5.Попробуем во всем этом аккуратно разобраться.
Мы видим, как сильно изменилась береговая линия с появлением нескольких разрушенных домов.
Вот стрелками указан один и тот же дом на плане 1753г.
И на плане 1765-1773гг.
Более того, на территории Адмиралтейства неожиданно появилось довольно-таки странное сооружение, о котором никому и ничего не известно…
К обоим этим планам, разделенными 12-ю – 20-ю годами, есть вопросы…
Но еще больше вопросов есть к гравюрам и рисункам Махаева.
Рассмотрим некоторые из них.
Для начала рассмотрим доступную нам хронику создания этих рисунков и гравюр.
14 июля 1748 года ордером Канцелярии Академии были назначены исполнители предстоящей съемки столичных проспектов: “Понеже Санкт-Петербургский план имеет быть при академии на меди вырезан вновь, чего ради для снимания прошпектов надлежит быть архитектору Шумахеру, Адъюнкту Трускоту и подмастерью Махаеву…”
К.В. Малиновский. Михаил Иванович Махаев. – СПб.: Крига, 2008. с. 39.
ПФА РАН. Ф. 3. Оп.1. Ед. хр. 119. Л. 280.
Сохранились документы, позволяющие нам иметь некоторое представление о том, как Махаев рисовал все эти виды города с натуры (буквально через 16 дней после назначения).
Вот что Махаев писал 30 июля 1748г. в доношении в Канцелярию Академии наук:
“Содержусь я, нижайший, за мое пред командою преступление, а именно: за нехождение мое к положенному на меня делу и за пьянство, под караулом, в железах. Того ради канцелярию академии наук всепокорнейшее прошу, дабы повелено было мне сию вину отпустить, а из желез и из-под караула освободить. А впредь я никаких худых поступок никогда ни под видом чинить не буду , в чем обяжуся подпискою руки моей.”
К.В. Малиновский. Михаил Иванович Махаев. – СПб.: Крига, 2008. с. 40.
ПФА РАН. Ф. 3. Оп.1. Ед. хр. 119. Л. 528.
В ответ на это прошение Канцелярия разрешила снять с него кандалы, но приказала оставить его под стражей и запретила выходить из мастерской Ландкартно-словорезной палаты. Капралу Анцигину из военной команды Академии было приказано следить за Махаевым, чтобы тот постоянно был занят работой и не пьянствовал, а также смотреть за тем, чтобы никто не приносил Махаеву в мастерскую вино. Замеченных в этом надлежало брать под караул. С Махаева была взята подписка в том, что он впредь никогда не будет совершать подобных поступков. Канцелярия Академии грозно предупредила его, что в следующий раз он будет отдан пожизненно в солдаты и отправлен на службу в дальние гарнизоны.
К.В. Малиновский. Михаил Иванович Махаев. – СПб.: Крига, 2008. с. 40.
ПФА РАН. Ф. 3. Оп.1. Ед. хр. 119. Л. 529.
Но несмотря на грозное предостережение и данную Махаевым подписку, спустя четыре месяца все повторилось. На этот раз Канцелярия определила: “Держать его неисходно в мастерской под караулом. А если усмотрено будет, что он, Махаев, будучи под караулом, явится пьян, в таком случае приставленные к нему солдаты жестоко будут на теле наказаны, о чем им объявить в Канцелярии.”
К.В. Малиновский. Михаил Иванович Махаев. – СПб.: Крига, 2008. с. 40.
ПФА РАН. Ф. 3. Оп.1. Ед. хр. 119. Л. 531.
И вот, не смотря на то, что Махаев находился неотлучно в мастерской под караулом (трезвый или пьяный)
он уже 21 сентября 1748г. предоставил первые два вида снятые им “особливым к начертанию проспектов приготовленным инструментом” - набережная Невы от Зимнего дворца до Летнего сада и Невский проспект от Адмиралтейских триумфальных ворот до Аничковских триумфальных ворот.
К.В. Малиновский. Михаил Иванович Махаев. – СПб.: Крига, 2008. с. 44.
ПФА РАН. Ф. 3. Оп.1. Ед. хр. 147. Л. 30.
ПФА РАН. Ф. 3. Оп.7. Ед. хр. 17/9. Л. 2.
Правда забавно, как к пятидесятилетию города выполнялись рисунки города, по которым и были сделаны гравюры, помещенные в альбом 1753г.?
Причем похоже, что делал Махаев это весьма неохотно, под строгим контролем и с угрозой (в случае невыполнения государственного задания по причине пьянства) быть отданным в пожизненные солдаты…
Из всего вышесказанного следует, что практически все свои натурные картинки Махаев рисовал в мастерской…
Может быть у Махаева была абсолютная зрительная память – раз увидел и все “сфотографировал”?
Все может быть…
Но тогда зачем ему была нужна камера-обскура?..
Да и сами первоначальные зарисовки не страдают той тонкой детализацией, которую мы наблюдаем на гравюрах…
Для справки:
Камера-обскура не обеспечивает высокой резкости изображения. До определенного предела резкость изображения может быть повышена путём уменьшения диаметра отверстия, но при слишком сильном уменьшении начинают сказываться эффекты дифракции и изображение становится ещё более расплывчатым.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 ... 1%80%D0%B0Вопросы, вопросы…
Попробуем подойти к этим картинам города с другой стороны.
Проследим за “судьбой” двух домов Ростовского (Ярославского синодального) подворья.
Эти два каменных дома были построены в начале XVIII века на погребах по проекту Ж.-Б. Леблона для образцового двухэтажного дома для „именитых“.
Прошло около трехсот лет, а нынешнее состояние этих домов мало чем отличается от проектного.
И все бы ничего, но вот перед нами чертеж из шведской коллекции Ф.Б. Берхгольца 1740-х годов.
Как видим, погреба превратились в высокие погреба или же, если говорить современным языком, в цокольные (первые) этажи со своим отдельным входом, расположенным под высоким крыльцом.