Звездные врата – миф или реальность?

Звездные врата - выдумка фантастов или отголоски древних знаний

выдумка
1
8%
отголоски древних знаний
6
46%
выдумка, основанная на древних знаниях
0
Голосов нет
отголоски древних знаний, переработанные фантастами
5
38%
другое (напишите на форуме, что именно)
1
8%
 
Всего голосов : 13

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение Инна » 30 ноя 2011, 17:17

Думаю, не все так просто. В сновидениях можно побывать везде. Но принести материальное доказательство своего пребывания, например, в созвездии Стрельца. Камень с планеты Афродита, или что-то подобное.


- Это правда , материального ни чего с осознанных сновидений не прихватить . Правда некоторым удавалось уходить в другой мир вместе со своим физическим телом (Дон Хуан , Хенаро) , я думаю Боги это умели .
Сей час народ обмельчал и могут нырять в другие миры в своих телах сновидения только за знаниями .
В чем состоит практика осознанных сновидений ?
Практики тренируются осознавать себя во сне , управлять своим телом сновидения , когда это освоено сновидящие могут посещать другие миры .
Когда мы умираем мы переходим в свои тела сновидений .
Сновидящие как бы готовятся к этому естественному процессу , и когда приходит их час уходят в свое тело сновидения совершенно осознанными. .
К Душе Мира , через мир в душе.
Аватара пользователя
Инна
участник форума
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 27 ноя 2011, 14:02
Откуда: Таганрог http://www.magi-taganroga.ru/forum/

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение Ивенс » 01 дек 2011, 21:32

