Санкт-Петербург. В поисках истины...

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Академик » 07 окт 2018, 16:37

Между делом, чтобы не забыть.

Затопленные гранитные колонны под Выборгом, предположительно для Казанского собора:
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.61 ... 0%BD%D1%8B
Аватара пользователя
Академик
участник форума
 
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 08 дек 2015, 07:51

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Triv » 12 окт 2018, 17:21

Академик писал(а):
Мел писал(а):Стиль (культура) указывает на авторство (подпись)



Не понимаю, каким образом? В том же старом Петербурге куча сооружений в разных архитектурных стилях. Их все разные "культуры" что ли строили?


Рассмотрим смену стиля на примере строительства Исаакиевского собора.

В 1809г. и 1813г. объявлялся конкурс о перестройке собора.
Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания:
"Великолепные здания, воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского. Сей храм..., - требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:

1. Изыскать средства к украшению храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь знаменитому зданию.
3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка). Взято: Шуйский В.К. Огюст Моферран. История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.

Итак, есть знаменитое здание храма, которому надо придать величие и красоту путем замены купола и других средств, не закрывая при этом его богатой мраморной облицовки.
И все это надо сделать якобы из собора, который достраивал архитектор В. Бренна.

Изображение

Казалось бы, надо было просто снести все то, что нагородил В. Бренна и достроить храм по первоначальному проекту Антонио Ринальди, утвержденному Екатериной II.

Изображение

Изображение

Но на эти конкурсы были представлены проекты (пока недоступные для просмотра простыми смертными), одним из которых был проект А. Воронихина.
А. Воронихин, якобы вопреки конкретным конкурсным указаниям своего благодетеля (освободившего его от крепостничества) и начальника (председателя Академии художеств) графа Строгонова, создает проект храма, предусматривающий полное разрушение существующего.

Изображение

Мог ли А. Воронихин, находясь в здравом уме, решиться на такие смелые архитектурные вольности?
- Безусловно, нет…

Вопрос о приведении храма в должное величественное состояние повис в воздухе…

А в 1816г. в Санкт-Петербург приехал Монферран.

Каким образом Монферран стал заниматься вопросами Исаакиевского собора?
- Это можно вполне понять из "Записок" Ф.Ф. Вигеля (частьV-1):

