Третий рейх против Е.П.Блаватской
Показательно, что книги Е.П.Блаватской были запрещены именно в странах с тоталитарными идеологиями: в гитлеровской Германии и большевистской России. Все это имеет свои исторические причины, понять которые помогают письма Е.П.Блаватской. В одном из них она отмечает: “В нашем Обществе (имеется ввиду Теософское общество. — Ч.П.,С.С), состоящем из представителей всех народов, всех религий, всех концепций, никто, от президента до последнего члена, не имеет права распространять (т.е. навязывать. — Ч.П.,С.С.) свои представления, и каждый обязан уважать убеждения и верования ближнего своего, какими бы абсурдными они ему ни казались”16.
Такие правила явились естественным проявлением научно-философских представлений Е.П.Блаватской, базировавшихся на идее синтеза. В общественной жизни синтез подразумевает созидательное сотрудничество, которое несовместимо с идеологическим диктатом. Поэтому Е.П.Блаватская и ее идеи не могли не встретить противодействия тоталитарных идеологий, суть которых — всеобщий контроль над сознанием людей и их жизнью, неприятие инакомыслия.
Тем более странно встречать обвинения Е.П.Блаватской в том, что ее идеи якобы использовались при разработке идеологии фашизма и расовой теории. Этот вид клеветы является, пожалуй, самым вопиющим, несправедливым и, к сожалению, достаточно распространенным.
Приведем только несколько примеров.
Владимир Войтенко в Интернет-публикации от 19.06.06 “Оккультные тайны Рейха” (сайт “Новое русское слово”:
www.nrs.com) связывает деятельность Е.П.Блаватской и идеи теософии с интересом к оккультизму со стороны идеологов фашистской Германии.
В комментарии к статье П.Котова “Что осталось от мистики” (Россия, журнал “Все ясно”, № 43 (53), 14-20.11.2005) написано следующее: “Вдохновительницей идеологов Третьего рейха, сама того не желая, выступила наша соотечественница Елена Петровна Блаватская...” Эта же клеветническая версия излагается в статье “Лукавая доктрина” (Украина, Донецк, газета “Жизнь-неделя”, № 18(192), 15-21.05.2003).
Телеканал REN TV 28—29.05.2005 показал документальный фильм “В поисках Атлантиды”, созданный режиссером и сценаристом Шоном Тревессиком совместно с Питером Вашингтоном. Утверждая, что “Блаватская связывала Атлантиду с идеями расового превосходства”, авторы фильма протянули нить от “Тайной Доктрины” к “пропагандистам идей Третьего рейха”.
Характерным примером клеветы подобного рода является и статья некоего Н.Зайченко “Крах черных селекционеров”, вышедшая в 5-м номере киевского журнала “Вокруг света” за 2005 год. Воинственно настроенный журналист пытается доказать что идеология Третьего рейха базируется именно на теософии, основные положения которой раскрыты в труде Е.П.Блаватской “Тайная Доктрина”.
Н.Зайченко нисколько не смущают факты преследования в фашистской Германии сторонников теософии, заключения их в тюрьмы и концлагеря и сожжения книг Е.П.Блаватской на костре. Известно личное распоряжение S-PP (IIВ) №. 1249/36 рейхсфюрера СС Г.Гиммлера от 20 июля 1937 года, согласно которому теософские общества были закрыты, а их имущество конфисковано17.
Рожденная Н.Зайченко “сенсация” о теософских корнях нацистской идеологии водружается на шаткий фундамент абсурдных аргументов. Он пишет: “...многие германские философы и политики всеми средствами подчеркивали превосходство этнических немцев, их мужество и одаренность в сравнении с другими народами, коварными и враждебными "избранной" нации. Потому-то национально озабоченные немецкие интеллигенты столь радостно восприняли теософию! Учение о расах сверхлюдей, об их возможном воскрешении в новое время нашло плодородную почву”18.
Чем же на самом деле является изобретенное автором указанной статьи “учение о расах сверхлюдей”?
Под термином “раса” в “Тайной Доктрине” подразумевается значительно более широкое понятие, нежели в общепринятом смысле. В теософии этот термин не несет никакого этнического значения. Эволюционное учение о расах (антропогенезис) раскрывает последовательные этапы развития всего человечества (а не каких-то “сверхлюдей”) в неразрывной связи с эволюцией планеты и всего Космоса (космогенезис). В отличие от эволюционной теории Дарвина, рассматривающей только эволюцию видимых, материальных форм жизни, в “Тайной Доктрине” Е.П.Блаватской исследуется двойственный характер эволюции жизни, которая происходит в пространстве духо-материи и отражает эволюцию как духовных, так и материальных сторон жизни. Эволюционный процесс обусловлен взаимодействием этих двух планов бытия. В таком эволюционном контексте Е.П.Блаватская прослеживает и эволюцию человека, начиная от самых ранних ее форм и кончая сегодняшним ее состоянием с указанием закономерностей протекания этого процесса в будущем. Чтобы увидеть в учении о расах Е.П.Блаватской нацистскую идею расового превосходства, нужно обладать нездоровым воображением или быть исполнителем заказа по дискредитации научно-философского наследия Е.П.Блаватской.
В Теософское общество входили и входят люди разных национальностей. Именно изучение теософии помогало его членам преодолевать расовые предрассудки, уважительно относиться друг к другу и ценить сотрудников не по расовому происхождению, а по уровню мудрости и знаний.
Цели Теософского общества (образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания), уважительное отношение Е.П.Блаватской к неевропейским народам — ясно указывают на нелепость обвинений Е.П.Блаватской и теософии в расизме.