Страница 169 из 219

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 11:30
malder
Завкаф писал(а):Все же прогресс победил. Скорость оказалась решающим фактором, а там и качество подтянулось

Вот видите, Академик, даже ваш камрад Завкаф признает превосходство машинных технологий над ручными :D

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 17:30
Завкаф
malder
Пока профессия скульптора остается востребованной, у человечества все еще остаются шансы против бездушных автоматов 8-)

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 17:38
malder
Вот тут не могу не согласиться :-)
Впрочем, это уже не в тему. Прошу прощения за невольный оффтоп.

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 18:09
Академик
malder писал(а):
Завкаф писал(а):Все же прогресс победил. Скорость оказалась решающим фактором, а там и качество подтянулось

Вот видите, Академик, даже ваш камрад Завкаф признает превосходство машинных технологий над ручными :D

А я разве с этим спорил? 8-)

Однако, всё же, не каждую заготовку можно засунуть в станок ))

Изображение

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 11 янв 2019, 18:18
Завкаф
Ай, сори, сори, я ввел почтенную публику в заблуждение))

Оказывается, на этих двух фото один и тот же станок
Изображение
Изображение

Именно с этими 160 тонными гигантами произошел фейл, когда из-за возникших в граните напряжений 2 колонны треснули после того, как их извлекли из станка. В результате все колонны пришлось разрезать пополам, чтобы завершить обработку. И именно о этих колоннах мастер каменотесов сказал, что с 12 рабочими он бы вытесал их и разрушения колонн не произошло бы.

Так что колонны Исаакия по прежнему рулят, а бездушные автоматы получили ногой по..под дых))

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 13 янв 2019, 02:25
Triv
Академик писал(а):Как видно, сложности транспортировки блока для саркофага не повлияли на решение переместить глыбу. В публикации за 1902 год пишут, что иной раз груз с Колывани мог путешествовать до Петербурга больше года )))

Спору нет. Эти фотографии безусловно являются достаточно убедительным аргументом. Вот только вопроса спуска вазы со склонов алтайских холмов в упряжке из более сотни лошадей они никак не поясняют…
Хотя вполне можно допустить, что на склоне, в противовес лошадиной упряжке, была задействована уже людская упряжка, аналогичная представленной на фотографиях (только уже для торможения)…

Для того, чтобы иметь возможность более детального рассмотрения возможности изготовления самой царицы ваз с учетом мнения неизвестного специалиста по поводу сколов после скоростной обработки яшмы, надо хотя бы иметь достаточно четкие и качественные фотографии тех мест, которые вызывают сомнения. Я этой вазой никогда плотно не занимался и фотографий нужного качества у меня нет.
Постараюсь в ближайшее время устранить этот пробел, и тогда можно будет продолжить разговор на эту тему.

То же касается и плотности прилегания пластин малахита на колоннах Исаакия.
Вот одна из фотографий (не моя) подобной тонкой подгонки

Изображение

А сейчас, поскольку разговор зашел о тонкой обработке камней, хотелось бы поговорить еще и о мозаичных полотнах Исаакиевского собора.

Вроде как никаких технических препятствий для изготовления подобных мозаик не было.
И все же, “меня терзали и терзают смутные сомнения”…

Вот вид алтаря

Изображение

Центральная часть алтаря выполнена целиком в виде красочных мозаичных картин, а вот боковые его части представлены уже в виде цветных фигур различных святых на золотом фоне.
Вроде ничего необычного. Блеск золотого фона придает и свет, и некую торжественность.
А вот детальное рассмотрение этих мозаик вызывает некоторые вопросы, а, следовательно, и определенные сомнения.

Итак, попробуем рассмотреть некоторые части некоторых мозаичных икон

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На последнем фото видно, что тело нимба (внутренняя часть окружности) отличается от остального золотого фона.

Рассмотрим эту икону под некоторым углом

Изображение

Сразу бросается в глаза и полировка, и другая смальта (цветовой диссонанс - не золотая) мозаики тела нимба, чего нет на других иконах…
Положим, что другой цвет, похоже, определяется поверхностной покраской (причем не очень аккуратной – неокрашенные участки показаны стрелками)…

Изображение

А вот как быть с полировкой? Зачем было полировать эту часть, причем только на одной иконе? Что бы все это значило?

П.С.

