Автомобильные дороги неогенового периода

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение Lana » 29 апр 2015, 21:25

С уважением.
Входящий в Храм, будь чист...
Аватара пользователя
Lana
участник форума
 
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 22:49

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение А.Колтыпин » 29 апр 2015, 23:03

zond писал(а):а каких колес, вам известно? такие же, как в турции? есть фотографии?

Что-то, наверное, типа такого в Б.Язылыкае
http://www.dopotopa.com/files/great_yazilikaya46.JPG
или такого
http://www.dopotopa.com/files/great_yazilikaya10.JPG
Спасибо, Лана, чудесный вид.
Константин (Скрипкин). Сглаженность может быть следствием сильного выветривания
А.Колтыпин
Администратор
 
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 00:19

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение zond » 30 апр 2015, 06:08

А.Колтыпин писал(а):Что-то, наверное, типа такого в Б.Язылыкае
http://www.dopotopa.com/files/great_yazilikaya46.JPG

Лана, Александр, спасибо за фотки
однако вижу существенные отличия от турецких - там следы оставлены явно в грязи, а здесь только эта мне кажется аналогичной, другие - вероятно образовались в культурном ландшафте
Аватара пользователя
zond
участник форума
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 24 мар 2013, 21:02

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение А.Колтыпин » 30 апр 2015, 12:07

Надеюсь, посмотрим в этом году крымские "дороги". Очень жаль, что никто не финансирует исследования, поэтому удается работать лишь точечно. А можно было бы за одну экспедицию провести сравнительный анализ каменных колей Крыма, Турции и Мальты. Это было бы намного производительнее. Кстати, что-то подобное на колеи видел в этом году на вершине скального плато Белинташ
http://www.dopotopa.com/skalnoe_svjatilische_belintash_bolgaria.html
http://www.dopotopa.com/files/belintash_39.JPG
А.Колтыпин
Администратор
 
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 00:19

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение zond » 30 апр 2015, 17:47

На счет Белинташа. Это действительно «Камень Знаний», а не "белый кристалл".
Болгары пришли с Волги, там они были тюрками (сейчас татары).
По татарски "бль" - знание, информация, "бля, быля" - знает, "блярга" - знать, "белин, блин" - тоже знание, информация, но как бы в предложном падеже. Видимо, первые булгары, пришедшие с Волги, знали об этом месте больше нас.
К стати, возможно, русское слово "быль", а также "былина", ведут своё происхождение от того же корня.

но это так, к слову.

колея вобщем-то довольно корявая, по фото не скажешь, пробитая она или отпечатанная, надо бы провести промеры на месте. особенно смущает искривленный участок левой колеи в дальнем конце.
Аватара пользователя
zond
участник форума
 
Сообщения: 60
Зарегистрирован: 24 мар 2013, 21:02

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение mab3162 » 10 авг 2015, 21:27

Уважаемые коллеги! Хочу добавить несколько мыслей на основе 43 снимка.
1. Транспортное средство было снабжено лебедкой и преодолевало данный участок путем лебежения. Об этом говорит след веревки/троса на средней части правого холма. Холм представлял собой нечто с консистенцией современной влажной глины, поэтому для использования в качестве якоря его обернули с обратной стороны чем-то вроде циновки для распределения усилия по высоте этого холма и только после этого накинули на него веревочную петлю, за которую тянули ТС лебедкой. В современной джиперской практике примерно для аналогичных целей используют подручные материалы типа пенки, сложенного во много раз брезентового тента, а сверху опоясывают корозащитной стропой (она шире троса - меньше удельное давление).
2. Транспортное средство было с тяжелым прицепом, который вначале был отцеплен и оставлен внизу. Лебедился один тягач, прокладывая колею, а потом, когда он миновал холм, его зафиксировали в конце холма(см вмятину от плоского предмета, прерывающую трапецевидную царапину), причем зафиксировали от сползания назад и от опрокидывания назад, для компенсации крутящего момента, возникающего при лебежении прицепа. Я считаю, что фиксация была сделана рычагом типа оглобли, один конец которого упирался в плоскиц предмет, а второй конец на противоположной стороне держал человек, стоявший на правом колене (см полукруглую вмятину над левой колеей напротив плоского отпечатка). Мне кажется, что плоским предметом мог быть сложенный в несколько раз тканевый плотный материал (типа рулона брезента, который до этого подкладывали на "затылке" холма.
3. О лебежении тяжелого прицепа говорит след натянутого троса, который деформировал грунт между колеями и создал гребешок слева от вмятины, которую он промял своим натяжением. Т.е. лебедка (скорее всего, ворот) была установлена выше осей колес и могла работать как вперед, так и назад.
4. На других снимках этого места с противоположным ракурсом из статьи А.Кузнецова виден другой аналогичный холм, который использовался в качестве якоря после прохождения этого холма, на последующем участке.
5. Стоит обратить внимание также на след сборок ткани при затягивании веревкой немного выше трапециевидных царапин, напоминающий резинку, вдетую в горловину трусов. Вместе со следами веревок поперек колей, которые ведут к холму слева в отдалении, которые частично разрезали влажный грунт и вмялись в дно колей, можно предположить, что для снижения удельного давления на грунт тягача при его лебежении напротив холма был растянут узкий длинный кусок грубой ткани типа брезента и укреплен от чрезмерного утапливания веревками поперек дороги. Тягач двигался по брезенту, который немного сместился вниз и на склоне правого холма над правой колеей образовался характерный выступ-отпечаток, наиболее оттопыренный в средней части правого холма. Так было выполнено предохранение от сползания и обрушения обращенной к дороге части правого холма. После того, как тягач проехал, этот брезент сняли, а веревки смотали - видимо, груз прицепа был слишком тяжелый и побоялись, что ткань может не выдержать и порваться.
Аватара пользователя
mab3162
участник форума
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 08 авг 2015, 21:31

