Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 ноя 2020, 13:58

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

15) Если же, не желая, чтобы все явно их осуждали, исповедуют также и имя Сына, но отрицают,
что Он есть собственное рождение Отчей сущности, как-будто невозможно сему быть без предположения
частей и разделений; а тем не менее также отрицают и то, что Он есть истинный Сын, нарицая
Его Сыном только по имени: то не тяжко ли погрешают, о Безплотном представляя свойственное телам,
и по немощи своей природы отрицая, что по естеству собственно принадлежит Отцу? Остается
им, не разумея, как существует Бог и каков Отец, отрицать и Его; потому что Отчее Рождение
по себе измеряют неразумные. Но хотя за такое расположеніе духа и за то, что почитают невозможным
бытие Сына Божья, достойны они сожаления; однако-же, справедливость требует спросить и
обличить их, что, может быть, и приведет их в чувство.
Если, по вашему мнению, Сын из не-сущего и не был, пока не рожден: то, без сомнения, Он
по причастию наименован и самим Сыном, и Богом, и Премудростью; потому что по причастию и
все другие существа и освящаются, и прославляются как освященные. Посему, необходимо вам сказать:
чей Он причастник? Все прочие существа суть причастники Духа; чьим же причастником, по вашему
мнению, будет Сын? Причастником ли Духа? Но сам Дух приемлет паче от Сына, как сказал
Сын (Иоан. 16, 14); и неразумно—утверждать, будто бы Сын освящается Духом. Следовательно, Сын
причастник Отца; это одно остается сказать по необходимости. Чего же именно причащается Сын, или
откуда то, чего причащается? Если примышлено это Отцем совне; то Сын будет уже причастником
не Отца, но сего бывшего совне, и имея это пред Собою, Сын не будет уже вторым по Отцу, и
может быть назван не Сыном Отца, но Сыном того, чего став причастником, наименован Он и
Сыном и Богом, Если же это и нелепо и нечестиво, потому что и Отец говорит: Сей есть Сын
Мой возлюбленный, и Сын подтверждает, что Бог есть собственный Отец Его (Иоан. 8, 54); то явно,
что Сын причащается не чего-либо совне, а Отчей сущности. Но опять, если то, чего причащается
Сын, составляет что-либо иное, а не сущность Сына: то встречается равная прежней несообразность;
потому что опять отыскивается нечто посредствующее между Отцом и сущностью Сына, какова бы ни
была сия сущность.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 ноя 2020, 14:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

16) Поелику же таковые умствования нелепы и явно противны истине,—необходимо сказать: что—от От-
чей сущности, то — совершенно есть собственный Отчий Сын. Ибо выражение: Бог дает Себя во
всецелое причастие, равнозначительно сему: Бог рождает; а словом „рождать" что обозначается, как
не Сын? Все существа по благодати Духа, даруемой Сыном, делаются причастниками самого Сына; и
из этого явно следует, что сам Сын не есть чей-либо причастник; но чего причащаются другие от
Отца, то и есть Сын. Ибо о причащающихся самого Сына горорим, что они причастники Бога. И это-
то означает сказанное Петром: "да будете Божественного причастницы естества" (2 Петр. 1, 4),
как говорит и Апостол: "не весте ли, яко храм Божій есте" (1 Кор. 3, 16); и — мы бо есмы "церкви
Бога жива" (2 Кор. 6, 16). И взирая на самого Сына, видим Отца; потому что уразуметь и постиг-
нуть Сына значит приобрести ведение об Отце, так как Сын есть собственное рождение Отчей
сущности.
А как даяние Себя во причастие никто из вас не назовет страдательным состоянием или разде-
лением Божьей сущности; ибо объяснено и без противоречия признано, что Бог дает Себя во при-
частие, а давать себя во причастие и рождать — одно и то-же: так и рождение не есть страдание и разде-
ление одной блаженной сущности. Посему, нет ничего невероятного в том, что Бог имеет Сына,
рождение собственной Своей сущности; и говоря о Сыне и о рождении, не означаем ни страдания, ни
разделения Божьей сущности, а паче познаем Преискренняго, Истинного и Единородного Божья, и в
Него веруем.
Поелику же приведено это в ясность и доказано, что Сын есть рождение Отчей сущности; то никто
уже не усумнится, а напротив того, для всякого будет явно, что сие Рождение есть Премудрость и то
Слово Отца, о Котором и чрез Которого Отец все творит и производит. Оно есть и то Сияние
Отца, Которым Отец все просвещает и открывает Себя, кому хочет. Оно есть Его начертание (характіs)
и Образ, в Котором созерцается и познается Отец; почему, Сын и Отец едино суть. Ибо кто
видит Сына, тот видит и Отца. Оно есть Христос, Которым все искуплено и Которым Отец произ-
вел также новую тварь.
А поелику таков Сын, то неприлично и даже крайне опасно—говорить, что Он есть произведение
из не-сущего, и что Его не было, пока не рожден. Кто так отзывается о собственном Рождении Отчей
сущности, тот простирает хулу на самого Отца, и о Нем имея такие-же мысли, какие лживо составляет
себе о Рождении Его.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 дек 2020, 14:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