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 13 янв 2019, 03:12
Triv
Вот тут-то невольно и появляется подозрение, что изначально на этой иконе (да и на остальных с аналогичной позолотой) был совершенно другой фон, как, например, на иконах (который бы значительно лучше и гармоничнее вписался в алтарную часть. См. выше алтарную часть):

Изображение

Или

Изображение

Или

Изображение

Его удаляли и заменяли золотом. В последнем рассматриваем случае часть тела нимба “забыли” удалить…

Отсутствие полировки на золотом фоне создает серьезные трудности при выполнении полотна мозаики в целом.
Ведь сначала надо сделать только часть мозаики со всеми ее выступающими мелким деталями и отполировать ее…
Но уже в процессе первичной шлифовки (когда к полотну прикладываются значительные усилия) легко будет сорвать с полотна смальту этих мелких деталей (что сделать практически невозможно, когда мозаичное полотно заполнено полностью плотно прилегающей друг к другу смальтой), как, например, тонкие стебли растений на иконе:

Изображение

А вот если, допустим, использовать древнюю икону с каким-то непотребным фоном (то ли с неправильными надписями, то ли с “неправильным” окружением, то ли с осыпавшейся смальтой), то тогда замена старого фона на новый золотой решает все эти проблемы.
Правда при этом приходится отказаться от шлифовки и полировки (чтобы в процессе обработки фона не повредить центральные уже отполированные фигуры мозаики). Что мы и наблюдаем.
Более того, качество укладки самой золотой смальты на фоне великолепно выполненных центральных фигур желает оставлять лучшего…
Даже нимб Александра Невского (и не только его) не смогли выложить должным образом с правильной окружностью…

Изображение

А уж для надписи на иконе такого собора могли бы найти мастера и получше, а не писать подобными "каракулями" первоклассника (нет должного чувства и навыка в написании графики букв)…

Изображение

То же можно сказать и про подпись

Изображение

И все это при изумительно тонкой и точной работе по выполнению самих центральных фигур…

Наверное, стоит еще обратить внимание на не завершенную мозаику (не отшлифованную и не отполированную).

Изображение

Её фрагмент при ближнем рассмотрении (при разном освещении):

Изображение

Изображение

Амурские волны гуляют по всему полотну, и порой видны большие зазоры без достаточно плотного прилегания. Да и смальта, похоже, тоже отличается от смальты готовых полотен (причем со множественными изъянами).

И, по моему мнению, из этого полотна, даже при самой тщательной полировке, уже не получить мозаики того изумительного качества, которое мы видим на уже законченных мозаичных картинах...

С 2-мя подобными полированными мозаиками можно еще ознакомится в храме Спаса на Крови, а также, еще с одной, в церкви иконы Казанской Божией Матери в Вырице…

Все вышесказанное в этом сообщении не является каким-то строгим доказательством, но в случае верности упомянутых предположений оно дает хороший повод поразмышлять над формой вероисповедания нашего народа в какой-то отрезок времени нашего достаточно далекого прошлого…

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 13 янв 2019, 09:19
Академик
Трив, а вы присмотритесь внимательно к местам, где смальта фона заходит частично и на образ. И посмотрите, полирована ли вся чешуйка или лишь её фрагмент, составляющий часть образа.

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 14 янв 2019, 09:56
Triv
Академик писал(а):Трив, а вы присмотритесь внимательно к местам, где смальта фона заходит частично и на образ. И посмотрите, полирована ли вся чешуйка или лишь её фрагмент, составляющий часть образа.


Не очень то понял суть вопроса.
Вот более полная фотография этой иконы при съемке под углом.

Изображение

Укажите на ней стрелками конкретно те места, которые Вас лично (или кого-то другого) интересуют.
В ближайшее время попробую сделать макросъемку интересующих Вас мест, а уж потом обсудим результаты этих съемок.

Re: Санкт-Петербург. В поисках истины...

СообщениеДобавлено: 14 янв 2019, 14:03
Академик
Triv писал(а):Не очень то понял суть вопроса.
Triv писал(а):Укажите на ней стрелками конкретно те места, которые Вас лично (или кого-то другого) интересуют.
В ближайшее время попробую сделать макросъемку интересующих Вас мест, а уж потом обсудим результаты этих съемок.


Вот такие места, где (если не ошибаюсь) одна чешуйка мозаики является и фоном и частью изображения:

Изображение

Если та часть чешуйки, где изображение, отшлифована, а другая часть (являющаяся частью золотого фона) - нет, то так и было задумано и такой фон (не шлифованный) и предполагался изначально и никаких
Triv писал(а):замена старого фона на новый золотой
не было.