Якшини и другие женщины индийского пантеона

Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Vedantist » 23 фев 2012, 20:51

Согласно А.Колтыпину http://www.dopotopa.com/yakshi.html
Якши считались богами или богинями плодородия. В "Вишну Пуране" якши относятся к змеям или пресмыкающимся. Буддийская мифология относит якшей, в особенности их женских особей, к крайне опасным существам, питаюшися человеческим мясом, пьющим кровь детей и истязающим мужчин. В мифологии ваджраяны якшини - жуткие демоницы.
В "Махабхарате" они, как и ракшасы, пользуются летающими колесницами, перемещаясь на них на большие расстояния. Характерными особенностями якшей - владение "мистическим могуществом" и черной магией. Внешний облик якшей непостоянен, они, как и ракшасы, были способны к оборотничеству. В "Рамаяне" говорится, что якши могли превращаться в ракшасов, и наоборот, ракшасы - в якшей.
Якшини были красивыми и обольстительными девушками с широкими бедрами, узкой талией, огромными глазами и черными волосами. Огромные всевидящие глаза цвета светлой меди были характерны для всех якшей; они могли замечать врага еще издалека.
Якшини умудрялись соблазнять даже мудрецов-аскетов, они были непременными персонажами эротических скульптурных изображений индусских храмах. Сохранились превосходные фрески и статуи якшинь, например, многочисленные рельефные изображения в индийских ступах I тысячелетия до н.э. в Бхархуте, Санчи и Амаравати, знаменитая скульптура якшини из Дидарганджа, созданная во II в. до н.э. и т.д.

Как мы видим, наш уважаемый Александр Викторович «изображает» якшинь с черными волосами и глазами цвета светлой меди, характерными для всех якшей, и считает, что это они изображены на эротических фресках Каджурахо. Более того, якшини, как и апсары, летают на воздушных колесницах. Так и хочется спросить, а кто не летал в те времена на колесницах? По-моему все летали.
Итак, кто такие якшини?

Происхождение
Отцом якшинь считается либо Пуластья, либо Брахма, из стопы которого, согласно «Вишну Пуране», они родились одновременно с ракшасами. (Кстати, Пуластья – это один из семи "разумом-рожденных" сынов Брахмы, и он же
прославленный отец нагов, и по одной из версий, от него же произошли ванары(обезьяны), киннары, ракшасы (Мбх. I 60, 7), гандхарвы и якши. Слово "якши" явно неарийского происхождения. Когда-то оно означало "нечто чудесное" и использовалось, как правило, в отношении богов. В индийской мифологии богиня связывалась с плодовитостью земли, любви, и красоты. Якшини, скорее всего, произошли от культа богини-матери и культа плодородия ранних дравидов, а впоследствии были поглощены буддизмом, индуизмом и джайнизмом. Впервые они встречаются в «Атхарваведе» (VIII Ю, 28; XI 9, 24)
Якша и якшини.JPG
Якша и якшини.JPG (14.61 КБ) Просмотров: 9065

