Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 янв 2021, 13:47

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

54) Написано: «толико лучший быв Ангелов» (Евр. 1, 4). Это нужно сперва рассмотреть. И как надле-
жит, и даже необходимо, делать со всяким местом Божественного Писания; так и здесь должно верно
истолковать, по какому обстоятельству сказал это Апостол, о каком лице и предмете написал это,
чтобы читатель в этом, или в другом месте, не зная чего-либо из сказанного, не остался далеким
от истинного смысла. Сие-то зная, и тот любознательный евнух просил Филиппа сказать: «Молю тя,
о ком Пророк глаголет сие? 0 себе ли, или о ином некоем» (Деян. 8, 34)? Боялся он, чтобы, протолко-
вав читанное не о том лице, не уклониться от правильного смысла. И ученики, желая знать время
сказуемого им, умоляли Господа, глаголюще: «рцы нам, когда сие будут и что есть знамение Твоего
пришествия» (Матф. 24, 3)? И они, слыша от Спасителя о кончине мира, хотели знать самое время для
того, чтобы и самим не обмануться и быть в состоянии научить других. И действительно, узнав о
сем, исправили они Солунян, готовых впасть в заблуждение. Посему, когда приобретет кто совер-
шенное знание о чем-либо подобном, тогда будет иметь правильное и здравое разумение веры.
А если
кто что-либо подобное перетолкует о другом, то вскоре впадет в ересь.
Так, во времени ошибались
Именей и Александр,—говоря, что воскресение уже было, а Галаты, — уже после надлежащего
времени возлюбив обрезание. И иудеи были, и доныне находятся, в заблуждении касательно лица, когда
думают, что об одном из них сказано: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя
Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Матф. 1, 23. Иса. 7, 14), и когда слова: «Пророка
вам восставит Бог» (Второз. 18, 15) почитают сказанными об одном из Пророков, и слыша:
«яко овча на заколение ведеся» (Иса. 53, 7), не учатся у Филиппа, но предполагают, что это сказано
об Исаии или о ком другом из бывших Пророков.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 янв 2021, 15:51

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

55) Тому-же подвергшись, и христоборцы впали в мерзкую ересь, Если бы эти безразсудные знали лице
и предмет и время в Апостольском изречении, то не стали бы столько нечествовать, человеческое тол-
куя о Божестве. Это же можно увидеть, если кто хорошо протолкует начало места.—Апостол гово-
рит: «многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцом во пророцех, в последок дний сих
глагола нам в Сыне» (Евр. 1, 1). Потом, чрез несколько слов продолжает: «Собою очищение сотворив
грехов наших, седе одесную величествия на высоких, толико лучший быв Ангелов елико преславнее паче
их наследствова имя» (—3. 4). Итак, Апостольское изречение напоминает о времени, в которое Бог гла-
голал нам в Сыне, когда также совершено и очищение грехов. Когда же глаголал нам в Сыне?
И когда совершено очищение грехов? Когда соделался человеком? Не после ли Пророков? Не на
последок ли дний? Потом, поелику идет речь о домостроительстве нашего спасения, говоря о послед-
них временах, по связи с этим упомянул, что и в прежние времена Бог не умолкал, но глаго-
лал людям чрез Пророков. А поелику и Пророки служили, и чрез Ангелов изглаголан Закон
(Гал. 3, 19), но пришел и Сын, и пришел послужить; то по необходимости присовокупил: толико
лучший быв Ангелов, желая показать, что сколько Сын отличен от раба, столько-же и служение Сына
стало лучше служения рабов. Посему Апостол, различая ветхозаветное и новозаветное служение, с
дерзновением пишет иудеям и говорит: «толико лучший быв Ангелов». Почему, не сказал совершенно
сравнительно; больше, или честнее быв, чтобы не заключил кто об Ангелах, будто бы одного с
Ним рода, но сказал: лучший, чтобы дать выразуметь отличие Сына по естеству от существ сотво-
ренных. И на это имеем доказательство в Божественных Писаниях. Давид псалмопевствует:
«лучше день един во дворех Твоих паче тысящ» (Псал. 83, 11). И Соломон возглашает: «Приимите
наказание, а не серебро, и разум паче злата искушена. Лучше бо премудрость камней многоценных,
всякое же честное недостойно ея есть» (Притч. 8, 10. 11). И действительно, не различны ли по сущности
и по естеству премудрость и добытые из земли камни? Какое сродство между дворами небесными и
жилищами земными? Или, в чем сходство у вечного и духовного с временным и смертным? И в
этом-же смысле Исаия говорит: «сия глаголет Господь каженником: елицы сохранят субботы Моя, и
изберут, яже Аз хочу, и содержат завет Мой. дам им в дому Моем и во ограде Моей место
именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Иса. 56, 4. 5). Итак,
нет никакого сродства у Сына с Ангелами. А если нет никакого сродства, то слово „лучший" сказано в
означение не сравнения, но различения; потому что Сын по естеству отличен от Ангелов. И сам
Апостол, толкуя слово: «лучший, поставляет это превосходство не в ином чем, но в различии Сына
с существами сотворенными, говоря, что Он—Сын, а те служебнии» (Евр. 1, 14), и что, как Сын се-
дит одесную Отца, так они, будучи служебными, предстоят, посылаются и служат.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 янв 2021, 13:59