Гиперпространственный двигатель Мигеля Алькубьерре
Обзор авторской статьи из журнала "Наука и Жизнь" 2-1995
Мало найдется таких научно-фантастических романов о путешествиях в Космосе, где звездолет не был бы снабжен "гиперпространственным двигателем". По вполне понятным причинам в подробности его устройства и работы авторы не входят, но беглый просмотр классики позволил установить, что двигатель каким-то образом так искривляет пространство, что далекие звезды оказываются близко и долететь до них можно за пару часов. До недавних пор считалось, что такие трюки несовместимы с фундаментальными законами физики, однако сейчас, кажется, все меняется.
В майском номере за 1994 год научного журнала "Классическая и квантовая гравитация" английский физик испанского происхождения Мигель Алькубьерре (сам, по его признанию, большой любитель фантастики) описал принцип сверхскоростного полета, сильно напоминающий выдумки фантастов. Реализовав его на практике, можно сколь угодно быстро попасть в любую точку Вселенной.
Создание двигателя Алькубьерре становится возможным благодаря некоторым тонкостям общей теории относительности Эйнштейна, Согласно Эйнштейну, пространствовремя ("сплав" трех измерений пространства с четвертым измерением - временем) является не инертным, а довольно динамичным образованием. Под влиянием концентраций энергии пространство-время может сжиматься и искривляться. Как предполагает Алькубьерре, это его свойство можно использовать для межзвездных полетов со скоростью выше скорости света. Для этого достаточно создать в пространстве-времени такое нарушение, при котором оно будет перед звездолетом сжиматься, а позади него расширяться. Такое искажение будет на самом деле толкать звездолет вперед. Он понесется вперед, как доска для серфинга несется на гребне волны.
На первый взгляд, такой вывод противоречит специальной теории относительности, по которой ничто материальное не может двигаться быстрее света. Иначе возникал бы парадокс причинности, при котором человек мог бы изменить свое прошлое. Но Алькубьерре уверен, что его двигатель не ведет к таким нарушениям. Дело в том, что свет тоже движется в пространстве-времени, и это пространство-время так же несет его вперед, как оно несет корабль. По отношению к кораблю луч света продолжает лететь со скоростью света, а корабль не ускоряется по отношению к тому участку пространства-времени, который непосредственно его окружает.
Хотя двигатель Алькубьерре, по мнению автора идеи, не приводит к нарушению принципа причинности, все же может возникнуть опасение за здоровье пилота и пассажиров корабля. Чтобы за несколько мгновений попасть к отдаленной звезде и вернуться обратно, путешественникам пришлось бы подвергнуться очень большим ускорениям, которые неминуемо размазали бы их по стенкам. Но вспомним, что в общей теории относительности ускорение относительно. Хотя для наблюдателя на Земле ускорение такого корабля будет огромным, для самих космических путешественников оно окажется нулевым! Путешественники при этом будут находиться в невесомости, как космонавты на околоземной орбите.
Наконец, Алькубьерре доказывает, что путешествующие на его космическом корабле не претерпят растяжения времени. Согласно одному из следствий специальной теории относительности Эйнштейна, время течет с разной скоростью для наблюдателей, движущихся по отношению друг к другу. Возьмем двух космонавтов, А и В, отправляющихся в туманность Андромеды - огромную галактику, удаленную примерно на два миллиона световых лет от нас, Космонавт А летит на звездолете с двигателем Алькубьерре, а космонавт В - на старомодном звездолете, который будет всю дорогу развивать ускорение, равное земному ускорению свободного падения. Мкорость В почти всю дорогу будет околосветовой. Благодаря растяжению времени космонави В переживет весь полет, состарившись на 60 лет. Но так как галактика удалена от Земли на 2 миллиона световых лет, то на Земле за это время пройдет более 4 миллионов лет! Космонавт А проделает весь путь туда и обратно за один день, позавтракав и поужинав на Земле.
Чего же не хватает для создания чудесного двигателя? Самой малости - так называемой экзотической материи. Это же, пока лишь теоретически обоснованное, но никогда не наблюдавшееся в природе вещество необходимо и для создания машины времени (см. "Наука и жизнь" № 2, 1990 г.). Экзотическая материя, в отличие от нормальной, окружающей нас и неплохо изученной физиками, обладает отрицательной плотностью энергии, Два тела из обычной материи, с энергетической плотностью одинакового знака, притягиваются одно к другому силой гравитации, Так же ведут себя и два тела из экзотической материи. А два тела из материи с разными знаками энергетической плотности будут отталкиваться одно от другого. Именно отрицательная энергетическая плотность экзотической материи и движет звездолет (возвращаясь к фантастике, вспомним, что в одном из романов межзвездные корабли используют в качестве горючего некий анамезон; не есть ли это экзотическая материя?).
На рисунке, выполненном самим Мигелем Алькубьерре, показано возмущение
пространства-времени, которое будет создавать его двигатель. На гребне этого
возмущения корабль движется в направлении, указанном стрелкой. Перед
кораблем пространство сжимается, делая доступными самые дальние
звезды, позади расширяется, унося корабль все дальше от Земли.
Но возможно ли такое - отрицательная энергетическая плотность? Возможность существования вещества с таким свойством предсказал еще в 1948 году голландский физик Хендрик Казимир. Он же рассчитал, что если отрицательная плотность энергии возможна, то две параллельные пластины из проводящего материала, помещенные в вакуум, должны чуть-чуть притягиваться друг к другу В 1958 году это явление было обнаружено в лаборатории и названо эффектом Казимира. Возможность существования экзотической материи предусматривается и в современной теории расширения Вселенной.
Правда, до того, как начинать строить гиперпространственные космические корабли, придется еще разрешить кое-какие технические трудности. Например, как наработать или найти в больших количествах эту самую экзотическую материю? Но Алькубьерре такие непринципиальные детали уже не интересуют, он предоставляет их другим физикам и инженерам, а сам занялся сейчас проблемами общей теории относительности.
Ивенс
 

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение Ивенс » 01 дек 2011, 21:57

ДОКЛАДЫ ЛАБОРАТОРИИ
«ИНВЕНСОР»

Доклад № 83

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ, РАЗРУШАЮЩИЙ ПРОСТРАНСТВО?
АЛЕКСАНДР ГУЦ, кандидат
физико-математических наук,
доцент
г. Омск

Как далеко человечество способно проникнуть в космическое пространство? Ответ на этот вопрос зависит от доступных людям средств космического полета. До 1903 года он был полностью отрицательным. Благодаря изобретенной К. Э. Циолковским ракете на жидком топливе мы получили возможность освоить всю солнечную систему. Ну а дальше?

ОТВЕЧАЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Согласно теории относительности предельная скорость перемещения материальных тел не должна превышать скорости света. Отсюда вытекает, что даже если удастся построить звездолет, способный развивать скорость, сравнимую со скоростью света, то все равно до ближайших звезд полет по часам звездолетчиков будет длиться годы, а до более удаленных десятки лет. На Земле между тем будут проходить сотни, тысячи и миллионы лет. Например, до туманности Андромеды корабль будет лететь 28 лет, а на Земле пройдет 3,6 млн. лет! Вряд ли в таком случае можно говорить о познаваемости удаленных галактик, ибо диалектико-материалистическое понятие познаваемости предполагает включение объекта в сферу практической деятельности человека. Чтобы как-то справиться с этим затруднением, выдвигается следующий довод: вселенная, по-видимому, всюду одинаково устроена, и, следовательно, нет необходимости непосредственного исследования сверхдалеких объектов. Но это позиция лисицы перед недоступным ей виноградом. Во всяком случае, очевидна научная ценность полета к центру вашей Галактики. Но и здесь полет продлится 21 год по часам космонавтов и 60 тыс. лет по календарю Земли.

Такие сроки сводят всю научную ценность этого полета на нет. Получается, что не только далекие галактики, но и далекие звезды недостижимы. Такие же ограничения на предельную скорость передачи радиосигналов делают невозможным живой диалог между нашедшими друг друга цивилизациями, отдаленными на межзвездные расстояния. Каждой из них придется ожидать ответа на свой запрос десятки, сотни лет.

Следовательно, освоив пространство солнечной системы, человечество вынуждено будет ограничиться только этим пренебрежимо малым кусочком вселенских просторов. И если каким-то образом удастся организовать далекую звездную колонию, она быстро потеряет чувство родства с нами в силу крайне редких, раз в десятки или сотни лет, контактов со своей прародиной.

В настоящее время человечество развивается по геометрической прогрессии. Каждые 10-12 лет мировая наука удваивается по всем существенным количественным показателям. Удваивается каждые 15-20 лет объем потребляемой энергии. Как показывают оценки, при существующем ограничении скорости перемещения в пространстве цивилизация не способна успешно решить проблему пополнения в том же темпе материальных и энергетических ресурсов за счет беспредельной космической экспансии, осваивая все новые и новые области вселенной. Следовательно, либо темпы развития станут со временем более умеренными, либо человечество станет на трудно представляемый в настоящее время путь экспансии во «внутрь» элементарных частиц. Возникающая при этом картина будущего, ожидающего любую космическую цивилизацию, заставляет нас расстаться с мечтой о сверхдальних космических полетах в посещениях далеких галактик.

ЧТО ГОВОРИТ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ?

Картина, нарисованная специальной теорией относительности, разрушится, если изыскать возможность совершать сверхдальние полеты или сверхдальнюю связь в небольшие по сравнению с жизнью человека отрезки времени по часам Земли. Для этого обратимся к общей теории относительности (ОТО), которая является теорией пространства-времени.

Материальная частица описывается ОТО траекторией, мировой линией лежащей в четырехмерном мире событий, называемом пространством-временем. Событие - это точка, мировая точка в пространстве-времени. В каждой такой точке априори задан световой конус, состоящий из двух половин: конуса прошлого и конуса будущего. Мировая линия материальной частицы должна всегда находиться внутри конуса (рис. 1). На каждой мировой линии течет собственное время, идут собственные часы, что и дает соответствующую картину перелета (рис. 2). То, что мировая линия должна находиться всегда внутри светового конуса, и отражает тот факт, что предельная скорость механического перемещения материального тела или электромагнитной волны не превышает скорости света.

