ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
38) Не достойны ли они всякой ненависти за это одно ими сказанное? Если, как полагают еретики,
Господь не Сын по рождению от Отца и по усвоению сущности, но именуется Словом ради разумных
тварей, Премудростью ради одаренных мудростью, и силою ради облеченных силою; то без со-
мнения и Сыном наречен ради усыновляемых, а может быть, и бытие имеет по примышлению ради
сущих в бытии. Поэтому, что же такое Он? Не может Он быть ничем из поименованного, если
все это только имена Его, и если имеет Он в Себе один призрак бытия, ради нас украшаясь этими
именами. Но подлинно диавольское, или еще и большее это высокоумие!—Сами хотят быть истинно
самостоятельными, о Слове же Божием думают,что существует только именем. И не странны ли эти
вещания их?—Премудрость называют соприсущею Отцу, утверждают же, что Христос не есть сия
Премудрость, но что много созданных сил и премудростей, и что одна из них есть Господь, при-
меняемый ими к гусенице и пругам. Не коварны ли они? Слыша у нас, что Слово сопребывает со
Отцом, поднимают вдруг ропот, говоря: „следовательно, по утверждаемому вами, не созданных два".
Сами же утверждая, что Премудрость Его не созданна, ужели не видят, что упрек, какой напрасно
делают нам, падает на них? И опять, не совершенно ли юродива эта их мысль — утверждать, что
не созданная соприсущая Богу премудрость есть сам Бог? Соприсущее не себе, но кому-либо соприсут-
ствует; например, Евангелисты говорят о Господе: был с учениками; потому что был не сам с
Собою, но с учениками. Разве скажут уже, что Бог может иметь премудрость, которая сопряжена
с Ним и восполняет собою Его сущность, будучи сама не созданна, и ее-то еретики выставляют зиж-
дительницею мира, чтобы отнять зиждительность у Сына; потому что принуждены утверждать все, только
бы не мудрствовать о Господе по истине.
(продолжение далее).