Стоит ли доверять Ведам?

Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Ивенс » 12 окт 2012, 17:07

Что есть веды? Очередные сказки о строении мира,которые из-за скудности знаний люди прошлого сочиняли с целью объяснить быт и действительность? Отметать науку и признавать сказки?
Древнейшим литературно-религиозным памятником Индии являются Веды (санскр.— знание), которые почитаются последователями индуизма как «священные» книги. Начало их составления относится к периоду после вторжения в страну скотоводческих племен ариев в середине второго тысячелетия до н. э. В течение последующих десяти веков устная ведическая традиция продолжала видоизменяться и пополняться. Запись Вед была произведена лишь в первой половине I тысячелетия до н. э. и обнаруживает следы значительной и тенденциозной жреческой переработки их первоначального содержания.Согласно установившейся традиции, обширная ведическая литература делится на четыре группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Такое членение отражает историческую последовательность развития всей этой литературы. Каждая группа ведической литературы не является единым целым, Самхиты — это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Самой ранней Ведой по времени ее составления и самой большой по объему (1028 гимнов и 10 500 стихов) является Ригведа. Большинство гимнов посвящено восхвалению богов и сил природы, которые рассматривались как могущественные, мудрые, милосердные, всеведущие, вездесущие божества. К ним обращались с просьбами и мольбами, в надежде их умилостивить приносились жертвы. Считалось, что жизнь человека, его благополучие и долготерпение, успех и богатство, блаженство и счастье полностью зависят от этих жертв. Древние индийцы верили во множество богов: в одном месте Вед говорится, что их 3399.

Остальные сборники Самхиты содержат мелодии, сопровождавшие культовые действия, жертвенные формулы, различные магические заклинания.

Брахманы (то есть книги, написанные брахманами и для брахманов) представляют комментарии к Самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Они направлены на укрепление авторитета жрецов и утверждение кастового строя. Их появление было вызвано изменившимися условиями жизни общества, усилением социального неравенства, развитием системы варн. Кроме того, с течением времени многие из текстов Вед стали непонятными, значительно усложнился и во многом изменился религиозный культ. Исполнение обязанностей жреца стало профессией, а это, в свою очередь, вызвало потребность в соответствующей богослужебной литературе.

Позднее других частей Вед были составлены Араньяки и Упанишады. Араньяки (буквально — лесные тексты) — это в основном правила поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в религиозном размышлении об истине и ее природе. Заключительной частью ведической литературы являются Упанишады (санскр.— сидеть около; имеется в виду: сидеть около учителя с целью познания истины). Обычно к Упанишадам причисляют 108 произведений. Каждый текст представляет более или менее краткое изложение религиозно-философских размышлений того или иного легендарного или полулегендарного мудреца. Ранние Упанишады усиленно подчеркивают монистические идеи ведической религии. В то же время в отличие от другой ведической литературы в Упа-нишадах центр тяжести переносится с явлений внешнего мира на углубление во внутренний мир человека. Предметом поклонения в этих произведениях становится то, что стоит «за» явлением природы. Здесь выводятся категории «брахман» и «атман» как первоосновы бытия. «Брахман» в ряде текстов рассматривается как абсолютная субстанция, первооснова и первопричина всего сущего, начало и конец всех вещей, всех существ; «атман» — это дыхание или индивидуальная человеческая душа, иногда всеобщая душа.

Ведическая литература позволяет проследить, как постепенно внимание древнего индийца перемещалось с явлений внешнего мира на человека, его психику, мышление. Она оказала огромное влияние на развитие разных индуистских религиозно-философских школ и религиозных направлений.
Ивенс
 

Re: Стоит ли доверять ведам?

