Ирина писал(а):"Все формы, образовавшиеся в плотном и тонком материале, приобретают свои
контуры благодаря некоему коагулянту, как бы склеивающему и формирующему их.
Назовем его фантомным материалом, а его мельчайшую часть для простоты будем
обозначать словом фантом... "Так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление". Это "приспособление" мы с вами и будем именовать фантомами, что в переводе с греческого значит "призрак".
Очень серьезное научно-философское размышление, постараюсь сделать адекватное продолжение.
Я так думаю, что речь здесь идет об Акаше - санскритский термин, обозначающий этот фантом и определяющий все и ничего одновременно.
Петр писал(а):Может, давайте заменим слово вакуум на более понятные слова эфир или акаша?
Я думаю, что Акаша и Эфир - это не одно и то же.
Давайте попробуем разобраться.
Если я правильно понимаю, то речь идет о какой-то первоначальной субстанции или протоматерии или как говорится в одном священном Писании: "И первым было слово".
Что же представляет из себя «Первичная Субстанция», та таинственная вещь, о которой постоянно толковала алхимия и которая была предметом философских обсуждений во все века, которая является Всем в проявленной Природе и – ничем для наших чувств? Чем может быть она в конечном итоге, даже в своей феноменальной до-дифференциации? Она, эта первичная субстанция упоминается под различными наименованиями в каждой космогонии и в каждой философии, но до сего дня является вечно ускользающим фантомом. Мы касаемся ее и не ощущаем ее; мы смотрим на нее и не видим ее; мы вдыхаем ее и не замечаем ее; мы слышим и обоняем, совершенно не подозревая о ее присутствии, ибо она содержится в каждой молекуле того, что мы в нашем неведении и иллюзии рассматриваем как материю в одном из ее состояний, или познаем как чувство, мысль, эмоцию. Во вступительных предложениях Книги Бытия и в халдейской Космогонии, в Пуранах Индии и в Книге Мертвых Египта – всюду с нее начинается цикл манифестации. Она именуется Хаосом и Водою, оплодотворенною Духом, исходящим от Неведомого, каким бы именем не назывался этот Дух.
Так вот, авторы священных Писаний в Индии проникают глубже в начало эволюции вещей, нежели Фалес или Иов, ибо они говорят следующее:
«От Разума (называемого Махат в Пуранах), в соединении с Неведением (Ишварой, как личным Божеством), при помощи его устремленной силы, в которой преобладает качество неподвижности (тамас, бесчувствие) происходит Эфир. От Эфира – воздух; от воздуха – теплота; от теплоты – вода и от воды – земля, со всем, что на ней».
«От этого, от этого Самого Я, произошел Эфир», – так говорят Веды (
Taittirîyaka Upanishad http://bikdharma.wordpress.com/upanishad-taittiriyaka/ русский вариант
Тайттирия Упанишада http://scriptures.ru/taittiri.htmИз этой цитаты становится ясно, что не этот Эфир, – возникший при четвертой стадии от излучения «Разума, соединенного с Неведением» – является высоким Началом, Божественной Сущностью, обоготворяемой греками и латинянами под наименованием «Отец, Всемогущий Эфир» (Pater Omnipotens Æther) и «Великий Эфир» (Magnus Æther) во всей его совокупности. Досадною загадкою для всех отраслей знания является всегда семеричная градация и бесчисленные подразделения и различия, делаемые древними между силами Эфира, взятыми коллективно, начиная от его внешних границ действий, известных нашей науке, и вплоть до «Невесомой Субстанции», когда-то принятой как «Эфир пространства», но ныне почти отвергаемой.
Эфир – этот гипотетический Протей, одна из «изобразительных фикций» современной науки, в течение долгого времени пользовавшийся признанием, является одним из низших «начал» того, что мы называем Первичной Субстанцией, одной из грез древних времен, ставшей вновь мечтою современной науки. Это величайшая, так же как и дерзновеннейшая, из доживших до наших дней теорий древних философов. Для оккультистов, однако, как Эфир, так и Первичная Субстанция являются реальностями. Кстати, церковь уже с первоначальных ошибочных толкований Эфира сделала его местопребыванием своих сатанинских легионов. Например, вся иерархия падших Ангелов помещается именно здесь.
Эфир, что бы ни видела в нем современная наука, представляет собой дифференцированную субстанцию. Акаша же, согласно древнеиндийским источникам, не имеющая никаких атрибутов, кроме одного – звука, субстратом коего она является, есть не субстанция даже экзотерически, а скорее Хаос, или великая Пустота Пространства. Эзотерически только Акаша и являет собой божественное Пространство, которая становится эфиром лишь на низшем и последнем плане – в нашей видимой Вселенной и на Земле.
Говоря другим языком, Эфир есть Астральный Свет, а Первичная Субстанция – это Акаша.
Акаша это не Эфир и, менее всего, она можетбыть Астральным Светом. Эфир есть лишь внешний аспект Акаши. Астральный Свет - это Природа (Пракрити). Акаша выше низшего плана Пракрити, т.е., Материального Космоса. Акаша, следовательно, есть Прадхана в иной форме и, как таковая, не может быть Эфиром, вечно-невидимым посредником. В
Вишну Пуране (I, 23-24) сказано: «
Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего другого, за исключением лишь Одного, непостигаемого разумом, или того, что есть Браман и Дух, с одной стороны, и Прадхана (Изначальная Материя), с другой». (Прадхана - недифференцированное состояние совокупности материальных элементов в тонкой форме).
Астральный Свет, или низший Эфир, полон сознательными, полусознательными и бессознательными сущностями. Однако, вся серия феноменов происходит из Первоначала Эфира – Акаши, ибо Акаша, имеющая двоякую природу, исходит из так называемого недифференцированного Хаоса, а последний является первичным аспектом Мулапракрити, Основной Материи. И при этом Акаша и Прадхана являются всего лишь двумя аспектами одного и того же.
