Vedantist » 19 дек 2011, 17:30
Согласно ведической мифологии вначале был первозданный водный хаос. Затем воды породили огонь. Силой тепла в водах возникло золотое яйцо. Из золотого зародыша возник бог материального мира Брахма, верхняя половина яйца стала небом, нижняя землей, а между ними Брахма поместил воздух. Затем, Брахма силой своей мысли породил шестерых сыновей, первого - Маричи - из души, других из глаз, уст, ушей, ноздрей и т.д. Седьмой сын творца – Дакши (владыка созданий) - возник из большого пальца правой ноги Брахмы. Из большого пальца на левой ноге Прародителя появилась Вирини. Они стали мужем и женой, и, в свою очередь, породили пятьдесят дочерей. 13 из них Дакши отдал в жены Кашьяпе - сыну Маричи. Кашьяпа считается предком богов, демонов, драконов, коров, солнечных птиц-супарнов, змей-нагов и др. Старшая из дочерей Дакши - Дити - родила могучих великанов дайтьев. Вторая – Дану - произвела на свет исполинских змеев данавов. Третья дочь – Адити - стала матерью двенадцати светлых богов Адитьев (Варуна, Бхага, Индра, Дхарма, Вивасват, Вишну и др.)
Из пупа Брахмы появились восемь богов Васу ("Благодетельные"). Из них наиболее могущественными были: Сома, бог луны и ритуального напитка, Ваю, бог ветров, Агни, бог огня и жертвоприношения, и Дьяус, владыка небосвода. Но однажды супруга Дьяуса пожелала заполучить волшебную корову Сурабхи, которая исполняла любые желания. Дьяус, желая угодить жене, похитил Сурабхи. Но хозяин коровы великий мудрец Васиштхи проклял бога неба, и тот на долгие годы лишился бессмертия, став человеком.
В Ригведе есть шесть гимнов, в которых Дьяус воспевался в паре с Притхиви (Землей). Дьяус и Притхиви представлялись как всеобщие родители. Некогда они были слиты воедино, Они образуют изначальную супружескую пару, где отец-небо, порождает вместе с матерью-землей всё во вселенной. Согласно преданиям, изначально Дьяус и Притхиви были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены (по закону Варуны) порознь. Их разделение означало первый акт творения мира из хаоса. Дьяус посылал на землю дождь, который считался семенем Дьяуса, из него рождалось всё новое. Дьяус считается отцом Ушас, Ашвинов, Агни, Сурьи, Адитьев, Марутов, Ангирасов. Затем, Дьяус совсем исчезает из пантеона индуизма и появляется только эпизодически в Махабхарате как второстепенный бог группы васу, олицетворений природных явлений, где он отождествляется с Прабхасой — «Сиянием». Земным воплощением Дьяуса считается Бхишма, один из героев Махабхараты.
Теперь про Адитьев. В Ригведе насчитывается семь космических божеств Адитьев, возглавляемых Варуной и сопровождаемых Митрой: 1. Анша, 2. Арьяман, 3. Бхага, 4. Варуна, 5. Дакша, 6. Индра, 7. Митра. Восьмой Адитья, Мартанда, был отвергнут Адити, которая оставила себе семь сыновей. В Яджурведе (VII.19) говорится про одиннадцать Адитьев, богов небес и одиннадцать земных богов. В разных местах Шатапатха Брахманы упоминаются восемь или двенадцать Адитьев: 1. Анша, 2. Арьяман, 3. Бхага, 4. Варуна, 5. Дакша, 6. Дхатри, 7. Индра, 8. Митра, 9. Рави, 10. Савитар, 11. Сурья, 12. Яма. В Вишна Пуране (I.15) также 12 Адитьев, но имена другие: 1. Анша, 2. Арьяман, 3. Бхага, 4. Варуна, 5. Вивасват, 6. Вишну, 7. Дхути, 8. Митра, 9. Пушан, 10. Савитар, 11. Тваштар, 12. Шакра.
Таким образом, в Вишна Пуране мы уже не видим Индру среди Адитьев. И также остается вопрос, кто же все таки был отцом Адитьев, или мужем Адити: Кашьяпа, который взял в жены 13 из 50 дочерей Дакши или Дьяус, у которого женой считалась Притхвини. Ответив на этот вопрос, мы сможем тогда сказать, кто был отцом Индры, если последний вообще был Адитьей.