В специальной теории относительности пространство-время есть четырехмерное евклидово пространство (произведение трехмерного евклидова пространства на прямую времени), а все световые конусы равны и параллельны. В общей теории относительности пространство-время может быть существенно иным. Например, цилиндром (произведением трехмерной сферы-пространства на прямую времени) или произведением четырех окружностей - четырехмерным тором. Соответствующим образом ведут себя световые конусы (рис. 3, 4). Правда, еще вопрос, имеют ли эти модели какое-либо отношение к реальной вселенной. Но на данном этапе не будем ограничивать себя в выборе самых разнообразных моделей.

Мировая линия, описывающая частицу в ОТО, должна находиться внутри светового конуса, состоящего из двух половин: конуса прошлого и конуса будущего (1).

Пространственно-временная картина перелета «Земля — звезда — Земля» по ОТО, где L1, L2 и L3 мировые линии, соответствующие Земле, кораблю и звезде (2).

Поведение световых конусов и мировых линий в цилиндрической (3) и торовой (4) моделях пространства.

Ускоренное преодоление сферического пространства с помощью «кротовой норы» (5).

Отрыв части пространства от сферы (6).

Перелет через гиперпространство по четырехмерной «кротовой норе» в пространстве-времени (7).

Если реальное пространство имеет «кротовые норы», ведущие в прошлое, то реализация машины времени в принципе возможна (8). Рис. Станислава Лукина

Для облегчения изложения рассмотрим модель пространства-времени, в которой опустим одно пространственное измерение. Возьмем сферу и отрежем от нее два равных диаметрально противоположных диска. Образовавшиеся дырки заклеим с помощью цилиндра: края дырок приклеиваем к краям цилиндра (рис. 5). Получившаяся сфера с «кротовой норой» является пространством в нашей модели. Пространство-время получается теперь перемножением такого «хитрого» пространства на прямую времени.

Путь adh, ведущий из точки a в точку h, длиннее, чем путь ach. Поэтому, «нырнув» в «кротовую нору», можно быстрее по часам точки а добраться до h, нежели по пути adh. Аналогично полет к далекой галактике может стать реальным с точки зрения календаря Земли, если отыскать ведущую к цели «кротовую нору». Конечно, пространство-время в действительности может не иметь вообще никаких «кротовых нор», но теоретически идея сверхбыстрого космического полета (по часам Земли) принципиально совместима с ОТО.

Уяснив это, можно самым серьезным образом исследовать возможность искусственного создания необходимой «кротовой норы». Цель данного доклада и состоит в подобном исследовании, правда, мы будем изучать не трехмерные «кротовые норы», а четырехмерные. Но об этом разговор пойдет чуть позднее.

А пока напомним еще об идее, часто эксплуатируемой в фантастической литературе, которая заключается в том, что четырехмерное пространство-время - лишь граница пятимерного гиперпространства. Поэтому сверхдальние перелеты, кажущиеся обитателям четырехмерного мира сверхбыстрыми, можно совершать благодаря выходу в гиперпространство, то есть используя пятое измерение. Как ни фантастично подобное предположение, оно, как будет видно из дальнейшего, может быть подкреплено вескими соображениями.

Теория относительности вполне допускает сверхбыстрые перемещения материальных тел в пространстве или гиперпространстве. Особенность таких перемещений состоит в том, что они совершаются благодаря использованию особой геометрической и топологической структуры вселенной («кротовые норы», гиперпространство и пр.), о которых мы сейчас ничего не знаем.

ЧЕРЕЗ РАЗРЫВ ПРОСТРАНСТВА К ЗВЕЗДАМ!

В фантастической литературе космический полет к звездам, протекающий по часам Земли всего неделю, месяц и называемый «прыжком звездолета прямого луча» или «нуль-транспортировкой», описывается просто: корабль растворяется в пространстве, исчезает, а затем появляется у цели, материализовавшись в пустоте.