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

56) Поелику же это написано в таком смысле, то этим, ариане, означается, что Сын не сотво-
рен, но паче, инаков с существами сотворенными, собственно принадлежит Отцу, «Сый в лоне
Отчи» (Иоан. 1, 18). И написанное здесь: быв — не означает, что Сын сотворен, как думаете вы.
Ибо если бы просто сказал: быв, и умолк; то был бы предлог у ариан. Поелику же предвари-
тельно нарек Сыном, во всем отделении речи показав, что инаков Он с существами сотворен-
ными; то и слово быв поставил неотрешенно, но к быв присовокупил: лучший; потому что почи-
тал это речение безразличным, зная, что об исповедуемом преискренним Сыном сказать: был —
равнозначительно слову: родился и есть лучший. Для рожденного нет различия, скажет ли кто: стал,
или: соделался; того же, что приведено в бытие как создание, невозможно именовать рожденным, разве
только после того, как твари соделаются причастными рожденного Сына и сами наименуются рожден-
ными, не по собственному естеству, но потому что стали причастны Сына Духом. Такое словоупотреб-
ление известно и в Божественном Писании. Оно говорит о существах сотворенных: «вся Тем быша,
и без Него ничто-же бысть» (Иоан. 1, 3), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103, 24). О сынах
же рожденных: «быша Иову сынове седмь и дщери три» (Иов. 1, 2); и: «Авраам бе ста лет егда бысть ему
Исаак сын его» (Быт. 21, 5). И Моисей сказал: если будут у кого сыновья.
Посему, если Сын инаков с существами сотворенными и есть единое собственное рождение Отчей
сущности, то напрасен предлог ариан, указывающих на слово: быв. Ибо, если и этим постыжден-
ные будут еще усиливаться и говорить, что эти изречения употреблены сравнительно, и потому сравни-
ваемые однородны, почему и Сын есть ангельского естества; то пусть предварительно посрамлены будут
тем, что соревнуют Валентину, Карпократу и другим еретикам, и говорят одно с ними. Ибо
Валентин называл Ангелов однородными со Христом, а Карпократ утверждаетъ, что Ангелы—зиж-
дители мира. У них научившись, может быть, и ариане Ангелов сравнивают с Божьим Словом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 янв 2021, 16:07

