Академик писал(а):Triv писал(а):Вот так и фантастические картины Махаева, Мартынова, Алексеева и Васильева некоторых видов города Санкт-Петербурга вполне могли к нам прийти из допотопной древности.
Предположение основанное на предположении - крайне зыбко. Вы уже наверняка смотрели план Сент-Илера (отображающий по-вашему мнению правдивую пост-апокалиптическую картину города на Неве) на предмет наличия в этом плане обсуждаемых нами домов по Екатерининскому каналу. Смотрели? И наверняка видели, что этих домов ( в период 1765-1773 ) там еще нет. Видели? Как нет и современного Казанского собора, но зато почти на его месте изображена небольшая Казанская (Рождественская) церковь, которая там и должна стоять, по традиционной истории Петербурга, пока её не сломали перед постройкой собора:
Если факты противоречат теории, то выкидываем факты а не теорию?
Выкидываем факты, говорите?
Да мы здесь только и занимаемся тем, что разбираем различные факты…
Вот только толкование этих самых фактов у нас с Вами несколько различное…
Вот что известно официальной исторической науке по поводу аксонометрического плана Сент-Илера:
3февраля 1765 года Комиссия о каменном строении представила Екатерине II доклад о «сочинении плана с фасадами», на котором императрица сделала запись: «Быть посему». В докладе сказано, что с П. Сент-Илером в Комиссии оговорены все условия, следовательно, с 3 февраля 1765 г. он значится принятым в Комиссию для составления «перспективного» плана. Как свидетельствуют документы, первые пробные съемки начались вскоре после одобрения проекта Екатериной II. В процессе съемок практически сразу возникали трудности, так как владельцы домов чинили препятствия, не пуская на свои территории проводящих съемку учеников. И руководитель работ в мемории на имя членов Комиссии просит дать объявление в газетах о начале съемочных работ и обеспечить учеников документами, «чтоб ученики подписанной особо приказ представить могли». В это же время идет сложный и кропотливый процесс по подбору кадров. В этом, конечно же, значительную роль сыграл И. И. Бецкой, поскольку именно из руководимых им учебных заведений набирался костяк команды П. Сент-Илера. Так, в команду прикомандировывался воспитанник Академии художеств Иван Соколов. В распоряжение руководителя работ выделялись из Академии художеств 10 человек учеников, «в рисовании архитектуры обученных». Для ношения мерительных цепей, саженей и других инструментов прикомандировывались 10 школьников из числа «солдатских детей» из Санкт-Петербургской гарнизонной школы.
Время укомплектования команды можно считать практически началом составления Аксонометрического плана. Работу над планом можно разделить на два периода – под руководством П. Сент-Илера (1765-1768) и под руководством И. Соколова (1768-1773).
Комиссия о каменном строении в апреле 1768 года представляет императрице доклад о ходе работ над планом, где она вынуждена заявить, что работы ведутся медленно и что для завершения плана потребуется еще не менее трех лет. Комиссия просила о выделении ассигнований в прежних размерах на проводимую работу по съемке плана командой П. Сент-Илера. Императрица на докладе поставила резолюцию: «Быть посему. 5 мая 1768г. Царское село». Разрешение на продолжение работ было получено, но автор проекта П. Сент-Илер, трезво оценив свои возможности и боясь ответственности, 19 июля 1768 г. подает прошение об отставке, в котором пишет: «Я по причине весьма слабого моего здоровья повеления ваши исполнить не могу». Отставка была принята.
26 мая 1771 г. по повелению Екатерины II с ним вновь был заключен контракт «о бытии ему в службе ее величества у снимания и рисования по его знанию и особливому искусству перспективным видом положения мест в селе Царском, Петергофе и Ораниенбауме дворцам и всяким строениям, где и как приказано будет». Съемка аксонометрических планов загородных резиденций императрицы продолжалась до 1780-х гг. П. Сент-Илер умер в апреле 1780 г.
В докладе Комиссии, поданном Екатерине II в феврале 1772 г., говорилось, что русские мастера «своим старанием доказали, что они перспективные планы, каких в России прежде не делали, сочинять могут», и чтобы не оставлять план незаконченным, испрашивается двухгодичный срок на его окончание.
5 марта 1772 г. Екатерина II дала указание на финансирование работ еще на два года, однако уже в конце 1773 г. составление плана было свернуто, и к этой работе уже не возвращались.
Судьба уникального памятника была весьма трагичной. Планшеты плана после свертывания работ были помещены в архив Главного инженерного управления, и о них на долгое время забыли, да и, вероятно, не придавали особого значения уникальности данного документа. Не упоминали о нем П.Н. Петров и А. Л. Майер в своих трудах по истории застройки российской столицы. Однако работы с планом велись, о чем свидетельствуют более поздние записи на его планшетах, сделанные, вероятнее всего, в XIX в., и хранящаяся вместе с Аксонометрическим планом часть «Плана Шуберта» 1828г. с нанесенными на нее границами планшетов Адмиралтейской стороны.
В 1840-1850-х гг. была литографирована часть планшета, изображающего территорию между Большой и Малой Конюшенными улицами, лютеранской кирхой Святого Петра и Шведской церковью.