В индуизме, буддизме и джайнизме якши и якшини - одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. Якши и якшини — духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Например, в южноиндийском штате Керала, якшини изображаются как чародейки-вампиры. Как правило, они были благожелательны к людям. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани. Якшини тоже могли быть опасны для людей: порой они истязали мужчин, ели человеческое мясо и пили кровь детей. Якшини составляют один из разрядов демониц, входящих в свиту богини Дурги-Кали. Это потом, позднее, якшини – это уже, в основном, красивые девушки с явно выраженными признаками плодородия.
Согласно распространённой среди джайнов легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров («тот, кто нашел и показал путь к спасению», в джайнизме - человек, достигший просветления благодаря аскезе, и ставший примером и учителем для других): по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. (Джина — «победитель». Это титул в джайнизме, его присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары). Джайны обращаются к якшам и якшиням в надежде на получение разного рода немедленных результатов, для чего этим божествам и отводится определённое место в храмах. В частности, некоторые якши, известные своей способностью даровать своим почитателям детей или богатство, благодаря этому стали весьма популярными: Упоминание их в «Харивамша Пуране» (783 г. н.э.) в качестве шасана-деват положило начало концепции божеств-охранителей. То есть согласно джайнским представлениям, шасана-девата - пара божеств из числа якшей, являются хранителями, сопровождающими каждого из тиртханкаров.
В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, однако их роль значительна: в широком смысле они были охранителями учения, а в узком — охраняли буддийский храм от злых духов, в силу этого их часто изображали попарно на воротах и оградах ступ и других культовых построек.
Кстати, надо отметить, что фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Изображения якшини
Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), обладающей рядом сверхъестественных сил, включая, в частности, способность изменять свои размер и форму.
В индийском искусстве якши (мужчины) изображаются иногда сильными и прекрасными юношами, иногда - карликами с отвислыми животами и короткими ногами и руками, т.е. либо как грозные воины, либо как толстые гномы. Вообще, лесные якши, особенно женщины-якшини, не отличались кровожадностью своих старших братьев ракшасов-людоедов, и выглядели почти как небесные апсары-танцовщицы. Но если «больше» означает «лучше», то якшини, конечно, «обошли» апсар. Если бедра, так всем бедрам бедра, если грудь, так прямо мечта художника, если губы, так вся сладость плодов манго, если волосы – то водопад шелка; ну а если лоно, то соответственно… Так что, якши-женщины, называемые якшини, изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами, подтверждая свои мифологические функции – культ плодородия.
Якшини как культ плодородия.JPG
Якшини как культ плодородия.JPG (14.77 КБ) Просмотров: 9065


Якшини в скульптуре
Мир духов индийской мифологии многообразен и неординарен. Среди полубожеств древнеиндийской мифологии выделяются несколько основных существ женского пола. Прежде всего, это: нагини, женские духи изобилия якшини, лесные нимфы - врикшаки, водяные нимфы, некое подобие русалок, небесные танцовщицы апсары, связанные с искусствами (танцем и музыкой). Танец, будучи важной частью как древнеиндийского ритуала, так и светской жизни, занимал главенствующее положение в изобразительном искусстве. Наиболее развитый образ небесной танцовщицы можно встретить в скульптурном декоре пещер Аджанты.
Трактовать символику тех или иных существ однозначно очень трудно. Если одни характеризуются какими-то конкретными признаками, то другие определяются неопределёнными чертами. Чаще всего трудно провести чёткую грань между духами небесных сфер или легендарными нимфами и образами женщины из рода человеческого. Часто образ может быть наделён качествами женщины вполне определённого ранга или профессии, а какие-то предметы, расположенные рядом с ней, будут указывать на её неземное происхождение. Одним из таких противоречивых образов можно считать образ лесной дриады, т.е. врикшаки, или якшини, разница между которыми, в конечном счете, не так уж явственна.
Обычно, якшини часто изображаются стоящими на постаментах.
Якшини с кувшином.jpg
Якшини с кувшином.jpg (24.77 КБ) Просмотров: 9057
Часто бывает так, что изображения девушек в виде якшинь представляют не мифических существ, а обычных женщин, занятых определённым делом. Изображения якшинь, где их сверхъестественная природа более явственна, выражены в образе хранительницы растительного царства, и тогда их называют врикшаки.
Врикшака.JPG
Врикшака.JPG (18.99 КБ) Просмотров: 9065