Представим, что от трехмерного пространства в виде сферы, в котором мы с вами живем, отрывается кусочек, содержащий некоторый предмет (рис. 6). Тогда он тоже растворится, исчезнет прямо на глазах, ибо свет от него уже не будет доходить до нас. Слившись вновь с пространством, предмет материализуется, возникнет из ничего. Можно даже предположить, что оторвавшийся кусок уходил в гиперпространство. Отрыв куска пространства - это и есть образование четырехмерной «кротовой норы» в пространстве-времени.

Таким образом, решение проблемы сверхбыстрых космических полетов сводится к нахождению ответов на следующие два вопроса. Можно ли оторвать кусок пространства? Если можно, то как его потом «прилепить» к нужному месту так, чтобы по часам Земли прошло как можно меньше времени по мере перелета корабля по образовавшейся «кротовой норе»?

На рисунке 7 показано, каким образом находится ответ на второй вопрос. Читатель, знакомый с дифференциальной топологией, отчетливо может себе представить, какой ворох головоломок скрывается за этим рисунком. На рисунке 8 изображен полет в собственное прошлое. Но здесь следует сразу оговориться, что, если пространство-время априори имеет «кротовую нору», ведущую в прошлое, то такой процесс действительно может реализоваться, хотя вряд ли он отвечает нашему представлению о таком заманчивом путешествии. Создать же искусственно такие «норы», по-видимому, в принципе нельзя, и это каким-то образом должно входить в число запретов, действующих в природе.

Постараемся теперь ответить на основной, первый вопрос:

КАК РАЗОРВАТЬ ПРОСТРАНСТВО?

Попытаемся показать, как решается поставленная перед нами задача, на примере разрыва двухмерной сферы.

Для этого мы должны напомнить о понятии кривизны поверхности. Любая поверхность имеет ту или иную кривизну, для определения которой применяются сравнительно простые математические построения, дающие ее количественное выражение, так называемое абсолютное значение гауссовой кривизны поверхности в данной точке. Кривизна положительна, если в малой окрестности точки поверхность выглядит как кусочек сферы, и отрицательна, если поверхность подобна седлу. Плоскость имеет нулевую кривизну.

В топологии интегральная кривизна замкнутой поверхности, подобной сфере, тору и т. д., определяется теоремой Гаусса - Боне, выводящей ее зависимость от характеристики Эйлера - Пуанкаре. Например, для сферы она равна 2, для тора - нулю, для многогранника - сумме вершин и граней за вычетом числа ребер. Если сфера распадается на две сферы, то характеристика Эйлера - Пуанкаре за счет изменения кривизны сферы увеличивается в два раза. При обрыве от сферы небольшого кусочка кривизна изменяется только в районе области разрыва. В этом случае условие разрыва можно записать в виде неравенства: изменение средней кривизны, умноженное на площадь оторванной области, больше или равно 4π. Естественно, что для реального пространства условие разрыва выводится более сложно (см. статью автора в «Известиях вузов СССР. Физика», № 5 за 1982 год).

Пространство, являющееся трехмерной поверхностью в пространстве-времени, так же характеризуется кривизной. Даже двумя. Одна из них - внутренняя, или скалярная кривизна, определяется без «взгляда со стороны» четвертого измерения. Другая - внешняя кривизна, искривленность пространства в четырехмерном пространстве-времени.

Отрыв шара от пространства происходит за счет резкого изменения средней внутренней кривизны в области шара. Условие разрыва получается следующим: изменение средней внутренней кривизны, умноженное на характерную площадь двухмерного сечения шара, больше или равно 2π. Внешняя кривизна при этом не меняется.

Пространство с течением времени может менять свою геометрию, например расширяться, и, следовательно, изменять свою кривизну. С точки зрения ОТО геометрия пространства определяется распределением материи. Связь между кривизной пространства и распределением материи описывается уравнениями Эйнштейна. Из них, в частности, следует, что для отрыва шара конечного размера от пространства нужно добиться резкого возрастания среднего значения плотности энергии в этом шаре. Полученные автором условия разрыва пространства позволяют рассчитать энергетические параметры, которыми должна обладать двигательная установка звездолета, перемещающегося в пространстве за счет изменения его структуры.