17) Хотя и сего одного достаточно к низложению арианской ереси, однако-же, неправомыслие ее можно
видеть всякому и из следующего. Ежели Бог есть Творец и Создатель, созидает же твари чрез Сына,
и невозможно увидеть что-либо приведенное в бытие иначе, а не Словом; то не хула ли, когда Бог
есть Творец, утверждать, что некогда не было зиждительного Его Слова и Премудрости? Это значит
то-же, что—сказать: Бог не Творец, не имеет собственнаго от Себя зиждительного Слова, но отвне
привзошел, чужд Ему и неподобен по сущности Тот, Кем Бог созидает.
Потом, пусть скажут нам, или лучше, пусть хотя из сего увидят свое злочестие, с каким говорят:
было, когда не был, — и не был, пока не рожден. Если Слово не вечно соприсуще Отцу; то
не вечна и Троица, но прежде была Единицею, и чрез присовокупление впоследствии сделалась Трои-
цею, и только с продолжением времени возросло и составилось ведение богословия. И еще: если Сын
не есть собственное рождение Отчей сущности, но произошел из не-сущего: то и Троица составилась
из не-сущего, и было, когда не было Троицы но была Единица, и некогда была неполная Троица,
некогда же стала полною, и именно — Она неполна, пока не происходит Сын, стала же полною,
когда произошел. И уже сотворенное сопричисляется к Творцу, несуществовавшее некогда де-
лается предметом боговедения и спрославляется вместе с вечно Сущим, и, что еще важнее, Троица
оказывается неподобною Себе самой, составляемою из сторонних и чуждых между собою естеств и
сущностей! А это значит то-же, что—Троицу назвать сотворенною. Какое же это богочестие, само себе
неподобное, но с продолжением времени восполняемое, и некогда не таким бывшее, с некоего же
времени соделавшееся таким? Можно думать, что оно и еще получит приращение, и это будет про-
стираться до безконечности, как-скоро однажды в самом начале составилось чрез присовокупление. Но
нет также сомнения, что может оно и уменьшиться; потому что присовокупляемое, как очевидно, может
быть и отъемлемо.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 дек 2020, 13:46

