Завкаф писал(а):Визитной карточкой творчества М.Д. Чулкова также является включение мифопоэтической образности в контекст современной истории («Пригожая повариха», 1770) или канву пародийного повествования (сборник «Пересмешник, или Славенские сказки»). Так называемые «исторические ошибки», пульсирующие в творчестве Чулкова, обнаруживают сознательный
выбор автора. Прежде всего речь идет об образе города Винеты – инобытия Петербурга
Е. Дзюба 《Поэтика вымысла в романах М. Чулкова, М. Попова и В. Левшина》
Я не зря давал ссылку на биографию Чулкова.
Чулков не так прост, как кажется на первый взгляд.
Он переехал из Москвы в Петербург в 1761г. – во времена активной работы Шлецера, Миллера и Байера над русской историей…
https://history.wikireading.ru/158018В это же время началась строительная эпопея с Исаакиевским собором на его нынешнем месте…
Несколько позднее был открыт памятник Петру…
Чулков был очевидцем всего происходящего тогда в Питере...
М. Чулков общался с Павлом, имел доступ к архивам…
В 1770-е годы, во время службы в Коммерц-коллегии, Чулков сосредоточил своё внимание на историко-экономической тематике. В качестве секретаря Коммерц-коллегии он имел дело со многими материалами, в том числе с законодательными актами и договорами прежних лет, а также имел доступ в архив.
http://velib.com/biography/chulkov_mikhail_dmitrievich/
Цензура не давала ему возможности писать открыто...
А вот сказки для взрослых позволяли иносказательно вскрывать историческую ложь...
В “Пересмешнике” Чулков намекает, что он неплохо знаком с историей, еще не искаженной официальным враньем:
Сие описываю я для того, что сочинитель романов должен быть непременно историком и не упускать ничего, что принадлежит до вранья и басен (до официальной истории Руси – Triv), а ежели оного мы, хотя я и не из числа оных романистов, употреблять не будем, то скоро все люди потеряют к нам должное уважение, и трудами нашими будут обёртывать купцы товары, а пяти метры - завивать волосы.
Глава 18.
Вечер 48.
Продолжение сказки о тафтяной мушке
Он питает надежду, что языком своих сказок несколько покроет правдой официальную историческую ложь:
Неох не помешался от сего разумом, ибо он имел твёрдую на себя надежду, что всякую ложь оденет правдой и претворит её так искусно, что самый великий знаток ошибиться может.
Глава 20.
Вечер 75.
Продолжение сказки о тафтяной мушке.
Чулков невзначай замечает, что устройство домов столицы мало пригодны для проживания в них в условиях суровых русских зим:
Мы видим в России ныне английские, голландские и итальянские избы, однако не дивимся, хотя и без них можно было бы обойтись. Сверх же того, здешняя зима весьма сердита, и когда приходит её время, то непременно должно перебираться из чужестранных домов в те, которые устроены по-русски.
Глава 18.
Вечер 73.
Продолжение сказки о тафтяной мушке.
https://libking.ru/books/sf-/sf-fantasy ... .html#bookВполне возможно, что это намек на то, что изначально все эти дома строились в более мягких климатических условиях…
В историческом аспекте интересна также миниатюра Монферрана, помещенная в альбом «План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру».
https://vivaldi.nlr.ru/bg000010001/view#page=47На ней Монферран изображает картину будущего Петербурга, погружая его развалины (изображен разрушенный Исаакий) в пучину волн.
Возможный текст под миниатюрой:
sujet de la vignetteaprès de nombreuses années quand des nations nouvelles se seront succédés quel sera l'étonnement du voyageur lorsque s'aventurant sur l'antique mer du nord il sera force d'arrêter son esquif devant l'image gigantesque du tear dominant les ruines de la grande cité et franchissant avec peine les rostes du temple il apercevra seule debout au milieu des flots agités la colonne Alexandrine alleslant encore la gloire impérissable des immortels souverains de la russie
Яндекс переводчик (без правок):
тема миниатюрыпосле многих лет, когда новые народы преуспеют в изумлении путешественника, когда он отправляется в древнее Северное море, он будет вынужден остановить свой эсквайф перед гигантским изображением слезы, возвышающегося над руинами великого города и едва пересекая храмовые росты он увидит себя в одиночестве, стоя среди бурных флот Александринская колонна, все еще освещающая непреходящую славу суверенных бессмертных Руси
Не из былого ли прошлого Монферран взял свой сюжет будущего Петербурга, погружая его в пучину потопных вод?..
Знатоки французского здесь могут внести свои грамматические правки...
Завкаф писал(а):Однако кроме вымышленных описаний и намереных искажений должны быть и материальные улики.
По сути, поискам и обсуждениям этого и посвящена данная тема.
Из каких таких соображений древнюю Венету сравнивают с Венецией и с Амстердамом?
- Правильно... Все эти города изрезаны многочисленными каналами...
Еще его называют Северной
Венецией, Атлантидой Балтики,
славянским Амстердамом и даже немецким «Титаником». Около тысячи лет назад прекрасный славянский город Винету поглотило море. Веками трагическая участь Винеты вдохновляла не только поэтов и музыкантов, но прежде всего ученых – историков, географов. Потому что Винета не плод воображения, а реальный город, скрытый под толщей воды и ила. С колоколами, домами, рыночной площадью и сокровищами. Подводный клад в «особо крупных размерах». Найти его пока не удавалось никому.
https://alionushka1.livejournal.com/438344.html