Что есть веды? Очередные сказки о строении мира,которые из-за скудности знаний люди прошлого сочиняли с целью объяснить быт и действительность? Отметать науку и признавать сказки?
Древнейшим литературно-религиозным памятником Индии являются Веды (санскр.— знание), которые почитаются последователями индуизма как «священные» книги. Начало их составления относится к периоду после вторжения в страну скотоводческих племен ариев в середине второго тысячелетия до н. э. В течение последующих десяти веков устная ведическая традиция продолжала видоизменяться и пополняться. Запись Вед была произведена лишь в первой половине I тысячелетия до н. э. и обнаруживает следы значительной и тенденциозной жреческой переработки их первоначального содержания.Согласно установившейся традиции, обширная ведическая литература делится на четыре группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Такое членение отражает историческую последовательность развития всей этой литературы. Каждая группа ведической литературы не является единым целым, Самхиты — это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Самой ранней Ведой по времени ее составления и самой большой по объему (1028 гимнов и 10 500 стихов) является Ригведа. Большинство гимнов посвящено восхвалению богов и сил природы, которые рассматривались как могущественные, мудрые, милосердные, всеведущие, вездесущие божества. К ним обращались с просьбами и мольбами, в надежде их умилостивить приносились жертвы. Считалось, что жизнь человека, его благополучие и долготерпение, успех и богатство, блаженство и счастье полностью зависят от этих жертв. Древние индийцы верили во множество богов: в одном месте Вед говорится, что их 3399.
Остальные сборники Самхиты содержат мелодии, сопровождавшие культовые действия, жертвенные формулы, различные магические заклинания.
Брахманы (то есть книги, написанные брахманами и для брахманов) представляют комментарии к Самхитам, имеющие в основном ритуальный характер. Они направлены на укрепление авторитета жрецов и утверждение кастового строя. Их появление было вызвано изменившимися условиями жизни общества, усилением социального неравенства, развитием системы варн. Кроме того, с течением времени многие из текстов Вед стали непонятными, значительно усложнился и во многом изменился религиозный культ. Исполнение обязанностей жреца стало профессией, а это, в свою очередь, вызвало потребность в соответствующей богослужебной литературе.
Позднее других частей Вед были составлены Араньяки и Упанишады. Араньяки (буквально — лесные тексты) — это в основном правила поведения для отшельников, стариков, которые удалялись в лесные скиты или в отшельнические шалаши, чтобы доживать там свой век в религиозном размышлении об истине и ее природе. Заключительной частью ведической литературы являются Упанишады (санскр.— сидеть около; имеется в виду: сидеть около учителя с целью познания истины). Обычно к Упанишадам причисляют 108 произведений. Каждый текст представляет более или менее краткое изложение религиозно-философских размышлений того или иного легендарного или полулегендарного мудреца. Ранние Упанишады усиленно подчеркивают монистические идеи ведической религии. В то же время в отличие от другой ведической литературы в Упа-нишадах центр тяжести переносится с явлений внешнего мира на углубление во внутренний мир человека. Предметом поклонения в этих произведениях становится то, что стоит «за» явлением природы. Здесь выводятся категории «брахман» и «атман» как первоосновы бытия. «Брахман» в ряде текстов рассматривается как абсолютная субстанция, первооснова и первопричина всего сущего, начало и конец всех вещей, всех существ; «атман» — это дыхание или индивидуальная человеческая душа, иногда всеобщая душа.
Ведическая литература позволяет проследить, как постепенно внимание древнего индийца перемещалось с явлений внешнего мира на человека, его психику, мышление. Она оказала огромное влияние на развитие разных индуистских религиозно-философских школ и религиозных направлений.