Вечно горящие лампы древности

Вечно горящие лампы древности

Сообщение Мистер Чебурашкин » 20 янв 2015, 22:34

Во многих манускриптах античного времени и Средневековья упоминаются вечно горящие светильники, которые горят в склепах и могилах сотни и даже тысячи лет без всякого потребления привычного нам топлива. Один из таких светильников был найден в Италии в 1400.... каком-то году, когда вскрыли гробницу дочери известного римского оратора Цицерона. Светильник горел почти полтора тысячелетия, но пропал на второй день после вскрытия, кто-то украл. Иезуитский монах Афанасий Кирхер пытался объяснить работу таких светильников обычным горением нефти: мол, к светильнику был сделан незаметный подвод от естественного нефтяного месторождения. Но в этом случае за полтора тысячелетия потолок и стены склепа должны покрыться толстенным слоем копоти, а вот её-то как раз в склепах и не находят. К тому же в том месте, где находилась гробница Цицероновой дочери, отсутствуют всякие нефтяные месторождения, даже самые маленькие.

Я думаю, что в качестве такого вечно работающего светильника мог служить кольцар Лазарева. Кратко опишу как он устроен. Берём обычную пластмассовую колбу от кваса и разрезаем её на две половинки: нижнюю и верхнюю. В нижней половинке устанавливаем деревянную перегородку, сделанную из лиственных пород (если делать из хвойных пород, работать будет много хуже). Волокна в перегородке обязательно должны идти в вертикальном направлении сверху вниз. В перегородке должно быть отверстие с затычкой. Также должна быть тонкая трубка, идущая с самого низа колбы через перегородку в верхнюю часть. Все места между трубкой и деревом, между деревом и колбой необходимо надёжно уплотнить, чтобы воздух не мог проходить даже сквозь самые маленькие щели. Открываем затычку и наливаем в нижнюю часть колбы столько легкоиспаряемой жидкости, чтобы самый нижний срез трубки находился уже в жидкости, но при этом уровень жидкости не достигал дерева. То есть необходимо сохранить воздушную прослойку между деревом и жидкостью. Закрываем плотно отверстие затычкой, наливаем немного этой же жидкости на дерево сверху и плотно насаживаем верхнюю половину колбы на нижнюю. Ставим конструкцию в тёплое место и ждём. Через некоторое время (может пройти от нескольких минут до нескольких дней в зависимости от используемой жидкости и температуры окружающей среды) из трубки сверху начнёт капать жидкость.

Я объясняю работу этой конструкции следующим образом. Жидкость проходит через древесные капилляры сверху вниз и тогда воздушная прослойка под деревом оказывается со всех сторон окружена жидкостью. Под действием окружающего тепла жидкость начинает в это прослойку испаряться сверху и снизу. Но одновременно с испарением начинается конденсация уже испарившихся паров обратно в жидкость. Через некоторое время наступает равновесие, когда количество испарившихся молекул равно количеству сконденсировавшихся. Если никакая посторонняя сила на молекулы пара не действует, тогда каждая молекула имеет одинаковую вероятность уйти обратно в жидкость как вниз, так и вверх. Но если действует посторонняя сила (гравитация), тогда на беспорядочное броуновское движение паровых молекул накладывается их медленный дрейф в сторону этой силы. И каждая молекула приобретает большую вероятность сконденсироваться вниз, чем вверх. Иными словами, начинается медленный переток жидкости через паровоздушную прослойку вниз под действием силы тяжести. Уровень жидкости под деревом поднимается, давление воздуха растёт, он выталкивает жидкость в трубку и та через трубку поступает в верхний отсек. А потом снова просачивается через капилляры, испаряется, проходит через воздушную прослойку, конденсируется и т.д. Так происходит круговорот жидкости в установке.

Здесь происходят одновременно два процесса: перенос вещества гравитацией сверху вниз и перенос тепла теплопроводностью снизу вверх. Преобладание конденсации над испарением на нижнем уровнем паровоздушной прослойки увеличивает температуру в этом месте. А преобладание испарения над конденсацией на верхнем её уровне уменьшает температуру. Возникает разность температур и тепловой поток снизу вверх, который испаряет новые порции жидкости сверху. Если вкрутить в нижнюю поверхность дерева многочисленные металлические болты так, чтобы их головки находились в жидкости, тогда тепло будет передаваться не через паровоздушную смесь низкой теплопроводности, а через металл высокой теплопроводности. Это интенсифицирует передачу тепла и весь процесс испарения-конденсации.

Я в качестве жидкости использовал вначале фреон. И он работал очень даже неплохо, капли начинали капать из трубки в верхнем отсеке уже через полчаса после окончания сборки. Но у фреона оказался необычный побочный эффект. Пластмасса колбы при контакте с ним стала помаленьку съёживаться и за ночь колба ужалась чуть ли не вдвое. В такой колбе уже ничего не работало, пришлось её выбрасывать и делать всё заново. Поэтому потом я перешёл на обычный бензин. Он работал намного хуже фреона, но пластмасса от него не коробилась.

А однажды я проделал простенький эксперимент. Я медленно подносил руку к нижней части кольцара и увидел, что капли из трубки стали падать намного чаще. Если же я подносил руку к верхней половине кольцара, уже готовая упасть капля втягивалась назад в трубку. Объяснение этому эффекту очень простое. Нагрев паровой среды в кольцаре инфракрасным излучением ладони повышает давление в данном месте и гонит жидкость через трубку в более холодную часть. А теперь о том, как можно использовать кольцар в качестве вечно горящего светильника. Это можно сделать, если в кольцар запустить ночесветок.

