Re: Петля эволюции
Добавлено: 15 сен 2011, 23:33
А.Колтыпин
Меня поражает настойчивость, с которой ученые-историки пытаются доказать, что история разумного человечества ограничивается 5 тысячами лет, а альтернативщики - 20 тысячами лет. В течение этого периода не было каких-то значимых, реперных геологических событий (кроме катастрофы 12 тысяч лет назад), которые описываются в преданиях. Зато они были сотни тысяч и миллионы лет назад. Если бы эти люди хорошо знали геологию, то они сразу поняли бы бесперспективность своих исследований в этом направлении. Потому что каждое мифологическое событие должно быть отражено в геологической летописи Земли. Иначе это будут сказки. А по сказкам реконструировать историю нельзя - никакую.
Справедливо, по сказкам реконструировать историю нельзя. Особенно учитывая тот факт, что история " как комплекс общественных наук , особенно история Человечества, история разных стран и народов, ... .... ... до последнего времени вряд ли могла быть названа (да и не претендовала на это) точной наукой — будучи одной из наиболее идеологизированных сфер общественного сознания, она постоянно переписывается, сознательно или бессознательно фальсифицируется, в результате чего ее "достижения" откладываются в сознании людей в виде неизгладимых чудовищных клише, не имеющих почти никакого отношения к реальным событиям, но способных влиять на массовое сознание и человеческие побуждения. Не говоря уже о присущем большинству историков субъективизму восприятия происходящего или происходившего в прошлом *2, следует иметь в виду, что историки тоже люди, и они могут не только просто ошибаться, но и быть "ангажированными" какой-либо социальной, религиозной или политической системой, поэтому одно и то же событие может быть описано различными историками с диаметрально противоположных позиций и выглядеть совершенно по-разному, а какие-то события могут остаться вообще незамеченными. Возможность подобных искажений заложена в науке "История" изначально — ведь она изучает не сами явления и процессы, а оставленные ими следы, точнее говоря — их отражения: в предметах материальной культуры (древние черепки, одежда и предметы обихода, орудия труда и войны и т. д.) или в человеческом сознании — как групповом (в виде мифов и преданий), так и индивидуальном (в виде произведений искусства и литературы, документов самой эпохи и воспоминания о тех или иных событиях через многие десятки лет). Предметом изучения и основанием для умозаключений становятся легенды об исторических персонажах, мифы о событиях давнего и недавнего прошлого. Такая расплывчатость приводит к тому, что даже в вопросах хронологии (о ней мы поговорим ниже), которая является основой любого исторического исследования, ученые не могут договориться между собой. Постоянно появляются новые более или менее обоснованные версии датировок тех или иных исторических событий, не говоря уже об их интерпретациях и оценках поступков и побудительных мотивов тех или иных исторических деятелей.
2* Скажем, в истории Франции Бородинское сражение описывается как триумф Наполеона, русская же история трактует его как хитрый маневр мудрого Кутузова. Другой пример: Иосиф Флавий, живший в I веке нашей эры древнееврейский историк, сдавшийся римлянам во время Иудейской войны (66 – 73 гг.), написал свою книгу "Иудейская война" с проримских позиций, "Иудейские древности" — как апологетику иудеев, и при этом, подробно описывая современные ему события и дела недавнего прошлого, ни словом не упомянул о проповеди и казни Иисуса Христа — это событие, во многом определившее историю человечества на последующие две тысячи лет, просто не привлекло его внимания.
Но все больше и больше историков ощущают потребность превратить (или хотя бы попытаться это сделать) историю в объективную науку, и XX век предоставляет для этого большие возможности. Ученые уже осознали необходимость совместных усилий различных наук в изучении истории: тут и использование радиоактивных методов (в том числе радиоуглеродного анализа) для датировки археологических находок (хотя они далеко не всегда оправдывают возлагаемые на них надежды), и методов сравнительной этнографии, и новых методов лингвистики и сравнительно-исторического языкознания (позволившие сделать обоснованные выводы о, например, прародине индоевропейских народов и об особенностях их дальнейшего расселения). Современные историки успешно привлекают для своей аргументации биологические (в частности, иммунологические) соображения. Таким образом, для ответа на те или иные вопросы требуются объединенные усилия лингвистов, антропологов, археологов, специалистов в области палеографии, палеоботаники, палеозоологии и ряда других наук. Хотелось бы надеяться, что наряду с этими отраслями знания со временем историки возьмут на вооружение и метаисторические знания и методы .
Каждое историческое событие происходит в конкретном месте и в конкретное время, поэтому с историей неразрывно связаны такие науки, как география и хронология.
Географы древности ограничивались самыми общими описаниями стран и народов, и примерными указаниями их расположения друг относительно друга, хотя пользовались при этом определенными пространственными ориентирами — "на восход солнца", "на закат", "за морем", "на краю света". Аналогичным образом описывают географию "потустороннего мира" многие религиозные системы, даже составляя его подробные карты. Например, в Древнем Египте в гробницу умершего помещали изображения "полей Иалу", или "полей Покоя" (Секхет-хетепет по древнеегипетски), где после смерти пребывали те души, которые сумели благополучно пройти процедуру "взвешивания сердца" и оправдания перед 72 богами. Там они радостно трудились на небесных полях, общались с богами и вкушали небесную пищу. Данте описал Метагеографию "мира мертвых" христианского эгрегора своего времени — ад, рай и чистилище.