Если отрывается шар, имеющий объем 1 км3, то силовая установка должна создать Плотность энергии 1037 эрг/см3. Это очень и очень много! Например, термоядерная бомба характеризуется гораздо меньшей плотностью энергии - 1022 эрг/см3.

Не означает ли это крах идеи лететь к звездам, создавая «кротовые норы» в пространстве-времени. Утвердительный ответ был бы слишком поспешным. Ведь уже расчеты, связанные с проектом фотонного звездолета, приводят к неутешительным цифрам. А с фотонным звездолетом мы продолжаем, за неимением других мыслимых на сегодня средств, связывать будущее космонавтики. Тем более было бы крайне наивно ожидать, что перемещение в пространстве посредством крушения структуры пространства-времени можно осуществить, обладая тем уровнем техники, которым человечество владеет в настоящее время или будет владеть в недалеком будущем.

Наше исследование показывает, сколь большое значение имеет для характеризации уровня развития космической цивилизации такой численный показатель, как производимая плотность энергии.

Цивилизация, осваивающая межпланетные перелеты, использует для этого главным образом законы нерелятивистской теории тяготения Ньютона. Околосветовые, релятивистские скорости для решения задач освоения околозвездного пространства вряд ли нужны. В то же время цивилизация, ставшая на путь межзвездной экспансии, как было показано выше, не сможет удовлетвориться только околосветовыми полетами. У нее возникает необходимость в практическом использовании релятивистской теории пространства-времени, то есть общей теории относительности, называемой также релятивистской теорией тяготения Эйнштейна. Именно она определяет высокие плотности энергии, возникшие в наших расчетах. Поэтому цивилизация, способная совершать сверхбыстрые межзвездные перелеты, должна освоить уровень производства плотности энергии, сравнимой хотя бы с 1034 эрг/см3 - плотность энергии ядерной материи и нейтронных звезд. Такая цифра берется на основании того, что нейтронная звезда близка по своим параметрам к тому, чтобы оторваться от пространства.

По-видимому, в дальнейшем цивилизация достигнет еще более высокого уровня развития. Она начнет вести космологическую экспансию во «внутрь» элементарных частиц и будет нуждаться в квантовой релятивистской теории тяготения. Но наша земная цивилизация пока еще далека и от уровня производства плотностей энергии, позволяющих разрывать пространство, «прогрызая кротовые норы» в пространстве-времени. Поэтому " идея сверхбыстрых полетов за счет изменения структуры мира кажется нам фантастической и недоступной, хотя теоретически она представляется обоснованной уже настолько же, насколько была обоснована возможность космических полетов в
Ивенс
 

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение Ивенс » 01 дек 2011, 22:01

Рисунки прыжка
Вложения
11-14.jpg
11-14.jpg (47.05 КБ) Просмотров: 4602
Ивенс
 

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение Ивенс » 01 дек 2011, 22:03

Ещё один рисунок
Вложения
11-15.jpg
11-15.jpg (62.46 КБ) Просмотров: 4602
Ивенс
 

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение НСкрипкин » 01 дек 2011, 22:41

Хорошие иллюстрации показывающие, что прошлое в такой же степени многовариантно, как и будущее, а следовательно многие споры о событиях прошлого теряют смысл (например о причине той или иной катастрофы), все события прошлого которые явно не противоречат наблюдаемому нами настоящему равновероятны.
Аватара пользователя
НСкрипкин
участник форума
 
Сообщения: 1718
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 23:02
Откуда: г.Волгоград

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение НСкрипкин » 03 дек 2011, 23:16

На тему звёздных врат http://xperehod.ru/topicview-298.html
Аватара пользователя
НСкрипкин
участник форума
 
Сообщения: 1718
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 23:02
Откуда: г.Волгоград

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение А.Колтыпин » 09 дек 2011, 02:03

Ивенс, Скрипкин - спасибо за материалы. У меня сейчас короткий вопрос к Инне. Правильно ли я понял, что Вы отождествляете мир сновидений с реальным миром. То есть, если нам снится, что мы идем по Нь-Йорку, если мы можем управлять сновидениями, мы сможем пройтись по этому городу в тот же момент во вполне осознанном состоянии? Или побывать на какой-то планете и увидеть все наяву?
А.Колтыпин
Администратор
 
Сообщения: 1221
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 00:19

Re: Звездные врата – миф или реальность?

