doktornic писал(а):Владимир. Думаю, Вы немного ошибаетесь. Насколько я знаю, апостолы - не воины. А здесь почти у всех в руках оружие - мечи, дубины, копья, и другое. Среди 12 шатров - гербов один четко в виде пирамиды. Одним словом - здесь масса символики и не все так просто.
Ну что-же, уважаемый ДокторНИК, попробуем разобраться в символике этого титульного листа Библии 1611 года.
Начнём снизу вверх. На картуше мы видим Пеликана. Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Это изображение связано с любимым учеником Христа, Иоанном, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». В роли птенцов выступают 12 апостолов.
Рядом мы видим две фигуры евангелистов: Иоанна с орлом, младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен. С левой стороны изображён Лука с тельцом, врач, сподвижник апостола Павла. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах. Он не входит в число апостолов.
Теперь рассмотрим верхнюю композицию фигур из 15 человек. Первая фигура с лева - евангелист Матфей с Ангелом, мытарь (сборщик налогов). Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть ок. 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис). В число апостолов не входил.
На противоположной стороне изображён евангелист Марк со львом, племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году и в состав апостолов не входил.
Значит, из 15 фигур, остаются 13 человек, а не 12, как принято считать, вероятно потому, что есть изображение Павла. Предполагаю, что это правая фигура старца с мечом справа от Петра с ключом от Рая. Апостол Павел, он же Савл (ивр. Шауль), призван после Воскресения Иисуса Христа, то есть он не входит в состав двенадцати учеников, призванных в период земной жизни Иисуса. Несмотря на это, Павел является одним из самых почитаемых апостолов христианства. Он и апостол Пётр называются первоверховными апостолами.Художественно-символически изображается лысеющим и бородатым, в красно-зелёном одеянии, с мечом, которым его обезглавили.
Далее, в центре композиции, как уже говорилось: апостол Андрей с косым крестом, Иуда Искариот с виселицей, Иоанн с чашей. Получается, что имеется два Иоанна, один из них апостол, а другой евангелист, хотя, согласно церковной традиции это одно лицо. Можно предположить, что в 1611 году христианская церковь придерживалась иного мнения, чем современная. Я тоже придерживаюсь мнения, что евангелист Иоанн не входил в число апостолов, вот почему и выжил при гонениях на учеников Христа. А вот апостол Иоанн с чашей, возможно умер от яда, поэтому и держит чашу или кубок. Это предположение следует проверить, ведь расходится с официальной версией.
Далее слева, мы видим четверых вооружённых человек, что так же странно, ведь считается, что ученики Иисуса были миролюбивые люди. Попробуем разобраться, с учётом того, что каждый апостол держит орудие, от которого погиб.
Приведу список:
1. Пётр – распят вниз головой;
2. Андрей – распят на косом кресте;
3. Матфей – убит ударом меча;
4. Иоанн – умер своей смертью;
5. Иаков, сын Алфея – распят;
6. Филипп – распят;
7. Сименон – распят;
8. Фаддей – убит стрелами;
9. Иаков, брат Иисуса – забит камнями;
10. Фома – вздет на копьё;
11. Варфоломей – распят;
12. Иаков, сын Заведея – убит ударом меча.
На переднем плане апостол Иаков с мечом, от которого погиб. Это старший брат Иоанна Богослова. В Деяниях сообщается и о его смерти (12:2), согласно этому сообщению царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом (греч. μαχαίρᾳ)». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 году.
Справа можно отождествить изображение апостола Симона Кананита с пилой. По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой. Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия).
Остальных шестерых апостолов трудно отождествить, так как орудия их убийства различаются с приведённым списком. Мы видим нож, копья, секиру и даже дубинку.
В целом стало ясно, что это не вооружённые люди, а жертвы от этих орудий. Что касается изображений на поясе франтона 12 шатров, то там есть изображения гербов, вероятно 12 апостолов. К сожалению, из-за малой резкости, определённо сказать о них будет трудно, без соответствующей подписи.
Более подробней почитайте мои исследования на Прозе.ру
https://www.proza.ru/2017/05/03/1836