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

18) Но это не так. Да не будет сего! Троица не сотворена, но вечное и единое Божество в Троице,
и единая слава Святой Троицы; а вы осмеливаетесь рассекать Ее на различные естества. Когда Отец
вечен,—о Слове с ним восседающем говорите: было, когда Его не было. Когда Сын совосседает
со Отцом,—замышляете удалить Его от Отца. Троица творит и созидает, а вы не страшитесь низво-
дить Ее в ряд сотворенных из ничего, не ужасаетесь существа рабские уравнивать с преславною
Троицею, и Царя Господа Саваофа ставить за одно с подчиненными. Перестаньте смешивать
несоединимое, лучше же сказать, не-сущее смешивать с сущим. Говорить это значит не славу и честь
воздавать Господу, но безславить и безчестить Его. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Если ныне
совершенно богословие в Троице, и это есть истинное и единственное богочестие, и оно всего лучше и
есть самая истина; то надлежало сему таким быть и всегда, чтобы наилучшее и сама истина были не
чем-либо придаточным и полнота богословия составлялась не чрез присовокупления. Итак, сему надле-
жало быть вечным. А если было невечным, то и теперь богословию надлежало быть не таковым, а ка-
ким вы предполагаете его вначале, чтобы и теперь не было Троицы.
Но никто из христиан не потерпит таких еретиков. Ибо язычникам свойственно это — вводить
сотворенную Троицу и уравнивать Ее тварям. Только твари допускают до себя недостатки и добавления.
Вера же христианская знает неизменяемую, совершенную и всегда ту-же блаженную Троицу, и ничего
большего не прилагает к Троице, и не представляет, чтобы когда - либо была Она недостаточною:
ибо то и другое злочестиво; а потому, признает Ее недопускающею в Себя никакой примеси сотворен-
ного, поклоняется же Ей, сохраняя нераздельность и единство Ея Божества, и как бегает арианских
хулений, так исповедует и знает вечное бытие Сына. Ибо Он вечен, как Отец, и есть вечное
Его Слово. И это увидим еще из следующего:

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 дек 2020, 15:25

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

19) Если Бог есть источник премудрости и жизни,и нарицается этими именами, как говорит чрез
Иеремию:" Мене оставиша источника воды живы" (Иер. 2, 13); и еще: "престол славы возвышен место
святыни нашей, чаяние израилево, Господи! вси оставляющии Тя да постыдятся, отступающие на земли
да напишутся, яко оставиша источник жизни Господа (—17, 12. 13); и в книг Варуха написано:
"оставили есте Источника премудрости" (Вар. 3, 12): то следует жизни и премудрости быть не чуждыми,
но свойственными сущности Источника, и не быть когда-либо лишенными бытия, но всегда иметь бытие.
А Сын говорит: "Аз есмь живот" (Иоан. 14, 6); и: "Аз премудрость вселих совет" (Притч. 8, 12).
Посему не нечествует ли, кто говорит: было, когда Сын не был? Это значит сказать: было, когда
Источник был сух, без Жизни и без Премудрости. Но такой источник не будет уже источником.
Неисточающий из себя не есть уже источник. Каких же несообразностей исполнено это? Бог тво-
рящим волю Его дает обетование, что будут подобными источнику, в котором не оскудевает
вода, говоря чрез Пророка Исаию: "и насытишася, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучне-
ют, и будут яко вертоград напоеный, и яко источник, ему-же не оскуде вода" (Иса. 58, 11). Они же
осмеливаются хулить Бога, и нарицаемого и сущего источника Премудрости, говоря, что был он не-
когда безводен и скуден собственною своею Премудростью. Но что говорят они, это ложно; истина
же свидетельствует, что Бог есть вечный источник Своей Премудрости. А поелику Источник вечен,
то и Премудрости необходимо должно быть вечною; потому что Ею все сотворено, как воспѣ-
вает Давид: "вся Премудростью сотворил еси" (Псал. 103, 24), и говорит Соломон: "Бог премудростью
основа землю, уготова же небеса Разумом" (Притч. 3, 19). А эта Премудрость есть Слово, и как говорит
Иоанн: "вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть" (Иоан 1, 3); и это Слово есть Христос. "Ибо един
Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Исус Христос, Имже вся, и мы Тем"
(1 Кор. 8, 6), Если же вся — Им, то сам Он не может быть сопричисляем ко всем. Кто осмели-
вается и о Том, Имже—вся, сказать, что Он единый из всех, тот, без сомнения, то-же заключит
и о Боге, из Негоже-~вся.
Если же кто бегает такого заключения, как нелепого, и отличает Бога от всех сотворенных
существ; то следует ему и о единородном и собственном Отчей сущности Сыне сказать, что Он
инаков со всеми существами сотворенными. А когда Он не един из всех, то непозволительно сказать
о Нем: было, когда Он не был, и не был, пока не рожден. Ибо такие выражения прилично употреб-
лять о тварях, а Сын таков-же, каков и Отец; Он—собственное рождение сущности Его, Слово и
Премудрость. Это есть собственность Сына в-отношении к Отцу, и это указывает на собственного
Отца Сыну; почему, невозможно сказать, что Бог был когда-нибудь без Слова, и невозможно также
сказать, что Слово когда-либо не имело бытия. Ибо почему и Сын, если не от Отца? Или, почему
Слово и Премудрость, если не всегда был собственностью Отца?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 дек 2020, 12:59

