездие Дракона. Остатки этих знаний сохранились на Востоке, где дракон служил олицетворением космоса. Из тела космического дракона возникла Вселенная. Теперь, по верованиям китайцев, драконы поддерживают чертоги божественных дворцов. На Западе и Юге дракон тоже известен. Он был прислан Зевсом «грекам» как знамение в канун осады Трои.
Толкование символа Змея-Дракона следующее: «Использование символа змея известно как представление социального классификационного знака, отличающего священного царя». То есть само наличие символов, изображающих змия или дракона, уже говорит о государственных функциях, находящихся в руках лица или предмета, обладающего таким символом. С другой стороны, присутствие змея или дракона на государственной символике обозначает священную принадлежность этого государства к «змеиному роду». Здесь, конечно, речь не идёт о змеином (в смысле рептилий) происхождении. Речь идёт об астрономических представлениях, в основе которых лежит такая система созвездий, в которой есть созвездие Дракона. И есть оно именно на том месте, на котором находится и сейчас – то есть простирается вдоль пути прецессии оси Земли.
Именно этот Змей-Дракон Велес является ключевым персонажем астрономии, астральных мифов, сакральных сказок, а также семитической религии. На Руси были драконами, или имели связь с драконом все главные боги – персонификации созвездий.
В неолите, в связи с миграциями древних русов на восток, представления о Змее-Драконе пришли и в Китай, где закрепились в местных формах астрального эпоса. Оба китайских пращура, Яньди 炎帝 и Хуанди 黄帝 были также тесно связаны с драконом. Хуанди получил предсказание, что он будет увековечен в драконе. А его брат Яньди появился от союза его матери, земной женщины, и дракона. Китайцы рассматривают Хуанди и Яньди, как своих первопредков, и относятся к себе, как к «потомкам дракона». Эти легенды также связывают дракона с императорской династией. Отсюда и эмблемы драконов.
В Китае – дракон МАН (персонификация созвездия Дракона) издревле считается символом императорской власти. Название «первого древнекитайского бога-царя – Аксум – Arwē ("змей"). Использование символа змея как социального классификационного (по происхождению тотемического) знака, отличающего священного царя, характерно для Древнего Египта (знак священной змеи Урей как символ фараона), стран индийского ареала (головные уборы в виде свившейся змеи у членов царского рода Чхота Нагпур). В большинстве случаев архаические тотемические представления, связывающие со змием царя как символ плодородия, переосмысливаются в духе идеологии позднейших "ирригационных" обществ, хозяйство которых основано на искусственном орошении. В этих культурах изображения священных змиев нередко ставятся у искусственных водоёмов. Культовый обычай иметь священную змею в доме, царском дворце или храме долго сохранялся в странах Средиземноморья (в том числе в Греции и Риме)».
Сам император часто именовался «драконом», его трон – «троном дракона», или «местом дракона», императорская церемониальная одежда – «платьем дракона». При династиях Мин и Цин мана изображали на парадных халатах, которые носили высшие сановники и придворные. При этом император облачался в халат с вытканными драконами с пятью когтями. Иногда по особому указу государя за заслуги кому-либо из сановников жаловалось право носить халат с вытканным маном о пяти когтях, в таких случаях к слову «ман» добавлялся эпитет учжуа – «пятикоготный». Драконы изображались на стенах императорских дворцов, а также ширмах, экранах и т.п. Драконы были вырезаны и на ступенях императорских дворцов. Т.е. император все время находился в окружении драконов. В поздний период правления династии Цин дракон красовался на национальном флаге Китая.
Некоторые китайские предания и легенды гласят, что настоящий император рождается с родинкой в форме дракона. Рассказывается об одном крестьянине, который родился с такой родинкой. В конечном итоге, он сверг существующую династию и основал новую.
На Руси эпохи бронзы культ Змея-Дракона среди царского рода сохранялся. Например, построившая известный древнерусский город Аркаим Славуня (мать Скифа – родоначальника скифов, жена Богумира) была змееногой богиней, полуженщиной, полузмеёй. Она часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах скифских, воинов и их коней. Арриан писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленные из различных цветных лоскутов и насаженные на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист.
В семитической Греции Дракон, Draco, Δράκων – архонт, который в 621 г. до н.э. являлся первым законодателем Афин. Он остановил господствовавшую в Древней Элладе семитическую кровную месть и вместо неё ввёл суд ефетов, который назывался не по-гречески «πρὸς όν εφίεται» и судьи в который избирались исключительно из числа знатных ариев – αριστίνδην αιρεθέντες.
Существовала и существует определённая подчинённость драконов:
Первое – дракон с пятью когтями являлся исключительной эмблемой императора.
Второе – драконы с четырьмя когтями – использовались знатью и высокопоставленным чиновникам. Максимальное число когтей дракона, которое было позволено иметь на изображениях драконов людям, в том числе и правителям зависимых от Китая государств, было четыре.
Третье – более низкие классы и народ в целом довольствовались драконами с тремя когтями.
Четвёртое – незаконное использование дракона с другим числом когтей и цвета рассматривалось как измена, заслуживающая наказания не только самого преступника, но и его клана.
Таким образом, изображение Змея-Дракона на гербе или другом месте ношения символики означает государственную принадлежность к Империи, а определённые особенности в изображении Змея-Дракона говорят об иерархии подчинённости. Такая схема государственной идентификации устанавливает: первое – столица Империи обозначается максимально сильным драконом – о двух головах и о пяти когтях; второе – у подчинённых областей изображение дракона имело одну голову и от четырёх и меньше когтей на лапах. Чтобы человек, читающий герб, мог безошибочно его прочитать, дракон изображается с поднятой лапой, демонстрируя количество когтей на ней".