Сообщение Петр » 13 окт 2012, 11:58

Ивенс, пожалуйста дайте источник информации. Или это ваши размышления по поводу древнеиндийских текстов? Смахивает на текст из учебника для младших классов. Все гораздо серьезнее и сложнее. Это все равно, что школьникам младших классов в трех словах рассказать про ядерную физику.
Петр
участник форума
 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: 13 мар 2011, 20:40

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Ольга » 09 дек 2012, 16:25

А мне текст Ивенса понравился. Однако сам вопрос: "Стоит ли доверять ведам?" - не совсем понятен.
Не хотелось бы обвинять людей древних цивилизаций в "скудности знаний", которые сочиняли веды только для объяснени быта и действительности. Не думаю, что веды - это "сказки о строении мира". Мне кажется, что и науку пока никто "не отметает", но интерес к сказкам возрос. Совсем недавно прочла книгу Валентина и Юлии Гнатюк "Славянский ведизм. Нумерология". Там, в частности, говорится о философии славянского ведизма. Так что обзывать веды сказками - не правильно.
Ольга
участник форума
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 17 мар 2011, 21:52

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Петр » 10 дек 2012, 01:43

Ольга, приветствуем вас на форуме. Давно к нам не заглядывали. В нашем клубе джентлменов только Ирина за всю прекрасную половину человечества отдувается.
Ольга писал(а):А мне текст Ивенса понравился. Однако сам вопрос: "Стоит ли доверять ведам?" - не совсем понятен
В Ведах содержится очень много информации практически во всех областях знаний. И очень многие задают этот вопрос: можно ли верить тому, в них написано.
По этому поводу я написал статью на сайт "О чем написано в Ведах " http://www.dopotopa.com/artefakty_drevn ... vedah.html И там же еще одна статья про санскрит, на котором написана вся ведическая литература "Санскрит - язык богов" http://www.dopotopa.com/artefakty_drevn ... bogov.html
Ольга писал(а):прочла книгу "Славянский ведизм... Там, в частности, говорится о философии славянского ведизма

К сожалению не хватает времени разбираться с таким термином как славянский ведизм. Но раз уж вы прочитали книгу об этом, поделитесь своим мнением с нами? Что это такое? Пожалуй, первым об этом заговорил Александр Асов со своими славянскими Ведами. Он по образованию — физик, а также член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, член-корреспондент некой «Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения». Известен в первую очередь как комментатор, публикатор и переводчик ряда якобы древних славянских текстов, наукой признаваемых поддельными. Все его опусы относятся к славянской фолк-хистори http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... 1%80%D0%B8
В интернете такого добра навалом. Да, много сходства между санскритом и славянским языками. Об этом очень многие пишут, целые книги, огромный перечень совпадений. Но ведь между прочем, и об этом мало кто знает, есть совпадения санскрита и со многими другими языками. Так вот с литовским совадений гораздо больше,чем с русским. И что теперь кто-то найдет литовские Веды? Но самое интересное в том, что все эти лингвистические изыскания строятся на ложной теории 19 века о приходе ариев в Индию 2000 лет до н.э. Откуда? С Урала, Украины, юга России, Кавказа, средней Азии, откуда и каким образом? Не было никакого прихода или вторжения (у нас есть по этому поводу отдельная тема на форуме viewtopic.php?f=64&t=622 Все это к тому, что сходство между европейцами и индийцами (индо-европейская группа, прежде всего языковая) говорит нам об общности предков или ностратической общности. Но это не значит, что Веды писали все. Об этом моя статья на сайте с подробным анализом и результатами генетических исследований кто кому предок, а кто кому потомок http://www.dopotopa.com/p_oleksenlo_ind ... _gene.html
Поэтому славянский ведизм, как и славянская Йога - это как европейский ислам, немецкий Фен-Шуй, шведский тантризм, а Ветхий Завет или Библию называть еврейскими Ведами.
А вот что по этому поводу говорит Славянский языческий портал:
Тема ведической Руси относится к разделу исторического ревизионизма. Говоря простым языком, ведическая Русь, это фантазии современных авторов, особенно таких как Трехлебов, Левашов и Тюняев http://slaviy.ru/rodnoverie-v-voprosax- ... ij-vedizm/
Петр
участник форума
 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: 13 мар 2011, 20:40

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Ultarsen » 15 дек 2012, 22:47

Стоит доверять как древнейшему знанию, переплетённому с собственными представлениями, чаяниями и страхами реципиентов.
Следует помнить, что значительная часть инфы получалсь и записывалась в состоянии возвышенного транса, после испития сомы.