Сообщение RUSpilot » 11 дек 2011, 15:09

Водитель сказал, что развезёт всех. Развезло всех, особенно водителя
Аватара пользователя
RUSpilot
участник форума
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 02 дек 2011, 22:25
Откуда: Там, где делают пулемёты

Re: Гипотеза эфира ошибочна

Сообщение Ивенс » 11 дек 2011, 15:28

Гипотеза эфира ошибочна


Опыт Майкельсона не дал результата. Майкельсон не обнаружил задержки в распространении света ни в каком направлении. Происходило лишь ничтожное смещение интерференционных полос. Обе половины расщепленного пучка возвращались практически в одно и то же мгновение.

Это казалось почти невероятным. Так называемый "эфирный ветер" не оказывал совершенно никакого влияния на скорость света независимо от направления луча - по "ветру" или поперек него. Напрашивался вывод, что Земля неподвижна относительно эфира, а это предположение, разумеется, совершенно нелепо.

Однако от наблюдений и фактов никуда не денешься. И Майкельсон скрепя сердце вынужден был обнародовать результаты своих опытов. Он это сделал в августовском номере "Америкэн джорнал оф сайанс" за 1881 год. Статья была озаглавлена "Относительное движение Земли и светоносного эфира" [5]. Его заключение было кратко и не оставляло места для сомнений. "Гипотеза неподвижного эфира ошибочна", - писал он.

Что же оставалось думать физикам? Можно было допустить, что Земля, двигаясь вокруг Солнца, увлекает эфир за собой. А, может быть, никакого эфира и не существует? Может быть, эфир - это просто удобный миф, придуманный физиками для подкрепления своих теорий, подобно тому как миссис Сара Гемп из романа "Мартин Чеззлвит" Чарльза Диккенса придумала миссис Гаррис, чтобы ссылаться на ее мнение в подтверждение своих суждений и россказней.

Само собой разумеется, что вывод, опрокидывающий все привычные представления, вызвал долгие споры. Австрийский философ и физик Эрнст Мах, имя которого часто упоминается в наш век реактивных двигателей и сверхзвуковых чисел Маха, был одним из тех ученых, которые раз и навсегда отвергли реальность эфира. Другой выдающийся ученый, англичанин лорд Кельвин, который требовал, чтобы любая физическая теория была подкреплена механической моделью, продолжал верить в эфир. Оливер Лодж, убежденный сторонник теории эфира, отвергал выводы Майкельсона и настаивал на своем прежнем определении эфира: "Эфир это непрерывно заполняющее пространство вещество, колебание которого обусловливает распространение света; это вещество может разделяться на положительное и отрицательное электричество, в своем вихревом движении оно составляет материю, и именно с его непрерывностью, а не с разрывностью связано свойство восприятия всякого действия и реакции на него, присущие материи". Сам Майкельсон не принимал участия в спорах. Он ограничился тем, что широко оповестил научный мир о результатах своих опытов. Он показал свой интерферометр Корню и другим парижским ученым и опубликовал сообщение об опыте во французском научном журнале "Конт рандю" (Доклады французской Академии наук). Затем Майкельсон вернулся в Соединенные Штаты и приступил к выполнению обязанностей первого профессора физики в Школе прикладной науки Кейса, не подозревая, что ему предстоит там в содружестве с другим ученым проделать работу, которая свяжет их имена с одной из величайших революций в человеческом мышлении.
Ивенс
 

Пред.След.

Вернуться в Тайны Космоса

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
@Mail.ru