Академик писал(а):Дар ясновидения у Шуберта внезапно открылся лишь после 1821 года, а в это время никакой колонны на Дворцовой, Шуберт не видел - на прошлом плане 1821 года, выпущенном под его руководством, на Дворцовой ничего нет
Интересная получается ситуация. Подробнейший план (1: 4200, т.е. в 1см 42м), над которым якобы трудилось огромная масса грамотного народа, выполнен, можно сказать, в единственном экземпляре (никаких сведений о других экземплярах пока не нашел)…
Поскольку он был еще и гравирован, то тот факт, что подлинник на меди куда-то бесследно исчез (иначе можно было бы этот план размножить большим тиражом) и остался лишь подлинник на бумаге в единственном экземпляре, вызывает массу вопросов...
Он был издан в 1828 году на 24 листах и является самым крупномасштабным (1: 4200) из всех опубликованных планов. Благодаря этому документу нам представляется Петербург того времени, поскольку отражено на нём все: конфигурация каждого здания, дворы, решётки, тротуары, протоки, верстовые столбы, болота, лужи, сады. До начала XX века план часто использовали как основу для создания других карт, и до сих пор он является важным документом для историков Санкт–Петербурга. Сейчас этот план хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт–Петербурге. Он мог пролежать ещё много лет в фондах, требуя реставрации и ожидая своей очереди. Использовать его специалисты не могли. Из–за разрывов на титульном листе и двадцати четырёх картах план, выполненный на очень хорошей бумаге, с потрясающей по своему качеству гравировкой, невозможно было даже извлечь из папки и разложить на столе. Не говоря уже о том, что на всех листах виднелся огромный водяной подтёк, происхождения которого для специалистов – реставраторов осталось загадкой.
Реставрация проходила в несколько этапов. Сначала специальной мягкой резинкой снимали поверхностные загрязнения, каждый лист атласа промыли водой, погружая его на подложке в специальную кювету. С подтёком, доставившим много хлопот, боролись 7% водным раствором хлорамина «Б» – тампонировали до состояния полного промокания и выдерживали 30 – 40 минут. Эту операцию пришлось повторять несколько раз. После хлорамина листы снова тщательно промыли, высушили и ввели в бумагу так называемый буферный раствор. (Таким образом восстанавливается щелочной запас. Дело в том, что при соприкосновении с воздухом на бумаге образуется кислота, способствующая разрушению бумажной основы любого документа, а буферный раствор её нейтрализует.) Наконец приступили к склейке и восстановлению утраченных фрагментов бумажной основы – одному из самых трудоёмких процессов, ради которого, собственно, и принималось решение о реставрации.
Ещё в 1980 годах была разработана специальная реставрационная бумага, две партии которой выпустил Гознак. Сейчас она заканчивается, а новых поставок не предвидятся. Но плану Шуберта повезло – на него бумаги хватило.
После завершения реставрации карту Санкт–Петербурга XIX века можно будет увидеть в Российской национальной библиотеке, где её будут хранить в вакуумном кофре. Её так же собираются выпустить отдельным изданием, а так же цифровую копию и думаю, мы увидим её в Интернете.
Но создать одну карту это только пол дела. Для того, что бы организовать картографическое дело на высоком уровне, нужны специалисты. Шуберт становится инициатором создания Корпуса военных топографов, директором которого в последствии и являлся в течение 20 лет. Он сам составил учебное пособие для Корпуса, и на протяжении многих лет оно оставалось основным пособием для геодезистов. Одним из важных начинаний Шуберта была «Хронометрическая энциклопедия» по Балтийскому морю 1833 года, организованная для определения точных координат на его побережье. Эти работы продолжались и позже, в них принимали участие такие учёные Северной Европы как В.Струве, Ф. Бессель, А. Гумбольдт и др.
Уникальным планом, хранящимся в РHБ, в течение 180 лет пользовались историки, краеведы, градостроители, поэтому сейчас специалисты Федерального центра консервации библиотечных фондов начинают его реставрацию. В восстановлении картографического шедевра библиотеке помогает журнал "Всемирный следопыт".