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

20) Был ли когда Бог без того, что есть Его собственность? Или, почему может кто рассуждать
о собственном, как о постороннем и иносущном? Все, что ни сотворено, нимало не подобно по
сущности своему Творцу, но вне Его, по благодати и изволению Его сотворено Словом, почему и опять
может, если восхочет Сотворивший, перестать когда-либо существовать; потому что такого свойства
существа сотворенные. А Кто собственно есть Отчей сущности (ибо признано уже, что таков есть Сын),
о Том не дерзко ли и не злочестиво ли — говорить, что Он из не-сущего, и не был, пока не
рожден, произошел же случайно, и опять когда-либо может не быть? Как-скоро приходит только
кому такая мысль, — пусть представит себе, что этим отъемлется совершенство и полнота у Отчей
сущности.
И опять, еще яснее увидит всякий несообразность ереси, если приведет себе на мысль, что Сын
есть образ и сияние Отца, и начертание, и истина. Если, как-скоро есть Свет, есть уже и Его Образ—Сия-
ние, и как-скоро есть ипостась, есть и всецелое Ея Начертание, и как-скоро есть Отец, есть и Истина;
то измеряющие временем Образ и Начертание Божества пусть вникнуть в какой ров нечестия
впадают они. Если Сын не был, пока не рожден; то в Боге всегда была истина. Но сказать это
нечестиво. Поелику был Отец, то всегда была в Нем и истина, то-есть Сын, Который говорит о
Себе: "Аз есмь истина" (Иоан. 14, 6). Поелику была ипостась, то, без сомнения, тотчас надлежало быть
Ея Образу и Начертанию, потому что не вне написуется Образ Божий; но сам Бог — родитель сего
Образа, и видя Себя в Нем, радуется о Нем, как говорит сам Сын: "Аз бех, о Нейже радовашеся"
(Притч. 8, 30). Когда же Отец не видел Себя самого в Образе Своем? Или, когда не радовался,
чтобы осмелиться кому-либо сказать: Образ произошел из не-сущего, и Отец не радовался, пока не
произошел Образ? Да и как бы Творец и Создатель увидел Себя самого в тварной и созданной
сущности? Образу должно быть таким-же, каков и Отец Его.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 дек 2020, 15:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

