Согласно заверенному 21 июля 1969 г. у нотариуса в Гуаякиле (Эквадор) заявлению аргентинского этнографа и коллекционера древностей Хуана Морица, им была обнаружена и нанесена на карту на востоке провинции Морона-Сантьяго в Эквадоре никому не известная система подземных тоннелей и вентиляционных шахт общей протяженностью в сотни километров. В заявлении Х. Мориц указывал, что он совершил это открытие, занимаясь изучением фольклора эквадорских племен. Подробности открытия были изложены в книгах Эриха фон Деникена «Золото богов. Инопланетяне среди нас» и «Посев в космосе» и Х. Хефлинга «Все чудеса в одной книге» и в дальнейшем неоднократно пересказывались другими авторами.
Открытие Х.Морица
В июне 1965 года Х. Мориц, занимаясь своими обычными изысканиями, совершенно случайно наткнулся на вход в подземные галереи на территории, оконтуренной городами Галаквиза – Сан-Антонио – Йопи на востоке провинции Морона-Сантьяго в Эквадоре.
Согласно приводимой разными авторами информации, вход в систему тоннелей выглядел как вырез в скальных породах размером с амбарные ворота. Спуск по системе вертикальных колодцев и расположенных друг под другом горизонтальных платформ заканчивался на глубине 230 или 240 м. Здесь находилось множество входов в тоннели прямоугольного сечения разной ширины с идеально ровными и как будто отполированными стенами и потолками. От основных тоннелей под прямым углом отходили боковые ответвления и вентиляционные шахты диаметром около 70 см. Было довольно много помещений размером с концертный зал. В центре одного из таких залов высотой 150 м размещалось сооружение типа стола и семи тронов из неизвестного материала, похожего на пластик.
То, что описывается дальше, больше похоже на детективную историю, чем на научный отчет, и по разному звучит у Х.Морица и Э.Ф.Деникэна. Рядом с «тронным» местом были обнаружены литые из золота фигурки ископаемых ящеров, слонов, крокодилов, львов, верблюдов, бизонов, медведей, обезьян, волков, ягуаров и даже крабов и улиток. В этом же зале находилась «библиотека» из нескольких тысяч металлических тисненых пластин размером 96x48 см с выгравированными или отштампованными на них знаками, которые Х. Мориц считал «историческими пророчествами исчезнувшей цивилизации». Мориц якобы даже нашел каменный «амулет» размером 11x6 см с изображением фигурки человека, стоящего на глобусе.
Х. Мориц также обнаружил под землей рисунки, высеченные или запрессованные в полу. У одной из таких напольных фигур было прямоугольное тело и круглая голова. «Оно» стояло на шаре–глобусе и держало в «руках» луну и солнце. Другая фигура, выгравированная на камне, изображала динозавра.
В обследованных тоннелях и залах были найдены золотые диски и пластины с различными рисунками и символами. На сотнях обнаруженных пластин были выгравированы изображения пирамид, соседствующих с летающими в небе змеями.
Открытие Х. Морица наделало немало шума и немецкие журналы «Шпигель» и «Штерн» провели в 1972 и 1973 гг. свои расследования по этому поводу. В ходе расследований было выяснено, что Э. фон Деникен никогда не спускался в описываемые подземные галереи и залы, и большая часть из того, что он писал о них в своих книгах – неправда. Сам же Мориц исследовал лишь небольшую часть подземелий. Он также не был уверен в том, что все обнаруженные им фигурки были сделаны из золота. Но то, что подземные тоннели существуют, и что Мориц в них спускался, казалось правдой.
Директор археологического института в Кито Эрнан Креспо Тораль называл Хуана Морица жуликом и авантюристом. Он говорил, что охотно принял бы в свой музей сказочные металлические книги и золотых зверей, если бы Мориц их туда доставил. «Но как этот «открыватель» может доставить сокровища, которых на самом деле не существует?»
Но так ли это?