Они являются лесными обитательницами, живущими на деревьях и охраняющими растительный мир. Изображение этих лесных нимф также восходит к древним культам плодородия и почитанию плодоносящих сил земли. Для древних земледельцев была типична ассоциация женщины с плодоносящим деревом, растением. При священном дереве издревле совершались обряды, трактуемые как священный брак. Известны так же символические брачные обряды женщины-богини и дерева, приуроченные к смене календарного цикла и призванные магическим путем обеспечить правильный ход времени, например, своевременный приход муссона, а значит, и благоденствие всего коллектива. Также в земледельческой культуре совершались обряды плодородия с женщиной, у которой были наиболее развиты соответствующие органы, чтобы вызвать дождь для орошения земли или обеспечить хороший урожай. Все изображения древесных дев послеживают линию связи с первобытными культами богини растительного царства и продолжают своё шествие и в средневековой скульптуре.
В принципе, все женские фигуры олицетворяют плодородие, а якши особенно - силу и изобилие. Откровенно чувственные женские фигуры обхватывают ствол или ветви дерева, обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Соответственно, эталоном красоты женщины и богини плодородия являются подчеркнуто округлые бедра и бюст. Движения женщины легки и грациозны, поза свободна и естественна. Но, следует заметить, что в целом форма и декоративная проработка фигур заимствованы из движений и позиций танца, который всегда был источником вдохновения для индийских художников.
Обратите внимание, что изящество и эротизм взяты у апсар! Поскольку, поначалу в статуях якшинь, датируемых первыми веками до нашей эры, просматриваются грузные, тяжелые формы, и, хотя их исполнение технически несовершенно, они создают впечатление первозданной силы, лишь впоследствии такие формы практически отсутствуют. Уже потом якшинь стали изображать улыбающимися и танцующими — чаще всего в позе трибханга (одна нога согнута, а верхняя часть тела изгибается к бедру), эта поза придает фигуре иллюзию жизни и движения.
Давайте посмотрим на якшини из Дидарганджа (ок. II в. до н. э., Музей Патна, Бихар (Индия), о которой говорит А. Колтыпин. Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У нее пышные, тяжелые формы — широкие бедра, чуть выступающий живот, пышная грудь. Как сказалбы экскурсовод, превосходная полировка придает статуе завершенность, а крупные формы якшини удивительно сочетаются с мельчайшими деталями ее одежды и украшений. Подчеркнуто выпуклый живот якшини - характерный признак низших божеств, напоминающий о связи полноватости с идеей плодородия.
Вложения
Якшини из Дидарганджа.JPG
Якшини из Дидарганджа.JPG (25.76 КБ) Просмотров: 2221
Vedantist
участник форума
 
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 14:52
Откуда: Московская обл.

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Vedantist » 23 фев 2012, 21:33

А.Колтыпин писал(а): на эротических фресках в Индии изображены большей частью не апсары, а якши, вернее якшини, которые обладали большой грудью, широкими бедрами и были обольстительницами мужчин. Они рассматривались демоницами, устоять против которых было практически не возможно. И в Каджурахо, насколько мне это известно, изображены именно они

Обращаюсь ко всем, кто разбирается в женщинах. Скажите, разве эти женщины изображены на стенах храмов в Каджурахо?
Vedantist
участник форума
 
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 14:52
Откуда: Московская обл.

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение doktornic » 24 фев 2012, 23:30

Классные женщины. Кровь с молоком.
doktornic
участник форума
 
Сообщения: 2227
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 14:19

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение А.Колтыпин » 29 фев 2012, 00:38

Спасибо, Ведантист. Обстоятельный рассказ. Конечно, далеко не всегда можно однозначно отличить на барельефах, статуях фресках апсару от якши, но в большинстве случаев, все же можно.
Посмотрите на "Мисс древнее совершество"
Отличия вполне конкретные.
Посмотрите на мои фото
Сразу видно многоруких зеленых ракшасов и демониц-якшей. Хотя здесь у них и не такие широкие бедра. А на "Мисс древнее совершество", наоборот, у апсар - широкие бедра. Думаю, это дело предпочтений художников и скульпторов.
Но то, на что я обратил внимание в большинстве случаев, это большая скромность в изображениях апсар с прикрытой нижней частью тела и большая открытость якшинь,с неприкрытой нижней частью тела, как признак их сексуальности. Такое чувство, что они говорят "Возьми меня". Полностью раздетых апсар, как правило, не изображают

Ведантист, Вы очень любите родословные. Я не особенно им верю. В рассуждениях фольклористов очень много всякого мусора. Особенно когда обитателей или обитательниц Земли сравнивают со стихиями природы, каким-то абстрактным культом плодородия и т.д. Исследователям это нужно для диссертаций и для того, чтобы запудрить людям мозги, так как они сами ничего не знают об этих персонажах. Смотрите в корень и ищите более простое решение. Что это были реально жившие обитательницы Земли, а о том, что они символизируют грозу, гром, плодородие - забудьте. Пусть этим занимаются "академики" на ученых советах. Был я на одном диссертационным совете. Там "судьям"лет от 70 до 90, в основном, редко меньше.
А.Колтыпин
Администратор
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 00:19

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Петр » 02 мар 2012, 14:14

А.Колтыпин писал(а): я обратил внимание в большинстве случаев, это большая скромность в изображениях апсар с прикрытой нижней частью тела и большая открытость якшинь,с неприкрытой нижней частью тела, как признак их сексуальности