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

57) Ho водящихся подобными представлениями да постыдит Псалмопевец, который говорит: «кто
уподобится Господеви в сынех Божиих» (Псал. 88, 7)? И: «кто подобен Тебе в бозех Господи» (Псал.
85, 8)? Пусть же слышат и хотя из этого научатся, что, по общему всех признанию, сравнение
делается обыкновенно между однородными, а не между разнородными. Никто не сравнивает Бога с
человеком, и человека опять—с безсловесными, и деревья—с камнями, по несходству естества. Но как
Бог несравним, так сравнивается человек с человеком, дерево с деревом, камень с камнем.
И об этих никто не скажет: лучше (тo xpeiттor), а разве: паче (то mallоv) и: больше (то gleov). Так,
Иосиф был прекрасен паче братьев своих, и Рахиль—паче Лии (Быт. 29, 30). «И звезда от звезды»
не лучше, но паче «разнствует во славе» (1 Кор. 15, 41). О вещах же разнородных, когда сличает
их кто между собою, в означение их различия сказуется лучше, как сказано о премудрости и о
камнях (Притч. 8, 11). Если бы Апостол сказал: толико паче Сын предходит Ангелам, или толико
их больше; то был бы вам предлог говорить, что Сын сравнивается с Ангелами. Но теперь
говоря, что Он — лучший и столько-же их преславнее, сколько Сын отстоит славою от рабов,
показывает, что отличен Он от Ангелов по естеству. И опять, говоря, что Он все основал,
показывает, что отличен Он от всего сотворенного. Если же по естеству отличен Он от тварей и
иносущен с ними, то какое же возможно сравнение или сходство Его сущности с вещами сотворен-
ными? Ибо, если опять выдумают что-либо подобное, то обличит их Павел, говоря сие: «Кому бо
рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя?» И ко Ангелом убо глаголет: «творяй
Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» (Евр. 1, 5. 7).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 янв 2021, 13:21

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

58) Вот о вещах созданных говорит, что они сотворены и суть произведения; обращаясь же к
Сыну, называет Его не произведением, не созданным, но вечным, Царем, Создателем, говоря:
«престол Твой, Боже, в век века», и: «в начале Ты, Господи, землю основал еси и дела руку Твоею
суть небеса: та погибнут, Ты же пребываеши» (Евр. 1, 8. 10. 11). Из этого и они, если бы захотели,
могли бы уразуметь, что иной есть Создатель, иные же — создания, и первый есть Бог, а
последние произошли и сотворены из ничего. Сказуемое теперь: та погибнут—не то означает, что
тварь блюдется на погибель, но указанием на конец дает разуметь о естестве вещей сотворенных.
Что может погибнут, то, хотя и не погибнет по милости Сотворшего сие, однако-же, произошло
из ничего и свидетельствует о себе, что некогда оно не существовало. Поелику же таково
естество вещей сотворенных; то по сему самому о Сыне сказуется: «Ты же пребываеши», чтобы пока-
зать Его вечность. Поелику Он не имеет возможности погибнуть, как имеют ее вещи сотворенные,
имеет же вечное пребывание; то такое сказуемое о Нем: „не было Его, пока не рожден", для
Него чуждо, свойственно же Ему вечное бытие и сопребывание со Отцом.
Итак, если бы Апостол не написал этого в Послании к евреям, то другие его Послания и все
Писание поистине воспретили бы представлять себе о Слове что-либо подобное. Поелику же и Апостол
написал, и в предыдущем было доказано, что Сын есть рождение Отчей сущности. и что Он —
Создатель, прочие же вещи Им созидаются, что Он есть Сияние, Слово, Образ и Отчая Премудрость,
а сотворенныя вещи состоят ниже Троицы и служебны; то Сын инороден и иносущен с вещами
сотворенными, свойствен же паче Отчей сущности и подобоестествен со Отцем. Посему и сам
Сын не сказал; Отец Мой лучший Меня есть, чтобы не предположил кто, будто бы Сын чужд
Отчего естества, но сказал: "болий" (Иоан. 14, 28), не по какой-либо величине, и не по времени, но по
причине рождения Его от Отца. Но и этим опять изречением: "более есть"- показал отличительное
свойство сущности.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 янв 2021, 15:16

