Около тысячи рукотворных пещер насчитывают только в штате Махараштра (где Бомбей, теперь Мумбаи). Западная часть Индии. В этом районе расположено базальтовое плато Декан. И там насчитывается более десятка мест, где рукотворные пещеры расположены в определенном ряду, как в Аджанте. Имеется несколько пещер в Аурунгабаде,
Самый впечатляющий массив пещер находится в Эллоре, в 30 км северо- западнее от Аурунгабада.
- Эллора.JPG (45.51 КБ) Просмотров: 14818
Там в ряд расположено 34 пещеры: 17 индуистских, 12 буддийских, и 5 джайнских пещер, Они протянулись вдоль отрогов горного кряжа почти на 2 км. Время их создания с 6 по 10 века. Венцом Эллоры стал храм Кайлас Натха ("Владыка Кайласа"). Из склона горы иссекли 80-метровую траншею глубиной 30 метров, а оставшийся обколотый с трёх сторон каменный брус (длина 60 м.,ширина 32 м., высота 29 м.) превратили в резной храм-ларец. Он в два раза больше Афинского Парфенона и в полтора раза выше его. Это самое большое в мире монолитное резное строение. Его высекали в VIII-IX вв. в течение 150 лет 7000 рабочих, сверху вниз, высвобождая из цельного скального массива, высотой 33 м, контуры храма с отделкой и скульптурами. Строители выбили оттуда 200 000 тонн камня. Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой.
- храм Кайлас Натха.JPG (79.71 КБ) Просмотров: 14818
В остальных пещерах Эллоры проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 40 х 40 м. Стены залов в изобилии украшают каменная скульптура и рельефы.
- Рамаяна в камне.jpg (51.31 КБ) Просмотров: 14818
В Аджанте, которая расположена в 110 км севернее от Аурунгабада, в один ряд расположено 29 пещер. Почти во всех храмах были фрески, на сегодняшний день остались только в 16-ти.. Пещеры Аджанты вырублены в отвесной скале, возвышающейся над рекой, на протяжении 550 м. Храмы высекались в скалах на высоту более 20 метров в течение 3 - 7 веков н.э. Был среди них один из буддийских храмов высотой около 30 метров, внутри которого была высечена скульптура Будды высотой 21 м.
Кстати, в 60 км восточнее от Аджанты расположен кратер Лонар
http://www.dopotopa.com/krater_lonar_-_ ... indii.htmlЕще известные пещеры, включенные в список Юнеско, имеются на острове Элефанта (местное название Гарапури, Gharapuri) в бухте Мумбая. Там также 5 индуистских пещерных храма и 2 буддийских. Самый грандиозный пещерный храм там - это шиваитский храм, высеченный в твердой базальтовой породе в 6 веке н.э.
Знатоки утверждают, что если бы Индия внесла в сокровищницу мирового искусства только живопись Аджанты, уже одно это было бы бесценным даром. Сказочно богатые и многообразные росписи Аджанты стали известны всему миру только после 1819 года, когда забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены вновь. В 1920-х годах живопись в пещерах была отреставрирована и с тех пор находится под охраной. В составленном в 1843 году отчете английского археолога Дж.Фергюссона впервые были перечислены сокровища скульптуры и живописи, найденные в гротах Аджанты. Этот отчет представлял собой целый увесистый том!
А как можно оценить бесконечные кружева тончайшей резьбы, что покрывают стены, потолки и колонны двадцати девяти пещер. И все это в базальтовой скале! Специалисты до сих пор ломают голову над тем, как древние мастера и живописцы в полумраке смогли расписать пещеры тончайшей резьбой и многокрасочными фресками? Либо фрески, либо тонкая резьба по камню полностью покрывают стены, потолки и колонны. Например, только в одном из подземных залов живопись занимает более 1000 м2!
После доклада ученого Восточно-Индийская компания направила в Аджанту капитана Британской армии художника Роберта Гилла — для исследования и зарисовки росписей.
В 1844 году он начал копировать уцелевшие росписи и почти все время проводил в пещерах, даже жил там. Гилл копировал фрески на полотне, а затем прорисовывал и раскрашивал их. Этому непрерывному титаническому труду он отдал 20 лет жизни!
У индийцев существует легенда о проклятии пещер Аджанты. Тень этого проклятия, возможно, коснулась и Гилла, осмелившегося нарушить покой богов. На него сыпались неприятности разных мастей: он переболел дизентерией, ломал ногу, пережил политические передряги. Наконец, в 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для выставки. Но дворец вместе со всеми полотнами Гилла сгорел во время пожара. Эта трагедия чуть не убила и самого художника. Он пытался начать все сначала, но после пяти лет работы заболел и вскоре умер. Его похоронили рядом с пещерами.
Последовали новые попытки сделать копии фресок, однако сохранить их почти никогда не удавалось. Другой художник, Гриффитс, создал подобную серию копий, но и они странным образом сгорели при пожаре в Англии. Но по счастью, к этому моменту их уже успели сфотографировать.
Хорошо известна еще одна драматическая история: группа бомбейских художников четыре сезона подряд перерисовывала росписи, потом картины отправили в Лондон, теперь уже в Музей Виктории и Альберта. На этот раз огонь уничтожил только копии фресок Аджанты.
Если верить местным легендам, то пещеры были здесь с незапамятных, доисторических времен, когда на территории Азии шумело обширное внутреннее море, а посреди него находился прекрасный священный Остров. На нем жили «Сыны Божьи», передавшие людям знания о природе и мире. Но до Острова невозможно было добраться по морю.
В те далекие мифические времена в Индии существовали школы Мистерий, и верховные жрецы, посвященные этих школ, знали о подземных ходах, по которым можно было попасть на несравненный Остров. Эти тайные ходы соединяли Остров со всеми землями вокруг, и один из них вел в Аджанту, где также находилась школа Мистерий.
Правда это или вымысел? Никто не знает. Но, быть может, новые исследования и экспедиции приоткроют нам эти тайны,
Так или иначе, Аджанта остается уникальной по своей скульптуре, архитектуре и живописи, являющейся образцом редкой красоты и мастерства"
Наряду с картинами из жизни Великого Учителя — Будды, изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных символов в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического содержания, а также фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир допотопной истории человечества.