Владимир Ком писал(а):Все увлеклись разгадыванием символики Александрийской колонны, но надо вспомнить во имя чего оное было сооружено, значит и символика должна трактоваться согласно события.
Хорошенькая постановка вопроса.
Попробуем во всем этом хоть немного разобраться.
Вопросом памятника, воспевающего победы, только не Александра I, а Петра I, занимался еще Бартоломео Карло Растрелли. Известно, что его собирались устанавливать на центральной городской площади. И он должен был быть в виде столпа. Этот столп планировался по указанию самого Петра.
"Об интересе Петра к такого рода монументальным памятникам свидетельствует сделанный в 1717г. перевод пояснений к гравюре с чертежами столпов. В них среди двадцати видов упоминаются «столпы исторические, которые репрезентуют дела воинские, с перевязями... и на них статуи», а также «колумна триумфальная с конной фигурой наверху и разными коронами, которые значат разные дела». Тем же годом датируется и план Петербурга, на котором обозначено место, где должна быть установлена Триумфальная колонна. Это показывает , что Петр твердо решил украсить новую столицу памятником, который бы свидетельствовал «пребудующим родам» о славных деяниях его времени.
Прежде всего необходимо было выбрать тип Триумфального столпа. В перечне своих работ живописец Л. Каравак отмечает, что в 1718г. Он выполнил «12 портретов, сиречь чертежей, триумфальной колумны, которую моделировал г-н Растрелли, и оные отданы иноземцу Зингеру» в царскую токарню.
В начале 1721г., когда стало совершенно очевидным, что приближается конец многолетней войне и уже близко заключение желанного мира, Растрелли получил царское повеление сделать модель - «образец столпа триумфальный, чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные».
Выполнив волю Петра, Растрелли представил для одобрения первую модель Триумфального столпа, вышиною метр тридцать семь сантиметров.
Триумфальный столп был задуман в виде колонны на высоком постаменте из десяти ступенек (частей - Triv) с цоколем. Колонна венчалась алегорической скульптурной группой: Петр — скульптор, высекающий из камня «статую, репрезентующую Россию»
Петр при осмотре распрядился сделать вторую — большую медную модель столпа и прежде всего отлить один образцовый цилиндрический барельеф-патрон.
Растрелли был убежден, что исполнение столпа — дело ближайшего времени и говорил об этом Берхгольцу еще в начале года, показывая ему модели монументов в своей мастерской. В «Дневнике» Берхгольц записал, что после окончания двух статуй Петра Растрелли «сделает большую колонну, на которой будут изображены все победы императора».
…
...Не был забыт и Триумфальный столп. 13 августа 1725г. Екатерина I приказала «делать начатый при...вечнодостойном памяти его и.в. медный столб, на котором изображены будут разные баталии казенными мастерами».
Когда рельефы были отлиты в бронзе, казалось, что идея Петра воздвигнуть Триумфальный столп на берегах Невы на центральной городской площади будет воплощена.
…
В марте 1747 г. Сенат по доношению Нартова отпусает Академии наук 2000 рублей «на важное и нужное для вечной славы и памяти героических дел Петра Великого исправление Триумфального столпа», который уже «во многие тысячи стал»; Сенат также дал указ отпустить в распоряжение Нартова из Канцелярии от строений и Канцелярии главной артиллерии всех нужных ему мастеров и художников.
В 1750-1751гг. Нартов предпринял последнюю попытку закончить модель Триумфального столпа.
…
Годы шли, но барельефы-модели петровского Триумфального столпа оставались в забвении, и только в 1938 г. они были частично смонтированы для выставки произведений Растрелли в Русском музее".
Н.И. Архипов, А.Г. Раскин. Бартоломео Карло Растрелли 1675-1744, Л.-М. "Искусство" 1964г., стр. 41-47.
Как видно из приведенных выше выдержек, проблема столпа до пятидесятых годов XVIIIв была задачей государственной важности. Причем этот столп (точнее его модель) изготавливался из 10-ти бронзовых пустотелых цилиндров-патронов с барельефами, изображающими победы Петра. Легко догадаться, что эти пустотелые цилиндры-патроны были предназначены для нанизывания уже на готовое тело колонны, а именно для придачи ей значения, как памятнику, подчеркивающему военные заслуги Петра …
Учтен был даже коэффициент утонения колонны к верху, о котором в последствие так доблестно рассуждал Монферран…
Более конкретное место под памятник Петру I “застолбил” сын Бартоломео Растрелли – граф Франческо Бартоломео Растрелли, которое в аккурат совпадает с нынешним расположением Александрийского столпа.
Но самое интересное, что если внимательно присмотреться к работам художника Михаила Иванович Махаева, то на одном из двух рисунков, чудом сохранившихся в частном собрании С.Э. Чобана, мы увидим три купола пятикупольного храма, расположенного, опять же, в том же самом месте.
Для сравнения, можно посмотреть современное фото этого же места (видна колонна), правда, снятого с более высокой точки.
А вот на официально разрешенных гравюрах (с учетом цензуры) этого же вида по рисункам якобы того же Махаева, этого места уже нет – на гравюрах оно отрезано.
Сами же эти три купола поместили в совершенно другое место, на скат кровли (на рис. в правом углу), что, в общем-то, не принято в православии, так как главный купол всегда размещался в наивысшей точке кровли.
Сравните скатное расположение куполов на подкорректированном рисунке Махаева
с аналогичным размещением куполов дворцовой церкви на кровле Екатериненского дворца в Пушкине (в бывшем Царском селе, а еще ранее – в Сарском селе)
Они же пририсованы и к старинной гравюре (на рисунке Махаева из собрания С.Э. Чобана, срисованном с оригинала, в этом месте куполов нет)…
А почему якобы?
- Да потому, что все эти гравюры, при тщательном рассмотрении, значительно более точны и детализированы, чем непосредственно сами рисунки Махаева…
К тому же, Махаев имел пристрастие к спиртным напиткам, поэтому его запирали под караул в помещении для создания своих рисованных шедевров. Практически все его натурные съемки с якобы камерой-обскура делались… не выходя из оного помещения!!!...
Т.е. Махаев добросовестно перерисовывал виды города с более древних гравюр, внося лишь некоторые изменения. Например, чтобы нарисованный флот соответствовал существующей действительности, Махаев запросил в Адмиралтействе чертежи кораблей, которые и изобразил на упомянутых выше двух рисунках…
Но по каким-то соображениям в дело пошли именно древние гравюры и, соответственно, с древними, совершенно необычной формы для XVIII века, караблями.
http://www.davidrumsey.com/luna/servlet ... ,Series_NoА впрочем, это уже другой вопрос, который требует отдельного рассмотрения…
Итак, на месте колонны стоит храм…
Там же находится, исходя из выше описанного, и колонна…
Т.е. древнюю святыню-колонну поместили во вновь построенный храм…
Иначе говоря, колонна была закрыта от всеобщего обозрения.
И вот, в начале XIX века колонну решили открыть…
Процедуру открытия и подсмотрел князь Г. Гагарин, запечатлев в акварели заключительный этап демонтажа храма и приведение колонны с помощью лесов в должный, парадный вид.
Есть большая вероятность обнаружить остатки фундамента этого храма.
Георадарное исследование этого участка могло бы (в случае обнаружения остатков фундамента) поставить окончательную точку в этом вопросе...
Навершие колонны украшал Архистратиг Михаил - глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Его копье поражает змея – низкие приземленные страсти и желания человечества…
…