Вот тут-то невольно и появляется подозрение, что изначально на этой иконе (да и на остальных с аналогичной позолотой) был совершенно другой фон, как, например, на иконах (который бы значительно лучше и гармоничнее вписался в алтарную часть. См. выше алтарную часть):
Или
Или
Его удаляли и заменяли золотом. В последнем рассматриваем случае часть тела нимба “забыли” удалить…
Отсутствие полировки на золотом фоне создает серьезные трудности при выполнении полотна мозаики в целом.
Ведь сначала надо сделать только часть мозаики со всеми ее выступающими мелким деталями и отполировать ее…
Но уже в процессе первичной шлифовки (когда к полотну прикладываются значительные усилия) легко будет сорвать с полотна смальту этих мелких деталей (что сделать практически невозможно, когда мозаичное полотно заполнено полностью плотно прилегающей друг к другу смальтой), как, например, тонкие стебли растений на иконе:
А вот если, допустим, использовать древнюю икону с каким-то непотребным фоном (то ли с неправильными надписями, то ли с “неправильным” окружением, то ли с осыпавшейся смальтой), то тогда замена старого фона на новый золотой решает все эти проблемы.
Правда при этом приходится отказаться от шлифовки и полировки (чтобы в процессе обработки фона не повредить центральные уже отполированные фигуры мозаики). Что мы и наблюдаем.
Более того, качество укладки самой золотой смальты на фоне великолепно выполненных центральных фигур желает оставлять лучшего…
Даже нимб Александра Невского (и не только его) не смогли выложить должным образом с правильной окружностью…
А уж для надписи на иконе такого собора могли бы найти мастера и получше, а не писать подобными "каракулями" первоклассника (нет должного чувства и навыка в написании графики букв)…
То же можно сказать и про подпись
И все это при изумительно тонкой и точной работе по выполнению самих центральных фигур…
Наверное, стоит еще обратить внимание на не завершенную мозаику (не отшлифованную и не отполированную).
Её фрагмент при ближнем рассмотрении (при разном освещении):
Амурские волны гуляют по всему полотну, и порой видны большие зазоры без достаточно плотного прилегания. Да и смальта, похоже, тоже отличается от смальты готовых полотен (причем со множественными изъянами).
И, по моему мнению, из этого полотна, даже при самой тщательной полировке, уже не получить мозаики того изумительного качества, которое мы видим на уже законченных мозаичных картинах...
С 2-мя подобными полированными мозаиками можно еще ознакомится в храме Спаса на Крови, а также, еще с одной, в церкви иконы Казанской Божией Матери в Вырице…
Все вышесказанное в этом сообщении не является каким-то строгим доказательством, но в случае верности упомянутых предположений оно дает хороший повод поразмышлять над формой вероисповедания нашего народа в какой-то отрезок времени нашего достаточно далекого прошлого…