Ну так это как раз и говорит о том, что апсары были танцовщицами и красивыми небесными девами. А якшини олицетворяли культ плодородия, и всячески это подчеркивали
Петр
участник форума
 
Сообщения: 1400
Зарегистрирован: 13 мар 2011, 20:40

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Vedantist » 02 мар 2012, 23:49

Якшини1.jpg
Якшини1.jpg (17.42 КБ) Просмотров: 9032
Якшини выделяются среди других женщин тем, что у них не только большая грудь, узкая талия и широкие бедра, это у многих индийских женщин, таковы каноны женской красоты в древней и современной Индии. Помимо этого, они еще слегка полноваты. Например, подчеркнуто выпуклый живот якшини (как и якши-мужчины) — это характерный признак низших божеств и он напоминает о связи тучности с идеей плодородия.
По большей части культ плодородия и соответствующий образ якшини был наиболее развит в Южной Индии. Поэтому якшини связана и с Тантрой. Например, в тантрическом тексте Uddamareshvara Tantra упоминается 36 имен якшинь. Вот одна из них
Якшини2.jpg
Якшини2.jpg (22.86 КБ) Просмотров: 9032

Именно здесь в Южной Индии, в основном, в штате Керала, тема якшини очень популярна в сказаниях и театральных представлениях, где якшини выступает именно как демоница, выпивающая кровь у мужчин.
Большое количество якшинь можно увидеть среди скульптур Бархута (Bharhut), Санчи (Sanchi) и Матуры. Обычно, они стоят на постаментах, рядом с колоннами, и часто присутствуют такие отличительные черты: нагота и очевидные, часто преувеличенные женские формы (ассоциация с плодовитостью). Якшини часто изображаются возле ветки дерева, которой касается одна рука.
Врикшака2.jpg
Врикшака2.jpg (101.25 КБ) Просмотров: 2221

Но есть еще один необычный образ якшини. Это джайнистская богиня Амбика (относящаяся к якшиням - божествам-охранителям), ее изображение есть в 34 пещере комплекса Эллоры.
Амбика.jpg
Амбика.jpg (24.63 КБ) Просмотров: 9032
И обратите внимание. У мнее совсем другой облик, поскольку в джайнизме якшини выполняют другую роль. В джайнистских текстах Tiloyapannatti (or Pratishthasarasangraha) и Abhidhanachintamani приводятся 24 имени известных якшин – охранительниц.
А вот якшини из музея Кабула - тоже совсем другой образ.
Якшини из Кабульского музея.jpg
Якшини из Кабульского музея.jpg (17.63 КБ) Просмотров: 9032

А на закуску самое интригующее.
В Дели, при входе в центральный офис Резервного банка Индии, аналог нашего Центрального Банка России), гордо стоит с 1960 года статуя якшини с такой надписью: «Процветание через агрокультуру»
Вложения
якшини3.jpg
якшини3.jpg (52.38 КБ) Просмотров: 9032
Vedantist
участник форума
 
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 14:52
Откуда: Московская обл.

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Vedantist » 10 мар 2012, 20:22

А.Колтыпин писал(а):на эротических фресках в Индии изображены большей частью не апсары, а якши, вернее якшини, которые обладали большой грудью, широкими бедрами и были обольстительницами мужчин. Они рассматривались демоницами, устоять против которых было практически не возможно. И в Каджурахо, насколько мне это известно, изображены именно они

Мне кажется, нашему уважаемому Аалександру Викторовичу очень нравятся якшини со своим культом плодородия. Именно они, а не апсары соблазняют земных мужчин. А вот апсар он никак не хочет признавать как самых красивых женщин Вселенной. То он их к амазонкам относит, то с эльфами сравнивает, то приравнивает к женщинам племени Дану. Вот теперь и на храмах Каджурахо исключительно якшинь разместил.
Кстати, сами индийцы об этом говорят так. В самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «Ты божество? Апсара? Якшини? повелительница змей нагини? Или ты принадлежишь к роду человеческому?» Сами индийцы подтверждают, что чень трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. А как найти отличие между якшиней и апсарой? Давайте посмотрим. И сначала на храмы Каджурахо.
Vedantist
участник форума
 
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 14:52
Откуда: Московская обл.

