Данные размышления не претендуют ни на академичность, ни на абсолютную правду. Это, если хотите, сказка. Поэтому не будет ни библиографии, ни ссылок. Ответы на вопросы — да, будут. Задавайте, отвечу.
Рассказ мой изначально был про Зайца, его компаньона Кису, и их Хозяйку. Но постепенно, он сам собой превратился во что-то другое, явно выходящее за пределы рассказа о зарождении тотемизма. Этот рассказ будет долгим, запутанным, временами непонятным. Тут ничего не поделать. Таковы законы жанра, ведь это своего рода детектив. Стилистика изложения будет... не знаю, как получится. Но начнём мы издалека, начнём мы с Шумера, с того замечательного времени, когда боги ещё жили рядом с людьми. Вот что тогда, про меж всего прочего, произошло:
Среди богов жила одна богиня, поистине прекрасная, выделявшаяся красотой даже среди богинь. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Её символы были пучок тростника и крест. Её животное — Пантера.
Главным достоинством Инанны была красота. Если все остальные богини были смуглые и черноволосые, то Инанна была рыжеволосой, с кожей, белой как снег, чем вызывала зависть у своих соплеменниц, пристальное внимание со стороны богов мужеского пола, и бесконечное почитание среди людей. Но внимание со стороны богов мужеского пола её мало интересовало. По некоторым причинам, вполне себе физиологического характера, боги-мужчины не могли доставить ей того удовольствия в сексе, какое могли, и доставляли обыкновенные мужчины. Да и с зачатием у богов были проблемы. Не получалось оно естественным образом, а Инанне, как особе романтичной и мечтательной, хотелось чтобы её предназначение как матери, обозначенное в её имени (а звали её в переводе на русский «Мать Небес»), всё-таки сбылось.
Итак, из-за проблем с богами, возлюбленных Инанна искала себе среди людей. Но они были недолговечны, даже божественная медицина не могла сделать лулу (людей) сколько-то долго живущими. Надо отметить, что и боги не были бессмертными, Они могли жить долго, скорее всего — вечно, но могли умереть, они болели, их можно было убить. Некоторая возможность сделать людей бессмертными была — нужно было сделать людей полукровками, и такие попадались. Полукровки могли быть подвергнуты какому-то воздействию, после чего становились вечными, подобно богам. Один из таких полукровок был Гильгамеш, царь Урука. Он сам настойчиво, но безуспешно искал способ обрести вечную жизнь, даже пытался пройти в запретный город богов и подняться на небо. И имел полное право, как полубог, но не получилось, по ряду обстоятельств, не имеющих отношения к нашему повествованию. На него обратила свой взор Инанна. Он был вполне пригож собой, и темперамент имел... что надо. Все жительницы Урука были обслужены Гильгамешем, и не по одному разу, причём делал он это не тяготясь ничуть. Царское право первой брачной ночи он использовал на всю катушку. Инанна предложила Гильгамешу стать её мужем. Но Гильгамеш воспринимал совокупление как некое ритуальное действо, требующее от женщины чистоты и невинности. Хотя бы, какой-то видимости. У Инанны с невинностью были проблемы. Даже внешне. Нет она была божественно красива, даже среди богинь, но привычка ходить с торчащими из одежды грудями и задранной юбкой не способствовали имиджу невинной девушки.
Брак не состоялся. Мало того, Гильгамеш, как настоящий мужлан ещё и шпильку отпустил, что нет большой чести, да и те кто на эту честь соглашались, не долго протянули. Девушка обиделась. Обиделась настолько, что наслала на Урук чудище — крылатого быка, её любимго питомца. Быка Гильгамеш убил, отношения от этого не улучшились. Впрочем, Гильгамеш спокойно прожил 129 лет, и в период его правления город Урук был велик, полон жизни и прекрасен.
А вот у Инанны началась череда неприятностей.