мысли об устройстве транспортного средства

Сообщение mab3162 » 10 авг 2015, 22:27

Поскольку создатели не поленились сделать параллелограммную независимую подвеску вместо более простой зависимой, на что указывает горизонтальность дна колей, для этого должна была быть очень веская причина. Я считаю, что этой причиной был механический аккумулятор энергии в виде горизонтального маховика, имеющего вертикально расположенную ось относительно корпуса механизма, который создает гироскопический эффект и сопротивляется наклону корпуса вбок.
Отсутствие следов протектора говорит о том, что колеса не передавали крутящего момента в точке контакта с грунтом, иначе грунт в этом месте неминуемо бы деформировался и уплотнился в форме этого рисунка, если бы он был. Значит, сила тяги прикладывалась к корпусу ТС. Скорее всего, это был тянущий винт спереди, который мог легко опрокидываться или отсоединяться при необходимости использования лебедки.
Гироскопический эффект также приводит к большим радиусам поворота.
Думаю, что ТС было из двух частей, соединяемых в месте перелома вертикальной осью. Задняя часть была, видимо, снабжена грузовой платформой. Сиденье водителя могло быть расположено на передней части грузовой платформы. Если ось, соединяющую переднюю двухколесную часть и заднюю двухколесную (это наиболее простой конструктив, отвечающий задаче), вытащить, то передок мог, по моему мнению, двигаться самостоятельно. Для этого надо было переставить сиденье водителя на заднюю часть передка, где-то над сцепкой. Руление в таком варианте могло быть организовано при помощи вертикальной лопасти, расположенной непосредственно перед винтом или сразу за ним. Для удобства прицепления и отцепления передней и задней частей у них должны были быть предусмотрены откидные опоры вблизи сцепного узла.
Тогда получается, что в отсутсвие якорей для лебедки в виде внешних объектов подходящей массы и расположения, движение могло осуществляться следующим образом:
1. Расцепление передней и задней частей, при необходимости подкладывание под колеса задней части препятствий сзади, чтобы платформа не откатывалась назад. Выдвижение временной опоры в районе сцепки у задней части ТС, чтобы платформа созраняла горизонтальность и груз не сдвинулся.
2. Продвижение вперед силового передка своим ходом (ему без задней грузовой части это сделать легче). В худшем случае отталкивание от грузовой платформы шестом, если силы тяги воздушного винта не хватает, а лебедку не за что зацепить. Судя по отпечаткам на фото 43 шест у них был.
3. Фиксация передка в горизонтальном положении выдвижной опорой и подкладывание сзади под колеса препятствий, чтобы не было возможности движения назад.
4. Убирание выдвижной опоры грузовой платформы и подтягивание ее лебедкой к заторможенному силовому передку.
Далее цикл повторяется.

Что касается гироскопа-маховика, люди, построившие мегалитические сооружения (пирамиды и т.п) широко использовали маховики-гироскопы в своих режущих инструментах, как для пиления дисковыми пилами типа болгарки, так и для срезания, шлифовки и полировки больших площадей каменной кладки (полы, потолки, облицовка пирамид, подгонка блоков вплотную и т.п.). Думаю, что хорошо известную и удобную технологию вполне логично было использовать для ТС. Кстати, одиночный след вполне мог оставить моноцикл с одним колесом - гироскоп в виде горизонтального маховика в состоянии обеспечить его устойчивость.

Прямоугольные отпечатки могли быть оставлены тяжелыми каменными блоками, которые использовались в качестве якорей для зацепления троса лебедки. Например, рис.9 в статье А.Кузнецова показывает именно такую ситуацию - труднопроходимый участок с лужей в низинке, откуда своим ходом выбраться иногда сложно, поэтому сделать тут стационарный якорь для лебедки вполне рационально, если дорога используется не один раз.