Не всякий может расшифоровать запутанное ведическое повестование. Вот, например, кусок рассказывающий о рождении Вритры
Этот демон стремительно рос день ото дня со скоростью стрел, выпущенных в четыре стороны света. Его черная исполинская фигура, похожая на гору, опаленную пожаром, своим сиянием напоминала пламенеющую на закате гряду облаков. Волосы на теле демона, его борода и усы цветом напоминали расплавленную медь, а его взгляд жег, как полуденное солнце. С ослепительно сверкающим трезубцем в руках, словно пронзающим все три мира, он казался неодолимым. От дикой пляски и громовых возгласов демона земная твердь содрогалась, как от землетрясения. Он то и дело глубоко зевал, и казалось, что своей бездонной, как пещера, пастью он собирается поглотить весь небосклон, языком слизать с небесного свода все звезды, а острыми, длинными зубами раздробить всю вселенную. При виде демона-великана все стали в ужасе разбегаться в разные стороны.


Мы видим описание ужасного существа, аллегорически выражающего какое-то космическое явление, преломлённое медитацией.
Вообще использование психотропных веществ в йоге — отдельная тема. Ее мы будем рассматривать, когда перейдем к ведам. Теперь же скажу одно: поскольку ареал индоевропейского распространения был огромным, то, по моему мнению, не нужно искать одно вещество, одно растение. В ведах упомянута сома, в иранских гатах — хаома. В скандинавской Эде говорится о браге. Если достопочтенные ученые ищут нечто одно, распространенное на таком огромном континенте, то они заблуждаются. Легендарные арии, мигрировавшие к столь отдаленным местам, не могли унести с собой ни вино, ни грибы, ни побеги кустарника. Я считаю, что они несли некое таинственное знание. Знание о том, как можно использовать возбуждающее средство для сакральных целей. Они имели ритуал, а вот само вещество менялось. Если им встречался алкоголь, то они использовали его. Если не было алкоголя, а был, например, кустарник, содержащий эфедрин, то ритуал исполнялся с использованием этого вещества.

В пользу этого говорит распространение слова БАНГХА. Древние иранцы, во времена Зороастра, бангхой называли гашиш. Они использовали его для достижения религиозного экстаза. Это слово стало во многих угро-финских языках обозначением галлюциногенного гриба или самого опьянения. Например, вогульское (мансийское) панкх — гриб (агариус мускариюс — гриб, содержащий мускарин), мордовское панга, панго или черемисское (марийское) понго. В северовогульском языке панкх обозначает также «опьянение». В гимнах божествам также упоминается экстаз, вызванный интоксикацией грибами.

Если посмотреть в свете вышесказанного, то можно уловить иранское происхождение экстаза у угро-финнов. Это доказывает мою теорию: легендарные арийские завоеватели несли знание. Они не могли нести с собой наркотическое вещество в таких количествах, чтобы его хватило для религиозных нужд следующим поколениям. Поэтому арии приспосабливали те средства, которые находили на завоеванных землях. В иранских гатах упомянута хаома. В ведах ее называют сомой. Сому, или хаому, в ирано-индийской мифологии принесла божественная птица. Миф можно понимать так: к людям пришло некое знание, божественное знание. Суть этого знания в том, КАК можно использовать то или иное возбуждающее средство для возбуждения гуны саттва. Само вещество варьировалось. Если Бангхой в Иране называли гашиш, то для угро-финнов это уже галлюциногенный гриб.
Ultarsen
 

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Евгений Гладилин » 17 дек 2012, 23:23

Что вас смущает в Ведах?

Отрывок из моей работы:
Все усложнявшаяся практика жертвенного ритуала привела к совершенствованию священных текстов ариев, которые на рубеже II-I тысячелетий до н.э. были оформлены в канонические тексты в виде вед. Само понятие «веды» (от корня «ведать») – это самхиты (сам хиты – сборники) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях. Они разделяются на четыре вида.

Первая и важнейшая из них – Ричведа (еще её называют Рикведа – от слов «речь, реку, то есть Изреченная (Рекомая) Веда; в силу ряда причин, обусловленных иностранным засилием, в современном русском языке она подается в искаженном виде в форме Ригведа). Эта самхита состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах. В гимнах Ричведы содержатся славословия в честь важнейших богов, в торжественно-возвышенном стиле воспеваются их деяния, родственные связи, великие потенции и основные функции.