Астральный Свет — это то, что зеркально отражает три высших плана сознания, и то, что находится над низшим, или земным, планом; следовательно, он не выходит за пределы четвертого плана, где, можно сказать, начинается Акаша. Между Астральным светом и Акашей существует большое различие, о котором нельзя забывать. Последняя вечна, первый периодичен. Астральный свет меняется не только со сменой Манвантар, но также с каждым подпериодом и планетным циклом, или Кругом.
Итак, согласно Упанишадам, Акаша – это тончайшая протоматериальная субстанция или первый элемент Материи, который Брахман создал при сотворении мира. Весь мир заполнен этой субстанцией. Кроме Акаши в Упанишадах, Веданте и тантризме упоминается еще более тонкая субстанция - Прана, выступающая как Энергия, из которой была сотворена Акаша. Она инертна, не создает помех перемещению вещей. Акаша практически сама выступает как пространство. Ей присущи свет и темнота. Древние тексты называют ее носителем звука, считают вместилищем знаний, информации и условием или фактором единства дифференцированного мира. В Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть ни что иное, как переведенный символ Логоса - "Речи" в ее мистическом смысле. Акаша - бесконечное, вездесущее вещество Вселенной, что повсюду присутствует и все пронизывает, не имея собственной конкретной формы, но давая основу для многообразия вещей. Все, что представляет собой комбинацию элементов, что выступает как зримое, ощутимое, слышимое, есть проявление Акаши, однако сама она настолько тонка, что, не воспринимается человеческими органами чувств. При появлении мира существовала только эта субстанция, когда мировой цикл завершится, предметы вновь обратятся в Акашу, и очередной цикл начнется с нее. Акаша возникает в мире благодаря Пране – своему энергетическому началу.
В буддийской космологической модели Акаша не имеет опоры, «ни на чем не покоится». Мир возникает в ней по кармическим причинам. Остаточная совокупная карма, сформировавшаяся в предыдущем мировом цикле, вызывает в Акаше первое движение, «ветер», свидетельствующий о зарождении нового мира, начале нового цикла бытия. Уплотняясь, Акаша последовательно образует воздух, огонь, воду, землю. После разрушения мира все элементы в обратном порядке возвращаются к состоянию Акаши и Праны. Поле Акаши допускает неограниченную скорость распространения мысли.
Теперь об Акаше с эзотерической точки зрения. Вот что пишет Е.Блаватская:
Акаша, в ошибочном переводе слова, как «Пространство», была явлена в древних индусских системах, как Перворожденный «от Единого, имеющий лишь одно качество – «Звук», который семеричен. На эзотерическом языке это Единое есть Бог-Отец, а Звук есть синоним Логоса, Глагола или Сына. (
Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.2 отд.7)
http://ru.teopedia.org/lib/%D0%91%D0%BB ... 82%D0%B4.7В Катхопанишаде индусов, Пуруша, Божественный Дух уже стоит перед Первичной Материей и от их слияния возникает Великая Душа Мира, «Маха-Атма, Браман, Дух Жизни». Последние наименования, опять-таки, тождественны с Всемирной Душою или Anima Mundi; Астральный Свет теургов и каббалистов есть ее последнее и низшее подразделение. (
Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.2 отд.14)
http://ru.teopedia.org/lib/%D0%91%D0%BB ... 2%D0%B4.14Согласно Е.Блаватской Акаша - это тонкая духовная сущность,
наполняющая все пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествленная с Эфиром. она относится к Эфиру так же, как Дух к Материи. Астральный Свет не является Акашей, хотя и будучи лишь низшим аспектом Абсолюта, низший Астральный Свет как раз и есть Эфир. Астральный Свет и Акаша едины, но видимы они в двух аспектах: в духовном и физическим. (
Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ст.6 шл.5)
http://ru.teopedia.org/lib/%D0%91%D0%BB ... 88%D0%BB.5Итак, в теософии Блаватской Акаша — это тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая всё пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествлённая с эфиром. Но она относится к эфиру так же, как дух к материи… Фактически, она является мировым пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в её вечно изменяющихся аспектах на планах материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль. Это причина тому, почему в Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть ничто иное, как переведённый символ Логоса — «Речи» в её мистическом смысле.
Акаша, конечно, не есть эфир науки – ни даже Эфир оккультистов, определяющих последний лишь как один из принципов Акаши – она вместе с ее перворожденным, конечно, есть причина звука, причина психическая и духовная, но, ни в коем случае, не материальная. Отношения Эфира к Акаше могут быть определены, прилагая к Акаше и Эфиру слова, которые употребляются в Ведах, говоря о Боге: «Так сам был, истинно, (своим собственным) Сыном», один, будучи порождением другого, и, все же, оставаясь самим собою. Это может быть трудная загадка для непосвященных, тем не менее, загадка очень легко разрешается любым индусом, даже и не мистиком. (
Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 ч.1 гл.Итог. Несколько Оккультных Афоризмов http://ru.teopedia.org/lib/%D0%91%D0%BB ... 0%BE%D0%B3Таким образом, Акаша является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в ее вечно изменяющихся аспектах.
Эфир, как бы ни истолковывала его современная наука, есть дифференцированная Субстанция; Акаша же, не имеющая атрибутов, кроме одного – ЗВУКА; субстратом которого она является, – не есть субстанция. Акаша есть резонатор Природы. Она есть Божество, единая Жизнь. На современном языке Божественную Мысль лучше было бы назвать Космической Мыслеосновою, Духом, и Акашу – Космической Субстанцией, Материей. Оба они – Альфа и Омега Бытия и лишь два аспекта Единого Абсолютного Существования.