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Vedantist » 24 мар 2012, 19:01

Вот с большим трудом нашел якшиню на храмах Каджурахо. У якшинь рост пониже будет, сказываются южные широты. Кстати, южные индийцы тоже более коренастые или маленького роста. И как видим, здесь присутствуют все атрибуты культа плодородия. Кроме того, как мне кажется, в отличие от изображений апсар на храмах Кхаджурахо, у якшинь маленький рот, полное лицо и приплюснутый нос, тоже признак южных широт.
Якшини.JPG
Якшини.JPG (22.55 КБ) Просмотров: 8991

А вот как выглядит апсара на храмах Кхаджурахо
Апсара.JPG
Апсара.JPG (29.49 КБ) Просмотров: 8989

И попробуйте найти отличие у нагини (тоже из храмов Кхаджурахо). У нее капюшон из кобр
Нагини.JPG
Нагини.JPG (27.36 КБ) Просмотров: 8989

Попробуйте угадать, кто изображен на следующей фотке?
богиня в сопровождении.JPG
богиня в сопровождении.JPG (40.09 КБ) Просмотров: 8989
Это богиня, потому что ее сопровождает эскорт
А теперь контрольный вопрос на засыпку. Кто изображен на следующей фотографии?
Вложения
Красавица.JPG
Красавица.JPG (27.58 КБ) Просмотров: 8989
Vedantist
участник форума
 
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 14:52
Откуда: Московская обл.

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение НСкрипкин » 25 сен 2012, 20:39

Давным давно (кажется, в прошлом году) кто-то на этом форуме задал вопрос (а затем его стёр зачем то): "Почему у женщин такая большая грудь - явно больше, чем требуется для кормления одного - двух детей?"
Ответ легко можно найти, прочитав Махабхарату (только почему-то никто его там и не искал, видно сюжет сильно увлекательный и на факты по физиологии нагов не обращают внимание :) ) где подробно описывается процесс воспроизводства нагов (которые по физиологии вовсе не пресмыкающиеся, а скорее яйцекладущие млекопитающие). Женщины нагов откладывали сотни яиц - даже если процент выживания был относительно небольшим, всё равно количество детей от одной женщины исчислялось десятками. Вот для такого количества потребителей молока размер груди был как раз! И чем больше, тем лучше! Вот откуда влечение к большой груди! Это атавизм, а не культ плодородия (хотя, конечно, в какой-то мере и он, но уже вторично).
Аватара пользователя
НСкрипкин
участник форума
 
Сообщения: 1652
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 23:02
Откуда: г.Волгоград

Re: Якшини и другие женщины индийского пантеона

Сообщение Vedantist » 25 сен 2012, 23:18

НСкрипкин писал(а): прочитав Махабхарату... где подробно описывается процесс воспроизводства нагов... Женщины нагов откладывали сотни яиц

Очень интересная мысль, подкупающая своей новизной! В работах А.Колтыпина такой информации нет. Уважаемый НСкрипкин, хотелось бы услышать продолжение этой истории в теме про змееподобных богов. Если у вас нет ссылки на Махабхарату, я попробую уточнить у моих знакомых кришнаитов. Хочется понять, кто же такие эти божественные наги и как выглядели нагини? (У А.Колтыпина и апсары и нагини и якшини - все они были розовоногими блондинками с голубыми глазами). Может удастся найти в Махабхарате не только размер груди, но и остальные детали.
НСкрипкин писал(а):количество детей от одной женщины исчислялось десятками. Вот для такого количества потребителей молока размер груди был как раз! И чем больше, тем лучше!

Интересно, а как и сколько детей рожали якшини? У них ведь, получается, была самая большая грудь. И кстати, они же были близкими родственниками с нагами:
"Жители Ланки представляли собой великую нацию четырех кланов. Согласно подлинникам хронологических записей, сингальцы (sinhala) произошли от смешения четырех ланкийских «племен» (групп разумных существ), таких как Наги (Nagas), Якши (Yakshas), Дэвы (Dewas) и Гандхарвы (Gandharvas), связанные все с семьей гуру Пуластьи" http://www.dopotopa.com/most_ramy_-_leg ... hasah.html
Vedantist
участник форума
 
Сообщения: 991
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 14:52
Откуда: Московская обл.

След.

Вернуться в Исчезнувшие обитатели Земли

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

@Mail.ru