Вторая веда, Самаведа, - это самхита песнопений из 1549 песен, в основном (кроме 75) повторяющих гимны Ричведы, варьирующих темы этих гимнов.

Третья веда, Яджурведа, имеет несколько вариантов самхит, принадлежащих различным школам. Четыре варианта известны под наименованием «Черной Яджурведы». Состоит она из жертвенных формул-заклинаний (яджус) и кратких прозаических комментариев к ним. Две другие самхиты этой веды («Белая Яджурведа») состоят преимущественно из гимнов (около 2000, разделенных на 40 глав). Содержание Яджурвед в основном также повторяет Ричведу.

Четвертая веда, Атхарваведа – позднейшая из вед, получившая название от жрецов-атхарванов, состоит из 731 заклинания в 20 частях.

Разделение схожих текстов на четыре группы не было случайным. Оно соответствовало разделению жреческих функций на церемонии жертвенного обряда. Во время такого обряда хотар, знаток Ричведы, призывал богов, произнося соответствовавшие случаю гимны. Следом за ним удгатар, знаток Самаведы, сопровождал обряд необходимыми песнопениями. Обряд исполнял адхварью, знаток Яджурведы, сопровождая его необходимыми формулами и заклинаниями. Представитель высшего жреческого сословия брахман контролировал церемонию в целом.
Евгений Гладилин
участник форума
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 09 дек 2012, 20:07

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Евгений Гладилин » 18 дек 2012, 12:59

«Махабха́рата» (санскр. महाभारत, mahābhārata IAST, «Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) — древнеиндийский эпос.

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции иногда считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.
Евгений Гладилин
участник форума
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 09 дек 2012, 20:07

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Konstantin » 08 янв 2015, 06:57

Для тех кто интересуется Махабхаратой, существует прекрасный индийский сериал (2013-й год), около 270 серий .
Переведен на русский и выложен в сети. http://vk.com/mahabharata_ru
Поначалу смотрится очень интересно.
Но потом такое-же чувство как при просмотре спустя годы духовного просвящения мультика "Ну Погоди!"
Бедный волк, над которым постоянно издевается противный заяц.
Так и там, Пандавы, которым покровительствуют Боги и остальные, - обреченные на вечные страдания.
Всё сводится не к тому, чтобы заблудшей душе указать праведный путь, но, наоборот, оскорбить, унизить и посмеяться.
Это как в школе, когда какой-нибудь отличник насмехается над троечником.
В какой-то степени меня смущает поведение некоторых персонажей, признанных святыми, а также образ Кришны и преследуемые им цели.
Аватара пользователя
Konstantin
участник форума
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 08:03
Откуда: Canada, Montreal

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение v_sem » 09 янв 2015, 13:39

Константин, а Вас не возмущает мысль, красной нитью проходящая через всю Библию "Любите Бога и бойтесь Бога". Меня лично возмущает, как можно любить того, кого боишься. Кстати, в Библии много чего взято из Вед. Те же Ной и Иона, аналоги их под другими именами есть в Ведах. А Веды написаны гораздо раньше Библии.
Аватара пользователя
v_sem
участник форума
 
Сообщения: 2256
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:30
Откуда: Калининградская обл.

Re: Стоит ли доверять Ведам?

Сообщение Konstantin » 11 янв 2015, 08:19

Согласен.
Здесь не ясно, либо с людьми общались Злые Боги, либо писания были подредактированы в угоду сильным мира сего.
Что в Библии гневный Иегова грозится истребить всех неугодных огнем и мечом, что в Ведах кровожадный Кришна призывает к отмщению ради справедливости.
Еще мне не нравятся сегодняшние фанатики, к примеру секта Кришнаитов. У них настолько промыты мозги, что разговаривать с ними бесполезно.
Аватара пользователя
Konstantin
участник форума
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 01 дек 2014, 08:03
Откуда: Canada, Montreal


Вернуться в Мифология и древние тексты

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

@Mail.ru