Не помню, в июне или в июле месяце этого года приехал из Парижа один человечек, которого появление осталось вовсе незамеченным нашими главными архитекторами, но которого успехи сделались скоро постоянным предметом их досады и зависти. В одно утро нашел я у Бетанкура белобрысого французика, лет тридцати не более, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от друга его, часовщика Брегета. Когда он вышел, спросил я об нем, кто он таков? «Право, не знаю, — отвечал Бетанкур, — какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Брегет просит меня, впрочем, не слишком убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?» Дня через три позвал он меня в комнату, которая была за кабинетом, и, указывая на большую вызолоченную раму, спросил, что я думаю о том, что она содержит в себе? «Да это просто чудо!» — воскликнул я. «Это работа маленького рисовальщика», — сказал он мне. В огромном рисунке под стеклом собраны были все достопримечательные древности Рима, Траянова колонна, конная статуя Марка Аврелия, триумфальная арка Септима Севера, обелиски, бронзовая волчица и проч., и так искусно группированы, что составляли нечто целое, чрезвычайно приятное для глаз. Всему этому придавало цену совершенство отделки, которому подобного я никогда не видывал. «Не правда ли, — сказал мне Бетанкур, — что этого человека никак не должны мы выпускать из России?» — «Да как с этим быть?» — отвечал я. «Вот что мне пришло в голову, — сказал он, — мне хочется поместить его на фарфоровый завод, там будет он сочинять формы для ваз, с его вкусом это будет бесподобно; да сверх того может он рисовать и на самом фарфоре». Он предложил это министру финансов Гурьеву, управляющему в то же время и кабинетом, в ведении коего находился завод. Монферран требовал три тысячи рублей ассигнациями, а Гурьев давал только две тысячи пятьсот; оттого дело и разошлось. Между тем он все становился со мною любезнее, до того, что я решился посетить его и мнимую его мадам Монферран, почти на чердаке, в небольшой комнате, в которую надобно было проходить через швальню портного Люилье. Он же делал для меня прекрасные маленькие рисунки, из которых, к сожалению, я ни одного у себя не оставил, а все раздарил в альбомы знакомым дамам. За то я и затевал для него выгодное место, которым должен был он остаться доволен.
Должность начальника чертежной берег я для Монферрана и чрезвычайно удивился, когда на сделанное мною о том предложение от Бетанкура получил отказ. «Он для такой должности еще слишком молод», — отвечал он. Я, однако же, не отступил и выторговал ему, по крайней мере, название старшего чертежника, правда, без жалованья, но с квартирою и с суммою, равною жалованвю, в виде награждения или пособия ему, от комитета выдаваемою. Я должен был объяснить это Монферрану, который все с благодарностью готов был принять, как будто предвидя, что все это скоро должно перемениться.
Не выходя из скромной роли своей, Монферран между тем тайком трудился над чем-то важным. На словах государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы, сохраняя ВСЕ прежнее здание, разве с небольшою только прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику. Бетанкуру пришло в голову для пробы занять этим Монферрана, выдав ему план церкви и все архитектурные книги из институтской библиотечки. Что же он сделал? Выбирая все лучшее, усердно принялся списывать находящиеся в них изображения храмов, приноравливая их к величине и пропорциям нашего Исаакиевского собора. Таким образом составил он разом двадцать четыре проекта, или, лучше сказать, начертил двадцать четыре прекраснейших миниатюрных рисунка и сделал из них в переплете красивый альбом. Тут все можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников.
Бетанкур представил государю монферрановский альбом, прося один из рисунков удостоить своим выбором. Государь на время оставил у себя альбом.
На другой день Бетанкур, с каким-то таинственным видом, позвал меня к себе в кабинет и наедине вполголоса сказал мне:
— Напишите указ придворной конторе об определении Монферрана императорским архитектором, с тремя тысячами рублей ассигнациями жалованья из сумм кабинета.
Я изумился и не мог удержаться, чтобы не сказать:
— Да какой же он архитектор? Он от роду ничего не строил, и вы сами едва признаете его чертежником.— Ну, ну, — отвечал он, — так и быть; пожалуйте помолчите о том и напишите только указ. Я собственноручно написал его, а государь подписал».
http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Vigel/Vigel.htm


Изображение

Итак, Монферран, снова якобы вопреки устному указанию императора-благодетеля (о сохранении ВСЕГО здания, как и, в свое время, Воронихин, якобы представил на конкурс проект вопреки указаниям своего благодетеля), создает проект храма, схожий по стилю (и явно не в православных традициях) с воронихинским, но радикально отличающийся от изначального проекта Ринальди и существующего храма, завершенного по проекту Бренна.

Вот так, якобы только по прихоти художников-архитекторов и вопреки воле власть имущих (воле Екатерины II, графа Строгонова и Александра I), менялся стиль построения Исаакия…

И всему этому мы должны безоговорочно верить… :-)
Аватара пользователя
Triv
участник форума
 
Сообщения: 699
Зарегистрирован: 21 окт 2016, 04:01
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Завкаф » 16 окт 2018, 00:11

представил государю монферрановский альбом, прося один из рисунков удостоить своим выбором. Государь на время оставил у себя альбом...
напишите только указ. Я собственноручно написал его, а государь подписал.

...внимание государя — вечно строящийся Исаакиевский собор. В конце 1817 года утвердил он новый чертеж и план сего здания и для перестройки его учредил комиссию...Государю угодно было модель сей удостоить своим воззрением...Удаляясь и взглянув на оба моделя, на пестрый и потускневший и на тот, который блистал белизной, обратился он к Бетанкуру и сказал ему: «Вы знаете, насчет нашего предприятия как много в городе сплетен и пересудов; эти модели будут лучшим на них ответом».