"Hаша задача - сохранить план. Для читателей библиотеки мы создали электронную копию, планируем выпустить факсимильное издание, но исследователям будем показывать и
подлинник", - сказала заведующая отделом картографии РHБ.
http://www.gorodovoy.spb.ru/rus/news/civil/397210.shtml
Чем же отличается план Шуберта от других планов?
- Излишней подробностью.
Например, район Новой деревни на нем изображен так, что видны все частные пахотные земли, сараи и сарайчики, которые в любое время могли снести…
Спрашивается, зачем проводить такие трудозатратные работы по съемке на местности каких-то частных огородов и сараев, в которых нет особого смысла, так как в таких частных владениях все достаточно быстро меняется…
Да и сама процедура съемки вызывает много вопросов…
Предположим, сидит некто за летним столом и спокойно попивает чай… Вдруг на эту частную территорию врывается группа людей с какими-то приборами и начинают шастать по всему вашему участку, производя какие-то замеры, вплоть до той сараюшки, который вы уже намерились завтра сносить (понятно, что такие работы можно производить только до снега, чтобы видеть границы огородов)…
На других планах (кроме плана 1860г.) таких мелких подробностей уже нет…
Вот, например, этот же участок на плане 1830г.
Изображение во внутренних дворах каменных домов различных временных сарайчиков для плана такого рода также неуместно.
Вернее, все это было бы очень даже хорошо, но только в том случае, если бы этот план постоянно корректировался и регулярно издавался с новыми изменениями.
Но этого, как мы знаем, не было...
У меня есть подобный план города, изданный к трехсотлетию Санкт-Петербурга.
Так вот, вся подробность этого плана объясняется авиационной фотосъемкой, постранично приложенной к этому плану (вплоть до сарайчиков и луж
)…
Там же приложен и фрагмент плана Шуберта 1828г….
Удивительное сходство отмечается в подробностях исполнении плана Шуберта и современного плана, сделанного на основе авиафотосъемки, правда уже без сарайчиков и луж…
И начинают терзать смутные альтернативные сомнения (древние воздушные шары, самолеты, вертолеты...)...
Высокой информативностью отличается также и «План столичного города Санкт-Петербурга, снятый воспитанниками Института путей сообщения...» под руководством генерал-майора А. А. Бетанкура (1819, масштаб 1:2520, на 19 листах).
Любопытно было бы посмотреть, но пока не нашел.
С различными планами города можно ознакомиться, например, здесь
http://www.kupsilla.ru/map.htmВсе карты кликабельны и представлены в хорошем разрешении.
Естественно допустить, что на таком плане (в единственном экземпляре), находящемся в руках фальсификаторов (а всем прочим к нему доступ был закрыт), можно себе позволить все, и изображение колонны, до ее еще утверждения царем, и закругленную форму здания Сената, тоже до ее утверждения:
Николай Павлович 18 февраля 1829г. проект Карла Росси (Сената и Синода) утвердил».
Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.- СПб.: «Искусство – СПб» - 2-е изд., доп. – 2001. Стр.515.
В своем проекте Исаакия Монферран предусматривал балюстраду…
Была она изображена на некоторых рисунках:
Причем последний рисунок озадачивает своей подписью…
Была балюстрада и на деревянной модели:
А ведь только в 1844г. Николай I окончательно отменил балюстраду вокруг Иссакиевского собора
В.К. Шуйский Огюст Монферран. История жизни и творчества. - Спб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр.129.
Но об этом решении ясновидец Шуберт знал заранее и поэтому на своем подробнейшем плане предусмотрительно балюстраду не показал (а показал лишь только тротуары из плит, уложенные по периметру собора, которые по факту и появились по завершению строительства)…
Академик писал(а):Ещё вопрос: почему не изображали на картах и планах собор на Дворцовой, ведь он стоял у всех на виду?
А кто эти карты и планы в то время видел? В те времена все печаталось строго по подписке…
Это только сейчас можно найти карту города в любом ларьке…
Академик писал(а):Что значит "другие"? Я вижу, что леса потеряли не нужные (лишние) элементы и приобрели другие, чтобы люди могли обрабатывать колонну. А вы что видите?