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое

59) И сам Апостол, не сущность Слова желая главным образом сравнивать с вещами сотворен-
ными, сказал: «толико лучший быв Ангелов» (потому что сравнение не имеет здесь места, иное — Слово,
иное—Ангелы), но, имея в-виду пришествие Слова во плоти и домостроительство, совершенное Им
тогда, хотел показать, что Слово—неподобно бывшим прежде, чтобы, в какой мере Слово по естеству
отлично от предпосланных Им, в такой-же и большей еще мере от Него и чрез Него бывшая
благодать соделалась лучшею ангельского служения. Рабам свойственно было требовать
только плодов, а Сыну и Владыке свойственно — простить долги и пересадить виноградник.
И присовокупленное Апостолом показывает различие Сына с вещами сотворенными; ибо говорит
он: «Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем. Аще бо глаголанное
Ангелы слово бысть известно,и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы
убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголитися от Господа, слышавшими
в нас известися» (Евр. 2, 1—3)? Если бы Сын был из числа сотворенных, то бы не лучший
(хреiттor) их, и ради Него не полагалось бы большего наказания за ослушание. Ибо при служении
Ангелов, относительно к каждому из них, в преступающих Закон большая или меньшая могла быть
виновность; однако-же, Закон был один и одно было наказание преступающим его. Поелику же
Слово—не из числа сотворенных, но Отчий есть Сын; то, в какой мере и Сам есть лучший, и со-
вершенное им- и лучше и выше, в такой-же и наказание будет тяжелее. Да рассмотрят же благо-
дать, дарованную Сыном, и да познают, как и дела свидетельствуют о Нем, что отличен Он
от вещей сотворенных, что Он единый истинный Сын во Отце, и Отец в Нем (Иоан. 17, 21).
Закон изглаголан Ангелами и никого не возвел к совершенству, имея нужду в пришествии Слова,
как сказал Павел. Пришествие же Слова довершило дело Отца. И как тогда от Адама до Мои-
сея царствовала смерть; так явление Слова привело смерть в бездействие. Не умираем же все
во Адаме, но все оживотворяемся во Христе. Тогда от Дана до Вирсавии возвещался Закон, «и в
одной иудеи ведом был Бог» (Псал. 75, 1); ныне же «во всю землю изыде вещание их» (Псал. 18, 5), и
вся земля полна ведения о Боге, ученики Христовы научили все народы; и ныне исполнилось написан-
ное: «и будут вси научены Богом (Иоан. 6, 45. Иса. 54, 13). И показанное тогда служило образом, а
теперь явилась истина.
И это опять сам Апостол впоследствии яснее толкует, говоря: «потолику лучшего завета бысть испо-
ручник Исус» (Евр. 7, 22), и еще: «ныне же лучшее улучи служение, поелику и лучшего завета есть
ходатай, иже на лучших обетованиих узаконися» (Евр. 8, 6), и: «ничто-же бо совершил закон, приве-
дение же есть лучшему упованию» (Евр. 7, 19), а потом говорит: «нужда убо бяше образом небесных
сими очищатися: самим же небесным лучшими жертвами, паче сих» (Евр. 9, 23). Слово „лучший" и теперь,
и во всех местах, Апостол прилагает ко Господу, как лучшему и отличному от вещей сотворенных.
Ибо Им совершается лучшая жертва, о Нем—лучшее упование, чрез Него—лучшие обетования,
лучшие не потому только, что сравниваются как великие с чем-то малым, но потому, что по самому
свойству инаковы с прежними. Ибо Домостроительствовавший все сие есть лучший вещей
сотворенных.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 янв 2021, 12:26

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

60) И опять это изречение: «бысть испоручник»-означает данное Им за нас поручительство. И, как
будучи Словом, плоть бысть, и речение «бысть» относим мы плоти, потому что она получила бытие и
есть тварь: так и здесь сказано «бысть», чтобы это изречение принимали мы в последнем значении,
поколику соделался Он человеком. Да знают же упорствующие и да откажутся от такого своего зло-
умия. Пусть слышат, что Павел означает этим не приведение в бытие Его сущности; ибо знает,
что Слово есть Сын и Премудрость, и Сияние, и Образ Отца; но и теперь речение «бысть» относится
к служению завета, которым приведена в бездействие смерть, некогда царствовавшая. И совершенное
Им служение стало лучшим; потому что «немощное закона, в немже немощствоваше плотью, Бог Сына
Своего посла. в подобии плоти греха, и о грехе осуди грех во плоти» (Рим. 8, 3), то-есть, удалил от нея
грехопадение, пленницею которого была всегда плоть, почему и не принимала в себя Божественной мысли,
и самую плоть доведя до удобоприемлемости слова, соделал, что мы не по плоти уже ходим, но.по духу,