Кстати, судя по моему опыту, грунтовки после каждого сильного дождя или паводка становятся труднопроезжими и их приходится прокладывать заново, изобретая объезды в труднопроходимых местах. Я каждые выходные езжу на дачу, где 5 км довольно сложной грунтовой дороги, и могу свидетельствовать, что в весеннюю и осеннюю распутицу дорога раздваивается-растраивается и т.п., так как каждый изобретает свой оригинальный маршрут объезда топких мест в зависмости от текущей ситуации и по сравнению с летом дорога может сдвигаться до 50м вправо или влево, расширяется из-за обилия колей и приобретает вид, очень похожий на фригийские фото, приведенные здесь в статье. Полагаю, что мы сегодня мало отличаемся от своих дальних предков по способу мышления, поэтому в аналогичных ситуациях закономерен похожий результат.
Аватара пользователя
mab3162
участник форума
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 08 авг 2015, 21:31

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение mab3162 » 10 авг 2015, 22:52

Забыл сказать, что при перемещении платформы (фото 43) брезента уже не было, иначе царапины не смогли бы такие получится. Думаю, что брезент в этот момент был постелен в свернутом виде в конце правого края холма (фото 43) частично с напуском на склон (вмятина плоской формы, перегиб вмятины - место куда опирался конец шеста), а частично поперек правой колеи и с напуском на среднюю выступающую часть грунта между колеями. Овальная вмятина там - слео от выдвижной опроы передка при лебежении грузовай платформы.
Царапины могли быть оставлены не за один раз, если платформа ездила туда и обратно несколько раз - на это указывают и укатанность колеи, и следы многократного использования холмов в качестве якорей для лебедки. Например, при движении в первый раз - правая борозда с царапинами, а при движении назад - левая.

Об использовании лебедки также свидетельствуют разрушения края правой колеи (граница правой колеи с центральной частью напротив нижнего - дальнего от нас края холма) из-за того, что двухколесный задок немножко развернуло и колесо начало задевать верх промежутка между колеями своей внутренней частью обода. Аналогичный участок есть и при приближении к следующему холму - якорю, см.фото 5 в статье А.Кузнецова.

И последнее, что хотелось отметить - если датировка верна, то это первое известное и подтвержденное документально (фотографии никто не подрисовывал, это легко определить) использование лебедки для преодоления бездорожья механическим транспортным средством в истории человечества. Таким образом, история джиперства прирастает сразу на 15 миллионов лет :-)
Аватара пользователя
mab3162
участник форума
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 08 авг 2015, 21:31

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение mab3162 » 10 авг 2015, 23:29

Брезент в качестве геотекстиля с целью повышения нагрузочной способности слабонесущих грунтов в современной практике не применяется, либо применяется весьма узко, я об этом не слышал (джиперский опыт более 10 лет). Если предположить, что примененная предками ткань примерно аналогична брезенту по прочности, то можно приблизительно оценить вес передка, который лебедился по брезенту, примерно в 200кг максимум, иначе порвется шов с пропущенной в "тканевый тоннель" веревкой (хотя свойств тогдашних ниток я тоже не знаю, предполагаю их аналогичными современной капроновой нитке 10 номера - она "разрежет" волокна "брезента" при большей нагрузке).
Кстати, наличие такого специально пошитого для использования в качестве "геотекстиля" куска "брезента" говорит о том, что это не экспромт, а типичная отработанная технология. В итоге имеем - передок примерно как квадроцикл, не тяжелее. Задняя часть порожняком скорее всего легче (нет маховика, винта, механизма передачи вращения, ограждения винта, воздушного руля), а в загруженном состоянии в пределах тонны, иначе не выдержит канат - если все предположения справедливы, канат у лебедки пеньковый, оставляющий следы, как на фото - его диаметр около 2 см максимум. Если канат стальной или сходный, то я бы увеличил оценку максимального веса груженой задней части до 4-5 тонн, что уже предполагает червячную лебедку с ручным приводом либо с редуктором от маховика, но здравый смысл подсказывает, что лебедка должна быть ручной на случай неисправности либо если у маховика - аккумулятора кинетической энергии "закончится заряд".
Аватара пользователя
mab3162
участник форума
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 08 авг 2015, 21:31

Re: Автомобильные дороги неогенового периода (Анатолия, Турц

Сообщение mab3162 » 11 авг 2015, 01:19

Насчет человека, который держит круглый шест и встал на правое колено, пришла догадка - он шест на правое плечо положил, маленькая вмятинка рядом со следом от веревки - отпечаток пальцев левой руки, согнутых при прямой ладони. Шест играет роль тормоза для передка и в процессе лебежения груженой тяжелой платформы помогает на сдвигаться назад передку, на котором второй член экипажа крутит лебедку. Штатного места на передке для него скорее всего не предусмотрено (водитель по центру), поэтому второй ехать будет на платформе поверх груза, заодно и проследит за тем, чтобы груз не сдвинулся, крепления не ослабли и т.п.
Аватара пользователя
mab3162
участник форума
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 08 авг 2015, 21:31

Пред.След.

Вернуться в Следы исчезнувших цивилизаций



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 40

@Mail.ru