В современной истории и археологии широко используются естественнонаучные методы датировки, прежде всего радиоактивные . Один из наиболее популярных в исторической хронологии — радиоуглеродный метод, который сначала претендовал на универсальность, но по мере накопления результатов вскрылись и серьезные трудности его применения. Они связаны прежде всего с тем, что количество образовавшегося радиоактивного изотопа углерода колеблется в зависимости от многих причин: интенсивности космических излучений, пронизывающих атмосферу, от количества углерода, выбрасываемого в атмосферу за счет сжигания топлива и естественных пожаров и т. д. Кроме того, радиоактивность, как в наше время, так и в древности, никогда не была распределена равномерно, что может вообще приводить к парадоксальным результатам, когда, скажем, нижележащие слои датируются на несколько тысячелетий младше вышележащих.
В археологии этот метод применим только к остаткам органических веществ (кость, уголь, древесина), и временные границы его применения — объекты не старше 50 тыс. лет, так как за такой промежуток времени радиоактивный углерод уже полностью распадается. Существует аналогичный калиево-аргоновый метод, применяемый к вулканическим горным породам, образовавшимся более 100 тыс. лет назад, и позволяющий проводить датировку самых древних стоянок первобытного человека в Африке и других местах, где стоянки находились на ландшафтах вулканического происхождения. Термолюминесцентный метод позволяет датировать объекты до 80 тыс. лет назад. Он применим для установления возраста изделий, подвергавшихся обжигу — глиняных черепков, кремней и т. д.
Интересно заметить, что наиболее точные данные ученые получают, исследуя "отпечатки на Камне", т. е. следы человеческой (или какой-либо другой биологической) деятельности, запечатленные в неорганических материалах: от отпечатков в прямом смысле слова (окаменелости, пустоты в вулканических породах, сохранившие форму тел или предметов и т. д.) до "каменных скрижалей": первобытных магических изображений на стенах пещер, каменных строений древности, высеченных или нарисованных на камне письменах. Именно "время камня" (а его и определяют ученые радиоактивными методами датировки) является наиболее точным и позволяет создать определенную временную шкалу, отражающую объективную реальность физического мира (тех форм организации его материала, которые сложнее атомарного уровня)
Археология дает возможность ориентироваться в возрастах объектов материальной культуры. Но на основании только этих данных получить полное представление об истории невозможно. При изучении "духовной" истории культур и цивилизаций проблема датировок снова встает в полный рост. Особенно сложно ориентироваться во времени эгрегориальном, т. е. субъективном времени того или иного народа или государства. Это связано с тем, что этническое сознание каждого народа в зависимости от его состояния по-разному относится к категории времени. Причем, как показывает сравнительная этнография, привычное нам линейное время с условной точкой начала отсчета — это одно из достижений средиземноморской цивилизации, а отнюдь не общедоступная истина.
Народы, находящиеся на самой примитивной стадии развития, обычно ведут отсчет времени по событиям ("после большого пожара", "до засухи" и пр.) — в их жизни, для их сознания реальны только конкретные события, а сама категория времени — излишняя абстракция. Но на определенном этапе развития самосознания у любого народа появляется потребность в истории, т. е. в кодификации событий и объяснении их взаимосвязей, а история, в свою очередь, нуждается в хронологической системе, состоящей из двух элементов — календаря (системы отсчета времени), и нулевой точки, от которой этот отсчет ведется (так называемой эры).
Однако даже с теми цивилизациями, которые имели уже в древности достаточно совершенные календарные системы, и которые современные историки способны расшифровать, не всегда все было гладко. История Китая дает нам еще и другие примеры причин возникновения трудностей с датировкой событий: в 240 году до н.э. воцарившийся в Китае император Цинь Шихуанди, создавший в 221 году до н.э. в Китае единую централизованную империю Цинь, будучи противником конфуцианства, казнил 460 ученых и повелел в 40-дневный срок под угрозой смертной казни сжечь все книги — он считал, что история должна начинаться с его имени! Таким образом было утрачено очень большое количество информации: в частности, астрономы "потеряли" результаты нескольких столетий наблюдений (причем достаточно точных) кометы Галлея, которую китайцы отслеживали очень внимательно. Другие народы в те времена либо вообще не обращали на нее внимания, либо их техника астрономических наблюдений и фиксации результатов была крайне несовершенной.
К настоящему времени в результате длительной работы нескольких поколений хронологов XVI—ХIX вв. (среди которых были, в частности, математики и астрономы) сложилась глобальная хронология, в рамках которой всем основным событиям древней истории приписаны даты в юлианском календаре. Однако до сих пор возникают новые версии датировок, связанные как с появлением новых методов исследований, так и с пересмотром старых установок." http://citarhis.ru/books/ML/Lection2_1.html
Ох, и сложную задачу вы для себя выбрали , Александр Викторович !!!