21) Итак, рассмотрим свойства Отца, чтобы дознаться об Образе, точно ли Отчий это образ. Отец
вечен, безсмертен, могущ; Он — Свет, Царь, Вседержитель, Бог, Господь, Создатель и Творец.
Это-же должно быть и в Образе, чтобы видевый Сына действительно видел Отца. Если же Образ
не таков, а напротив того, как мудрствуют ариане, Сын сотворен и невечен; то Он не истин-
ный Отчий образ, разве только без стыда уже станут утверждать, что и наименование Сына образом
не есть признак подобосущия, но одно только Его имя. Но это, христоборцы, опять уже не образ и не
начертание. Ибо, какое сходство между тем, что из ничего, и между Творцом, из ничего приводящим
это в бытие? Или, какое возможно подобие у Сущего с не-сущим, имеющим уже тот недоста-
ток, что некогда не имело бытия и помещено в числе вещей сотворенных?
Ариане, желая таким представить Сына, придумали свои умозаключения и говорят: „Если Сын есть
рождение и образ Отца и во всем Отцу подобен; то, без сомнения, Сын как рождается, так и Сам
должен рождать и соделаться Отцом сыну; а также и рожденный Сыном сам должен рождать, и так
далее, до безконечности. Ибо этим только показывается подобие рожденного родившему". Подлинно, из-
обретатели хулений эти богоборцы, которые, чтобы Сына не признавать Образом Отца, о самом Отце
представляют что-либо телесное и земное, приписывая Ему сечения, истечения и втечения. Итак, если
Бог—то-же, что—человек, то пусть и родителем будет как человек, чтобы и Сыну сделаться
отцом другого сына; и тогда пусть сыны по порядку происходят друг от друга, чтобы, по словам
еретиков, преемство богов возросло до множества. Но если Бог не тоже что —человек (а это и дей-
ствительно так); то не должно представлять о Нем чего-либо человеческого. Неразумные животные и
люди, по силе зиждительного начала, рождаются по преемству друг от друга; и рождаемый, родившись
от отца рожденного, согласно с порядком вещей, делается отцом другого, имея это в себе от
отца, от которого и сам произошел; почему, между ними нет в собственном смысле отца и в соб-
ственном смысле сына, и имена: отец и сын—у них не суть что-либо постоянное; потому что тот
же самый есть сын родившего и отец рожденного им. Но о Божестве должно разуметь не так. Бог—
не то, что—человек; потому что Отец не от отца, почему и рождает не отца, который будет рождать;
и Сын не чрез истечение происходит от Отца и не от рожденного рождается отца,—почему, рож-
дается не для того, чтобы рождать. И посему-то в одном только Божестве Отец есть в собственном
смысле Отец, и Сын в собственном смысле Сын, и для Них одних это постоянно — Отцу
всегда быть отцом, и Сыну всегда быть сыном,
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 дек 2020, 13:34

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

22) Поэтому, допытывающийся: почему Сын не может рождать сына? пусть спросит: почему Отец
не имел отца? Но и тот и другой вопрос нелеп и исполнен всякого нечестия. Как Отец — всегда
отец, и никогда не был сыном: так Сын — всегда сын, и никогда не будет отцом. В этом
паче и открывается, что Сын есть начертание и образ Отца, пребывает тем, что Он есть, и не
изменяется, но имеет от Отца тождество бытия. Посему, если изменяется Отец, то пусть изменяется
и Образ Его; ибо каков Родивший, таков и образ Его, таково и Сияние, Если же Отец непременен,
тем и пребывает, что Он есть; то по необходимости и Образ Его пребывает тем, что Он есть,
и не пременится. Сын же — от Отца; поэтому, Он—не иное что, а то самое, что собственно
принадлежит Отчей сущности. Следовательно, и это напрасно придумали безрассудные, намереваясь
похитить у Отца Образ Его, чтобы Сына сравнять с тварями.
Итак, ариане, по учению Евсевиеву, к тварям причисляя Сына и почитая Его таким-же, каково и
созданное Им, отступили от истины; набрав же себе хитрых речений, как ходили всюду вначале,
когда изобрели только эту ересь, так и доныне не в малом числе ловят отроков на торжищах и
предлагают им вопросы не из Божественных Писаний, но как-бы от избытка сердца своего изливая,
говорят: „Сущий из сущего сотворил не-сущего или сущего? Сущим ли, или не-сущим сотворил
его? И еще: одно ли нерожденное, или нерожденных два? И свободен, по собственному Своему
изволению не изменяем Сын, будучи изменяем по естеству; потому что Он — не камень, который
сам по себе пребывает неподвижным". Потом, входят они и к женщинам, и им предлагают
также свои неприличные вопросы: „Был ли у тебя сын, пока ты не родила? Как у тебя не было сына,
так не было и Сына Божия, пока не рожден". Играя такими речениями, скачут эти безчестные.
уподобляя Бога человекам; и называя себя христианами, изменяют славу Божью "в подобие образа
тленна человека" (Римл. 1, 23).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 дек 2020, 13:35