и нередко говорим о себе: «мы не во плоти, но в Дусе» (Рим. 8, 9). И Сын Божий пришел в мир,
«не да судит мирови», но да искупит всех «и да спасется Им мир» (Иоан. 3, 17). Ибо тогда мир, как
повинный, судим был Законом; а теперь суд приняло на Себя Слово, и, за всех пострадав плотью,
всем даровало спасение. И это имея в-виду, Иоанн воззвал: «закон Моисеем дан бысть, благодать же
и истина Исус Христом бысть» (Иоан. 1, 17). Но благодать—лучше, нежели Закон; действительность—
лучше, нежели тень.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 янв 2021, 14:36

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

61) Лучшее же, как было сказано, не могло соделаться чрез кого-либо другого, а не чрез Сына,
седящего одесную Отца. Что же означает это, как не преискренность Сына, и то, что Божество Отца
есть вместе и Божество Сына? Ибо в царстве Отца царствующий Сын на одном престоле возседает
со Отцом, и созерцаемое в Божестве Отца Слово есть Бог, и «кто видит Сына, тот видит Отца»
(Иоан. 14, 9); а таким образом, един есть Бог. Седя одесную, не делает Отца седящим ошуюю, но что
во Отце есть десное и досточестное, то имеет и Сын, и говорит: «вся, елика имать Отец, Моя суть»
(Иоан. 16, 15). Посему, Сын, седя одесную, и Сам видит Отца одесную, хотя, как соделавшийся чело-
веком, говорит: «предзрех Господа предо мною выну яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Псал.
15, 8). И этим опять показывается, что Сын — во Отце, и Отец—в Сыне. Поелику Отец—в десных, то
и Сын—одесную. И поелику Сын сидит одесную, то Отец—в Сыне.
И как Ангелы служат, восходя и нисходя (Иоан. 1, 51); так о Сыне сказано: «и да поклонятся Ему
вси Ангели Божии» (Евр. 1, 6). Когда Ангелы служат, тогда говорят: „послан я к тебе", и: „Господь по-
велел". А Сын, хотя по человечеству и говорит о Себе, что Он послан, и приходит совершить
дело и послужить, однако-же, как Слово и Образ, сказует: «Аз во Отце и Отец во Мне есть»; и: «ви-
девый Мене, виде Отца»; и: «Отец во Мне пребываяй, Той творит дела» (Иоан. 14, 9—11). Ибо все то, что
созерцается в сем Образе, суть дела Отца.
Этого достаточно, чтобы посрамить возстающих против самой истины. Если же—поелику написано:
«лучший быв»—речение «быв», как сказуемое о Сыне, не хотят принимать за равнозначительное речениям:
«соделался и есть», или, по причине совершения лучшего служения, не хотят сего речения «быв» прини-
мать и разуметь в том значении, какое нами сказано, думают же из сего речения заключат, что
Слово названо получившим бытие; то пусть снова выслушают это в кратких словах, когда забыто
ими сказанное.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 янв 2021, 13:53