Мужа она в результате себе нашла, им стал Думузи, тоже полукровка. Думузи (в аккадском варианте — Таммуз), оказался не так уж честен с богиней, ему вскружила голову новая богатая жизнь и перспективы, которые пред ним раскрыло покровительство Инанны. Горюющая из-за гибели волшебного быка, богиня не находила себе места. Недолго думая, она отправилась навестить родственницу Эрешкигаль, которая отвечала за умерших. Находясь у ворот подземных владений, Инанна потребовала, чтобы её впустили. Страж спокойно спросил причину её прихода и объяснение её действиям. Инанна не замедлила ответить, что ей нужно видеть погребение небесного быка, а впустить её обязаны, ведь Эрешкигаль приходится ей сестрой. Прождав много времени у тёмных врат, богиня красоты даже не подозревала, какую злую шутку задумала сыграть с ней сестрица. Хорошо, что Инанна взяла с собой свою верную служанку, Ниншубур. Перед тем, как войти в потусторонний мир, богиня приказала девушке ждать её 3 дня и 3 ночи, а если та не вернётся — немедля созвать всех богов громким плачем и боем в барабан в доме собраний. Когда ворота открылись и холодный ветер подул в лицо Инанне, она поняла, насколько опасным может оказаться это путешествие. Но так как смелая богиня любви и распрей не привыкла отступать, она не выдала своего страха и шагнула вперёд. Хитрые стражи, по велению своей владычицы, требовали с Инанны плату за вход в каждую дверь. А на пути до зала, в котором сидела на троне Эрешкигаль, было 7 ворот.
Так как Инанна не предполагала такого поворота событий, чтобы добиться цели, ей пришлось отдавать свои вещи и драгоценности, которые были надеты на ней. По дороге она раздала все принадлежавшие ей атрибуты женской силы и божественной власти. Добравшись до заветной двери, Инанна осталась совсем голой. Таким образом, Эрешкигаль, представшая перед ней в дорогих роскошных одеяниях, хотела унизить небесную богиню. Но даже без украшений и драгоценностей, Инанна оставалась столь же прекрасной, как и всегда, что ещё больше обозлило её сестру. Долго смотрев друг другу в глаза, богини продумывали свои дальнейшие действия. В чужих владениях и без волшебных талисманов, Инанна была совсем беззащитной, когда за грозную Эрешкигаль вступились 7 судей подземного мира. Лишь только взглядом Эрешкигаль и её приспешники хладнокровно умертвили Инанну и подвесили её бездыханное тело на крюк.
Верная своей хозяйке, Ниншубур ждала её не смыкая глаз, и в отмеченный срок созвала божеств. Все они утверждали, что Инанна сама навлекла на себя беду и никто не властен над миром мертвых. Однако мудрый Энки нашёл выход из сложившейся ситуации, создав двух существ, подобных людям. Наделив их чудодейственной травой и живой водой, он отправил их в царство теней. К тому времени Эрешкигаль сама осознала ошибку, которую совершила. Нет, не из жалости к Инанне, не из-за угрызений совести... Просто со смертью богини любви и плодородия ни смертные, ни боги не были в состоянии родить на свет ребёнка. На тот момент Эрешкигаль была беременна, и поэтому испытывала страшную боль, когда способность воспроизведения в ней остановилась. Как раз вовремя прибыли существа и предложили ей, в обмен на избавление от тяжёлых мук, освободить Инанну. На что Эрешкигаль ответила отказом, ведь мёртвые не могут сами уйти из подземного мира. Тогда творения Энки осыпали волшебной травой и окропили мёртвое тело богини водой. Она ожила и поспешила покинуть холодный чертог, но злобная Эрешкигаль потребовала замену Инанне и приставила к ней стражу из демонов. У каждой двери она забирала обратно свои вещи, а у самого выхода встретила свою спасительницу, Ниншубур. Ожившая богиня не могла отдать в злые руки свою спасительницу, поэтому прогнала от неё коварных стражей.
Выйдя на улицу, Инанна встретила множество людей, которые со слезами радости на глазах восклицали, что их покровительница вернулась. Никого из этих людей не посмела предать Инанна. Переступив порог собственного дома, богиня надеялась встретить своего, обезумевшего от страданий, супруга Думузи, но... Её возлюбленный пил вино, радовался жизни в новом женском окружении, не омрачаясь мыслями о пропаже жены. Увидев такую картину, богиня не смогла сдержать гнева и указала слугам Эрешкигаль на своего мужа. Думузи пытался скрыться от них, но нечисть настигла его и забрала туда, откуда нет возврата. Однако вернуться он всё-таки сумел... Ему было разрешено подниматься на землю раз в году и проводить там почти половину года, так как его сочувствующая милосердная сестра согласилась время от времени заменять Думузи в царстве мёртвых. И поэтому всё так же, как в греческом мифе о Деметре и Персефоне, где сказано, что после свадьбы с Аидом Персефоне разрешалось проводить на земле каждые полгода, и в это время природа оживала. Когда Думузи возвращается к Инаннне — наступает весна, а когда приходит время снова отправляться в мрачные владения Эрешкигаль — земля остывает от зимнего холода.