и не менее интересные строки

один простой русский промышленник, Яковлев, в кафтане и бороде, нашел удобное и легкое средство добывать огромнейшие их массы без помощи инженеров и механиков и доставлять их водою в Петербург...летом 1822 года на Исаакиевскую площадь с Невы вывалил он чудовищный монолит, первый из тех, кои поддерживают ныне фронтоны собора

Ф. Вигель, 6-2
Welcome to reality
Аватара пользователя
Завкаф
участник форума
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 27 окт 2017, 20:45

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Академик » 16 окт 2018, 01:54

Triv писал(а):Итак, Монферран, снова якобы вопреки устному указанию императора-благодетеля (о сохранении ВСЕГО здания


Есть и менее радикальная информация (тем более, когда речь идёт о ПЕРЕСТРОЙКЕ, то о сохранении ВСЕГО здания требование выглядит весьма нелогичным):

Изображение
Изображение
(ц) Серафимов, священник при Исаакиевском соборе
Аватара пользователя
Академик
участник форума
 
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 08 дек 2015, 07:51

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Amely » 22 окт 2018, 19:12

Интересно фото с затопленными колоннами, первый раз вижу такое
Amely
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 окт 2018, 14:17

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Завкаф » 25 окт 2018, 13:07

Amely

Есть целый мол из затопленных колонн

Изображение
Welcome to reality
Аватара пользователя
Завкаф
участник форума
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 27 окт 2017, 20:45

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Академик » 26 окт 2018, 11:39

Amely писал(а):Интересно фото с затопленными колоннами, первый раз вижу такое

Интерес к этим колоннам в СМИ появился сравнительно недавно (весной), хотя краеведы знали об их существовании давно.

Читатели выборгских газет и посетители выставок подводной археологии знают, как много любопытнейших находок с затонувших шведских, русских и прочих судов таится на дне Выборгского залива у этих берегов. Рассказывают, что в отлив у берегов полуострова Виланиеми (в районе бухты Балтиец) можно, неглубоко погрузившись, прогуляться по стволам двух гранитных колонн - видимо, вырубленных в скалах Сорвалинсаари (о. Гвардейский) и по указанию барона Николаи перевозившихся в Петербург для установки в Казанском соборе.

https://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=65

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Академик
участник форума
 
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 08 дек 2015, 07:51

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Академик » 26 окт 2018, 15:49

Кстати
Кроме того, под колоннами покоятся фрагменты деревянной барки. Точно такую же осенью нашли археологи, только перевозила она гранит для петербургских набережных.

https://www.5-tv.ru/news/202894/
(тут в ролике журналисты говорят, что эти потерянные колонны были для Исаакия, но это спорно)
Вот тут о находке затонувшей деревянной барки, перевозившей гранит (её подняли, собираются отреставрировать и выставить в музее вместе с гранитными блоками на ней):
https://saint-petersburg.ru/m/science/martus/365264/

Изображение

А вот скриншот из ролика о колоннах - в каменоломне осталась предполагающаяся для колонны заготовка: штроба для отделения нижней постели монолита и кусок застрявшего в ней зубила (см. видеоролик по ссылке https://www.5-tv.ru/news/202894/)

Изображение
Аватара пользователя
Академик
участник форума
 
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 08 дек 2015, 07:51

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Завкаф » 26 окт 2018, 18:52

Академик

Интересно)

А ведь где-то возле Кронштадта и громкамневская баржа притоплена. Правда, атрибутировать ее останки, если таковые и остались, вряд ли удастся...
Welcome to reality
Аватара пользователя
Завкаф
участник форума
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 27 окт 2017, 20:45

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

Сообщение Академик » 26 окт 2018, 21:34

Завкаф писал(а):Академик

Интересно)

А ведь где-то возле Кронштадта и громкамневская баржа притоплена. Правда, атрибутировать ее останки, если таковые и остались, вряд ли удастся...


Это да... Там, ЕМНИП, куча судов похоронена намеренно, для перекрытия фарватеров.
Аватара пользователя
Академик
участник форума
 
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 08 дек 2015, 07:51

Пред.След.

Вернуться в Руины древних городов и сооружений



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 48

cron
@Mail.ru