Тот, кто купался в Чёрном и Азовском морях в самом конце лета, должны знать о феномене свечения моря. Это как раз светятся ночесветки, мелкие морские рачки. В их тельцах находится какой-то реагент, который даёт световую вспышку при самом незначительном механическом сотрясении. А механические сотрясения на море возникают практически всегда при падении волны на берег. И что интересно, реагент отвечает на сотрясение независимо от того, жива ли ночесветка или нет.

Если мы запустим ночесветок в колбу кольцара, они там практически сразу же помрут, так как в качестве рабочей жидкости в кольцаре следует использовать не воду, но легкоиспаряемые фреоны или эфиры. А в таких жидкостях рачки жить не могут. Но не смотря на гибель рачков, содержащийся в их тельцах реагент будет исправно давать световую вспышку от падающих сверху капель.

Старые рукописи утверждают следующее: 1) в вечно горящих светильниках использовалась кожа огненной саламандры, что на сегодня достаточно уверенно ассоциируется с асбестом; 2) в этих светильниках также используется исключительно чистая жидкость; 3) само свечение обусловлено тем, что в светильнике заключена чья-то душа. Разберём эти особенности подробнее.

1. Использование асбеста. Сегодня в качестве перегородки кольцара мы используем обычное дерево, а для улучшения производительности вкручиваем в него снизу как можно больше металлических шурупов. Шуруп режет дерево и сравнительно слабо его распирает. Но в старину шурупов не было, зато были гвозди. А гвоздь действует иначе: он распирает дерево. Если мы вгоним в деревянный кружок один гвоздь, дерево выдержит. Но когда мы начнём вгонять в дерево десятки и сотни гвоздей по всей его поверхности, оно не выдержит и расколется. Асбест в этом отношении намного лучше, он не раскалывается. А так как он является волокнистым материалом, и потому содержащим поры (где волокна, там и поры между волокнами), жидкость через него будет просачиваться также, как через дерево.

2. Использование исключительно чистой жидкости. Если рабочая жидкость будет содержать хотя бы малейшие примеси посторонних веществ, эти вещества станут накапливаться внутри пор перегородки, кристаллизоваться и забивать поры. Поэтому светильник с чуть грязноватой жидкостью долго работать не будет.

3. Свечение души. Отсутствие у древних авторов знаний о гравитационном поле и возможности извлечения из него энергии (а светильник потому и работает, что в нём энергия грав.поля преобразуется в световую энергию) ставило перед ними неразрешимую загадку: за счёт чего светит изделие? И они пытались ответить на этот вопрос тем, что светит якобы душа. Конечно, христианские монахи могли и не признавать наличие души у морских рачков, так ведь сами светильники изготовлялись в такие времена, когда христианства ещё не было. А представители дохристианских религий могли на этот счёт иметь противоположное мнение. Они это своё мнение в рукописях и выкладывали. Когда-же христианский монах переписывал старую рукопись, он мог опустить неприемлемую для него идею о существовании души у морских рачков. И тогда в рукописи оставалось лишь упоминание о свечении души без уточнения, кому именно душа принадлежит.

Теперь о том, имелись ли у древних умельцев технические возможности для изготовления таких устройств. О перегородке из асбеста я уже написал, асбест был известен издавна. Фреонов в те времена не было. Зато вполне можно было получить какой-нибудь метило-этило-бутиловый эфир из эфиро-масличных растений. Единственная загвоздка - стекло. Чтобы светильник излучал свет, его стенки надо изготовить из стекла. Пусть даже непрозрачного, но стекла. И сразу возникает вопрос: а было ли известно древним умельцам стекло во времена, когда были изготовлены самые первые светильники? Я на этот вопрос ответить не могу.

Несколько лет назад я где-то нашел интересную информацию про описание работы лампы древнегреческим философом Ямвлихом. По его словам, светильник начинал светить ярче, когда к нему приближался человек. А ведь кольцар действует точно также, и я это проверил (вот тот самый эксперимент с приближением руки к колбе кольцара). Когда людей в склепе не было или они были далеко от светильника, тот работал сравнительно слабо по причине низкой температуры (в склепах обычно холодно). Но когда человек приближался к светильнику, он инфракрасным излучением своего тела заставлял светильник работать ярче. Нужно было только выполнить единственное условие - поставить светильник повыше. Потому что в этом случае происходил инфракрасный нагрев в основном нижней части светильника.

Тот же Ямвлих упоминает, что по форме светильник напоминал тонкую трубку высотой около 15 см. Так и кольцар тоже имеет форму трубы. Правда, размеры у кольцара намного больше. У моей последней модели диаметр составляет 15 см, а высота - 37 см. Но сравнительно малые размеры древних светильников могли быть обусловлены тем, что древним умельцам удалось найти оптимальную рабочую жидкость для своих изделий. Всё же у них было гораздо больше и времени и возможностей (их опекали жрецы и фараоны, а мне приходится крутиться в одиночку).

И последняя интересная особенность. Древние манускрипты сообщают, что когда лампу разбивают, заключенная в ней душа улетает в форме слабо видимого облачка. Так ведь с кольцаром именно так и должно быть. Как только мы разбиваем колбу кольцара, вся находящаяся в ней жидкость тут же испаряется и рассеивается в окружающем пространстве. Внешне это действительно может напоминать вылет души, если кто-то верит в наличие души у морских рачков.

К сожалению, я не имел возможностей проверить работу кольцара в качестве светильника. Когда я сделал свой самый первый кольцар на фреоне лет 15 тому назад, я тогда не знал о вечных светильниках древности. А когда сделал второй экземпляр уже в Германии (до сих стоит на подоконнике), я не смог найти нужного мне фреона или иного легкоиспаряемого эфира. И где можно найти в Германии ночесветок - тоже не знаю.
Мистер Чебурашкин
участник форума
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 08 янв 2015, 16:31

Вернуться в Артефакты



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron
@Mail.ru