Затем опять наступило забвение, и только после того, когда в 1934 г. С. П. Яремич в труде «Русская академическая школа XVIII в.» опубликовал два фрагмента из плана с изображением строящегося здания Академии художеств, о нем вспомнили.
Когда в 1947 году Аксонометрический план был доставлен из Москвы в Ленинград, он был в критическом состоянии. До сих пор остается загадкой, что случилось с планом во время его хранения в архивах»…
Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.): Приложение / Науч. Ред. В. С. Соболев; Пер. С. В. Силинского, И. И. Буровой, С. Б. Ямпольской. – СПб.: Крига, 2003. Стр 51-54.
Итак, имеем 10 учеников (студентов, рисовать обученных) и одного воспитанника (Ивана Соколова) из Академии наук с десятью носильщиками, которые под чутким руководством Сент-Илера взялись (за определенное денежное царское содержание) нарисовать аксонометрический план всего Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета…
И вот эта студенческая компания «своим старанием доказали, что они перспективные планы, каких в России прежде не делали, сочинять могут»…
А что они имели на входе?
- А на входе они имели некий опыт рисования (здесь следует заметить, что об их опыте проведения топографических работ никак и нигде не упоминается. Топогра́фия /др.-греч. τόπος — место и γράφω — пишу/ — научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съёмочных работ /наземных, с воздуха или из космоса/...), старые (весьма неточные) планы города, эскизные и фиксационные чертежи некоторых фасадов домов и натуру…
Если для Махаева в свое время придумали использование различных вышек, с высоты которых он якобы и рисовал свои виды города (своеобразные аксонометрические планы с учетом правил перспективы), то у учеников/студентов и этого не было (да и не могло быть, так как съемка плана была показана с высоты птичьего полета).
Аксонометрию, конечно же, можно нарисовать и без натуры, по набору соответствующих чертежей. Но такового набора, судя по архивам, у них не имелось…
Как они сумели рисовать то, что с улицы не видно, и то, что не отражено на эскизных и фиксационных чертежах главных фасадов зданий города, остается загадкой…
Хотя, чисто теоретически, ученики могли залезать на крыши домов, делать соответствующие замеры и зарисовки, а уж потом только приступать к аксонометрии домов…
Но это только теория… На практике попасть каким-то ученикам/студентам на крыши домов именитых (да и не именитых) людей было бы весьма затруднительно (наружных пожарных лестниц тогда еще не было)…
Далее, от рассмотрения вопроса официальной истории создания аксонометрического плана силами учеников/студентов перейдем к вопросу его сохранности.
Ранее я уже упоминал про поразительное сходство плачевного состояния Аксонометрического плана Сент-Илера с состоянием Кумранского свитка
viewtopic.php?f=178&t=893&start=160#p32007 Но есть еще одна любопытная особенность
Вот два варианта планшетов одного и того же плана (план создавался в единственном экземпляре)
1.
2.
Как видим, кто-то пытался восстановить содержание утраченного участка, причем на втором планшете также видны следы незначительного старения (скорее всего, искусственного)…
Итак, аксонометрический план постоянно хранился в архивах (достаточно секретных) и вдруг мы находим один и тот же участок плана в плачевном состоянии и в более-менее приличном состоянии…
И это есть факт.
Придумать отговорок по этому поводу можно сколько угодно, но самое разумное сделать логическое предположение, что в 18 веке была предпринята попытка восстановить план былого города по его древним осколкам…
При этом вносились нужные коррективы для сокрытия исторической правды о подлинных строителях города… Например, дом, указанный красной стрелкой на первом планшете, на втором планшете был изменен (по-видимому, на момент составления планшета-дублера он еще не был полностью восстановлен, что было сделано несколько позднее, как это указано синей стрелкой на плане 1828г.)
Если бы план был закончен, то, естественно, все дубляжи были бы ликвидированы (или скрыты в других тайниках).
Но как видим, эта попытка восстановления древнего плана не увенчалась успехом, и забытый план в своем незаконченном виде так и остался надолго пылиться в архивах.
Оригинал продублированного участка просто забыли в свое время убрать…
Так что Ваш упрек по поводу отсутствия домов и наличия Казанской церкви, скорее всего, относится к восстановленному и
откорректированному должным образом планшету, оставшегося на удивление в идеальной сохранности по сравнению с прочими ветхими планшетами…
...
Фантазеры и фокусники находились не только среди художников, но и среди топографов.
Так, например, Шуберт на своем подробном плане 1828г. слишком смело изобразил то, что царь еще утвердить не соизволил
На его плане
1828г. изображен монумент императору Александру I в виде круглой колонны с оградой, несмотря на то, что
только в начале декабря 1829г. (почти что в 1830г. – Triv) «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I-му поставить на том месте, как показано на означенном плане».
В.К. Шуйский Огюст Монферран. История жизни и творчества. — Спб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр.189
РГИА, ф.1311, оп. 3, д. 1, л. 2 об., 3, 6-8., 15,30,34.
Далее:
«Николай Павлович 18 февраля 1829г. проект Карла Росси (перестройки здания Сената и Синода) утвердил».
Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.- СПб.: «Искусство – СПб» — 2-е изд., доп. – 2001. Стр.515.
И все эти пророческие фантазии Шуберта также являются фактом…