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

23) На подобные речи не следовало бы и отвечать,—так они неразумны и безсмысленны. Но чтобы
ересь их не казалась имеющею в себе что-либо твердое, не неприлично будет, хотя как бы
мимоходом, обличить их и в этом, и наипаче ради женщин, которых легко вводят они в обман.
Но им, говоря это, надлежало спросить и зодчего: может ли построить что без готового вещества?
Как ты не можешь, так и Бог не мог создать вселенной без готового вещества. Им надлежало и
каждого человека спрашивать: можешь ли ты существовать вне пространства? Как ты не можешь, так
и Бог не может быть иначе, как в известном пространстве. Предлагая такие вопросы, может быть,
и постыдились бы они слушающих. Почему же, когда слышат, что Бог имеет Сына,—смотрят на себя,
и отрицают Сына; а когда слышат, что Бог созидает и творит, — не противопоставляют этому
чего-либо человеческого? Им надлежало и в рассуждении творения представлять все по - человечески
и предположить для Бога готовое вещество, а потому отрицать, что Бог есть Творец, и пресмыкаться
уже с манихеями. Если же понятие о Боге превышает все это, и каждый, слыша о Боге, и верует
и знает, что Бог существует, не как существуем мы, существует же как Бог, и творит, не
как творят люди, творит же как Бог: то явно, что и рождает, не как рождают люди, рождает
же как Бог. Ибо не Бог подражает человеку, а скорее, напротив того, люди, — поелику Бог в
собственном и единственном смысле есть истинный Отец Сына Своего, и сами наименовались отцами
чад своих: потому что из Него всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15). А что
говорят они, то, пока остается без исследования, кажется еще и разумно сказанным. Если же кто из-
следует это по разуму, то найдет, что они достойны великого смеха и поругания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 дек 2020, 14:22

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

24) Первый предлагаемый ими вопрос, во-первых, неумен и неясен. Не означаютъ они, о ком спра-
шивают, чтобы спрашиваемый мог дать ответ; но говорят просто: Сущий не-сущего? Кто же, ариане,
этот Сущий, и что такое это не-сущее? Или, кто Сущий, и кто не-сущий, и что называется сущим,
или не-сущим? Ибо Сущему можно творить и несущее, и сущее, и существовавшее прежде. Древо-
дел, золотарь, горшечник обработывают, каждый по искусству своему, вещество прежде них суще-
ствовавшее, творя из него сосуды, какие им угодно. Да и сам Бог всяческих, взяв сущую и Им
уже сотворенную персть от земли, образует человека; сама же земля не существовала прежде, но
впоследствии Бог привел ее в бытие Словом Своим. Посему, если так они спрашивают, то
явно, что твари не было, пока не сотворена, а люди обработывают сущее уже вещество, и умствование
их окажется несостоятельным; потому что, как сказали мы, производится и сущее, производится и
не-сущее. Если же говорят о Боге и о Слове Его, то пусть присовокупят к вопросу и недостающее
и спрашивают так: Сущий Бог был ли когда без Слова? Сущий Свет был ли без Сияния? Или:
Бог всегда ли был Отцом Слова? Или еще и так: сущий Отец сотворил ли несущее Слово, или
всегда имеет с Собою Слово, собственное рождение Своей сущности? Тогда видно будетъ, что вхо-
дят они в пытливые изследования и осмеливаются умудряться собственно о Боге и о Сущем от Него.
Ибо кто позволит им сказать, что Бог был некогда без Слова? Так опять впадают они въ ту-же, что и
прежде, несообразность; хотя и стараются избежать сего и прикрыть своими умствованиями, но
не могут. Ибо вовсе никто не захочет слушать их сомнений, будто бы Бог не всегда был Отцом, но
стал Им впоследствии, почему и представляют себе, что не было некогда и Слова Его; тогда-как
и прежде много представлено на них обличений, и Иоанн говорит: "в начале бе Слово" (Иоан. 1, 1), и
Павелъ пишетъ: "Иже сый сияние славы" (Евр. 1, 3), и: "сый над всеми Бог благословен во веки,
аминь (Рим. 9, 5).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2313
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 9

@Mail.ru