Чем для нас интересна эта история? Это первое зафиксированное открывание дверей, вхождение в мир мёртвых, и возвращение обратно. Это было до Осириса, до Орфея, до Христа. До Инанны ни люди, ни боги ничего подобного не совершали. Заметим, что в честь возвращения Инанны из мира смерти, были установлены праздничные церемонии, которые прошли сквозь тысячелетия, сквозь религии и идеологии. И которые мы до сих пор имеем возможность наблюдать, конечно в изменённом виде. Изначально, каждую весну отправлялась церемония, во время которой торжественно совокуплялись царь и верховная жрица, остальной народ, как мог им подражал. В общем, было весело. Инанну определили в начальницы над проститутками, которые в то время были исключительно храмовыми. Просто, поскольку вне храма, проституция каралась, а проблемы никому были не нужны, проститутки жили при храмах. На всякий случай: именно подобного рода жизнь при храме, дала начало институту монашества. Отказ от семьи и посвящение себя богу, предполагали именно такой образ жизни. И да, мужчины тоже занимались проституцией.
Распространённым явлением в те стародавние времена было назначать какое-то животное символом бога, праздника, города. Какое животное имело все шансы быть назначенным на должность символа праздника всеобщего весеннего совокупления? Ответ вполне очевиден — заяц. Он и до сих пор — пасхальный заяц. А Пасха у христиан — символ выхода Христа из царства мёртвых и мистической свадьбы Христа со своей невестой — церковью. И без зайца не обходится, особенно у западных христиан. Но не только у них. Точно такая же церемония практиковалась в доиспанское время в Центральной Америке. И именно американская практика поможет нам понять все тонкости.
Остались свидетельства, что в доколумбовой Америке, специально отобранных девственниц не просто лишали невинности на вершинах пирамид. Их лишали невинности в массовом порядке, и целью была беременность. Церемония была всё так же весенней. Дети рождались зимой. На нынешнее Рождество. Но приносились в жертву, как чистые, безгрешные, имеющие полубожественное, полуцарское достоинство, и потому очень ценимые богами жертвы.
Покровительствовала празднику богиня, любительница кроликов, отвечавшая за плодородие, роды, урожай... Её животное — Пантера. Любимая форма одежды — сиськи наголо и задранная юбка. Её символ — крест. Кстати, как и в Шумере, все дети, родившиеся в результате праздника весны, считались её детьми. Детьми пантеры. Особенно красивых мальчиков не убивали сразу, некоторых, самых красивых, без изъянов, выращивали до совершеннолетия, назначали царями и богами по совместительству. В течение года им оказывались поистине божественные почести, после чего — приносили в жертву, как величайшую, наиболее приятную для богов.
Вернёмся на землю Шумера, но на несколько веков позже, тогда эта земля называлась Вавилон, в царствие Нимрода и его жены Семирамиды. Персонажи вполне известные, и популярные благодаря Библии. Но, кроме библейских канонических повествований, сохранились и другие, в которых описываются главные праздники времён Нимрода. 25 марта и 25 декабря были самыми пышными торжествами, сопровождавшимися не менее пышными жертвоприношениями. В жертву приносились свиньи и младенцы. В их крови окрашивались яйца, кровью же рисовались кресты. Жертвенное мясо, согласно обычаям, съедалось. Во время пиршеств 25 марта, происходили оргии, где с избранными девственницами... Ну вы поняли. Новорожденных приносили в жертву 25 декабря, алтарь был посвящён Молоху.
Я не буду утомлять читателя описанием подобных бытовавших до новой эры, поверьте и мистерии Диониса, и Луперкалии, и многие, многие другие культы той эпохи одинаково кровавы, сексуальны, и несут одинаковый смысл, и в ритуалах отличаются незначительно. Прошу лишь отметить, что если со смертью Пана, все остальные жертвоприношения прекратились, оракулы перестали работать и были заброшены, то с празднествами Инанны этого не произошло. Мало того, сам механизм продолжал работать и жертвы давали реальный и ощутимый результат. Не верите? Ну, тогда поехали дальше, держитесь за шляпы.