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

62) Если Сын есть один из Ангелов, то речение „быв" относиться будет к Нему так-же, как
и к ним, и ничем не будет отличаться Он от них по естеству, напротив же того, или Ангелы
будут сынами, или и Он — Ангелом, и вместе совокупно возсядут одесную Отца, или со всеми
Ангелами и Сын будет предстоять, как служебный дух, подобно им посылаемый в служение.
Если же Павел отличает Сына от существ сотворенных, говоря: «кому рече когда от Ангел:
Сын Мой еси Ты?» (Евр. 1, 5) — и Сын создает небо и землю, Ангелы же Им приводятся в бытие,
Сын восседит со Отцем, а Ангелы предстоят в служении; то для кого не ясно видно, что не о сущ-
ности Слова употребил Апостол речение: «быв», но о служении, какое совершено Словом? Ибо как, бу-
дучи Словом, плоть бысть, так, соделавшись человеком, стал в служении толико лучший служения
бывшего чрез Ангелов, сколько Сын отличен от рабов и Создатель от созданных. Посему, да пере-
станет речение „быв" принимать относящимся к сущности Сына, потому что Сын не из числа сотворен-
ных, и пусть знают, что речением «быв» означается служение и бывшее домостроительство. А как соде-
лался Он лучшим в служении, будучи лучшим сотворенных существ по естеству, — это показы-
вается тем, что сказано нами прежде.
И думаю, что это пристыдит их. Если же будут упорствовать, то сообразно с делом будет,
по безумной их дерзости, такой-же дат им и ответ и противоположить им подобные-же речения,
употребляемые о самом Отце, чтобы пристыженные тем удержали язык свой от зла, и познали,
в каком глубоком находятся они неразумии. Итак,написано; «буди ми в Бога защитителя, и в дом
прибежища, еже спасти мя» (Псал. 30, 3); и еще: «бысть Господь прибежище убогому» (Псал. 9, 10j. И
много подобных этим мест находится в Божественных Писаниях. Поэтому, если говорят, что
сказано это о Сыне (что, может быть, всего более верно); то пусть сознаются, что Святые желают иметь
Его защитителем и домом прибежища, не как тварь; и потому речения: «быв, сотвори, созда»—пусть
принимают в-отношении к человеческому Его пришествию.
Ибо тогда соделался Он защитителем и до-
мом прибежища, когда «грехи наша вознесе на теле Своем на древо» (1 Петр. 2, 24), и сказал: «приидите
ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11, 28).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 янв 2021, 15:10

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

63) А если скажут, что эти речения употреблены об Отце, то — поелику и здесь написано: «буди и
бысть»—ужели решатся утверждать, что и Бог сотворен? Конечно, на это осмелятся они, когда таким
образом умствуют о Слове Его. Последовательность мыслей требует от них тоже предположить и об
Отце, что представляют себе о Слове Его. Но да не будет того, чтобы и на мысль кому-либо из ве-
рующих пришло когда что-либо подобное! Ибо Сын—не из числа сотворенных, а также написан-
ное и сказанное здесь: «буди и бысть» означает не начало бытия, но помощь оказанную нуждающимся.
Бог всегда есть и всегда тот-же, но люди сотворены Словом впоследствии, когда восхотел сам Отец.
Бог невидим и неприступен существам сотворенным , наипаче же людям сущим на земле. Посему,
когда люди, изнемогая, призывают, когда гонимые имеют нужду в помощи, когда притесняемые
молятся, тогда Невидимый, как человеколюбивый, являет Себя в Своем благодеянии, какое оказывает
собственным Своим Словом и в сем самом Слове. И следствия сего богоявления удовлетво-
ряют уже потребности каждого: для немощных бывает оно силою, для гонимых—прибежищем и
домом спасения, притесняемым говорит: еще глаголющу ти реку: «се приидох» (Иса. 58, 9): А что
совершается Сыном в помощь каждому, о том говорит каждый: „Бог стал для меня сим"; потому
что помощь от самого Бога подается Словом. Это известно и в общеупотребительной речи челове-
ческой, и этот образ выражения всякий, кто бы ни был, признает превосходным. Нередко и от
людей бывает помощь людям. Иной помог притесняемому, как Авраам — Лоту; иной отверз дом
свой гонимому, как Авдий — сынам Пророческим; иной упокоил странника, как Лот—Ангелов; иной
снабдил нуждающихся, как Иов—просящих у него. И как облагодетельствованные,—если один скажет:
„такой-то стал моим помощником", и если другой скажет: „стал моим прибежищем, а его снабдителем",
— говоря это, означают не начало бытия и не сущность облагодетельствовавших, но самое
благодеяние, оказанное ими нуждающимся: так, когда Святые говорят о Боге: «бысть и буди», означают
не какое-либо начало бытия (потому что Бог безначален и несотворен), но соделанное Им спасение
человекам.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 96

cron
@Mail.ru