14.Сохранились еще некоторые официальные материалы, которые убедительно показывают, что при Петре дома “строились” (или, что более вероятно – восстанавливались) именно на погребах.
Рассмотрим рисунок Марселиуса 1725г.
Меншиковский дворец:
Как видим, в 1725г. Меншиковский дворец
УЖЕ БЫЛ С ПОГРЕБАМИ и довольно-таки низко расположенными подвальными окнами (окна у самой кромки земли).
И даже через двести лет дворец Меншикова не соизволил обрасти культурным слоем:
Наличие во дворце у Меньшикова погребов подтверждается также и архивными документами того времени:
Согласно найденным архивным документам, в 1725-1727 годах по проектам и под надзором Трезини (вспомним его проекты на погребах – Triv) в усадьбе Меншикова на Васильевском острове были сделаны:
1. В каменном дворце «старые два всходные крыльца изнутри двора сломаны и зделаны новые, наверху по левую сторону зделана новая галярия, такожде в каморах и сенях и в галяри перегородок и двои сени и те перегородки обиты прутками по обоим сторонам и подмазаны серою известью и выбелены и каменные простенки зделаны.
К тому же во многих полатах стены и потолки починиваны и подмазываны вновь и в ПОГРЕБАХ пол выстелен кирпичем…
РГИА. Ф. 467. Оп.2. Ед.хр. 62. Ч2. Л. 449 об.-450.
К.В. Малиновский. Доминико Трезини. Стр. 75
Напомню, что на гравюре Махаева (т.е. через 25 лет) окна первых хозэтажей дворца выглядели так:
Когда слушаешь объяснения уважаемых историков по поводу всей этой неразберихи с “пляшущими” домами, то, как правило, слышишь:
“Да тогда здесь так строили, на погребах по проектам Тризини, вот, пожалуйста, архивные документы…
А вы как думали, что в городе с наводнениями будут строить на низких погребах. Нет, строили на погребах высоких…
А то, что ныне окна ушли под землю – так это же культурный слой. И куда вы все невежды лезите, раз ничего в археологии не понимаете?..”
И главное, что они всегда уходят от одновременного разбора и синтеза всех имеющихся противоречивых материалов…"
А ведь именно только при объединении всех этих противоречивых материалов и вырисовывается вся эта полная неразбериха с “пляшущими” домами…
Слушаешь их захлебывающиеся объяснения на повышенных тонах (и не терпящих никаких возражений) и невольно вспоминаешь:
"Здесь играем, здесь не играем… А здесь рыбу заворачивали..."
Снова рассмотрим очередной рисунок Марселиуса 1725г.
Здание Кунсткамеры (строят или реставрируют?..):
Окна снова у самой земли (человеческие фигуры подчеркивают это). Также на этом рисунке можно еще отметить то, что уже сделана высокая деревянная набережная. Да и у соседнего здания справа окна также расположены близко к земле.
А теперь посмотрим на проект Кунсткамеры:
На проекте отчетливо виден глубокий погреб с окнами, упирающимися в подвальные своды изнутри и расположенными достаточно близко к земле снаружи.
И опять же за все эти триста лет (без малого) положение окон Кунсткамеры практически не изменилось (т.е. опять же “культурный слой” не нарастал):
А вот на официальных гравюрах, сделанных якобы по натурным рисункам Махаева через 25 лет после рисунков Марселиуса (не говоря уж о самом проекте) погреба Кунсткамеры снова превратились в первые хозэтажи (опять же человеческие фигуры подчеркивают это). Более того, высокая деревянная набережная снова превратилась в низкий пологий берег:
Т.е. наблюдаем все ту же “пляску” домов…
Опять рисунок Марселиуса.
Дом Апраксина:
Построен на погребах по проекту Леблона:
И опять подвальные окна упираются в самую землю…
Все это явно не стыкуется с гравюрами и рисунками Махаева…
П.С.