Академик писал(а):В чём проблема?
Проблема в том, что Александр I
желал лишь только завершить задуманное своей прародительницей, утвердившей проект Ринальди (подлинник которого никто не видел):
В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевскаго собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам, 1865 год, стр. 6.
И уже в 1809г. и в 1813г. проводились конкурсы, задачей которых
была вовсе не перестройка всего храма, а лишь только его
УКРАШЕНИЕ (с оставлением всей внешней мраморной облицовки), смена купола и снос колокольни:
1. Изыскать средства к УКРАШЕНИЮ храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь ЗНАМЕНИТОМУ зданию.
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран. История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.
Т.е. планировалось только устранить убогое кирпичное творчество архитектора Бренна и, по возможности, приукрасить храм:
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.
А произошло это в связи с тем, что Бренна был слишком ограничен в сроках окончания работ:
В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевскаго собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам, 1865 год, стр. 6.
Несообразность и несвязность частей прежнего мраморного здания (якобы по проекту Ринальди) с кирпичными достройками Бренна были слишком очевидны.
И император Александр I,
ЖЕЛАЯ ОСУЩЕСТВИТЬ МЫСЛЬ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦЫ СВОЕЙ, еще в 1813г. повелел объявить конкурс на составление проекта перестройки получившегося убожества:
В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевскаго собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам, 1865 год, стр. 8.
https://www.prlib.ru/item/1270480Хотя еще
В 1809 г. программу конкурса и приглашение принять участие в нем получили А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кварнеги, Л.И. Руска, В.П. Стасов, Жан-Франсуа, Тома де Томон, Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор, Луиджи Руска, братья Андрей и Александр Михайловы и др. Все зодчие в разработке проекта исходили (совершенно без видимых на то причин – Triv) ИЗ ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ старого здания и строительства нового храма, фактически не учитывая требований Александра I сохранить существующее здание хотя бы частично.
Шуйский В.К. Огюст Моферран. История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.
Итак, все зодчие, вопреки условию конкурса, проводимого Строгановым, почему-то вдруг решили не украшать храм, а практически полностью сносить его и строить новый…
Например, проект Воронихина выглядел так:
Хотя
ни Строганов, ни император даже и речи не вели о только частичном сохранении здания, а уж тем более о полной его разборке...
И, странное дело, что никому из именитых архитекторов даже в голову не пришло просто снести все убогое творение Бренна и достроить (перестроить) храм, согласно изначальному проекту Ринальди,
УТВЕРЖДЕННОГО самой Екатериной II - бабушки Александра I,
ЧЬЮ МЫСЛЬ он, собственно, и пытался якобы воплотить:
Позже император, Александр I, вновь остался верен своему желанию
ВОПЛОТИТЬ МЫСЛЬ своей бабушки, и поэтому снова поручил
“составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы СОХРАНИТЬ(!!!) ВСЕ ПРЕЖНЕЕ ЗДАНИЕ, разве с небольшою прибавкою…”Ф. Ф. Вигель. Записки. V. 1.
А это означает лишь только то, что сама изначальная форма здания императора вполне устраивала…
А вот именитые архитекторы все, как один, вдруг вновь решают,
вопреки воле самого императора (!!!), полностью сносить здание, а на его месте строить совершенно новый…
Они все что, белены объелись?..