ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
64) Думаю же, что при таком разумении Писания постыдятся и самые нечестивые. Ибо, если утверж-
даемое нами несправедливо, напротив же того, угодно им, чтобы Слово было перворожденным всея твари,
как по сущности тварь; то пусть рассудят, что, по их предположению, будет Он братом безсловес-
ных и неодушевленных тварей, и уподобится им; потому что и эти существа составляют часть всей
твари; перворожденному же необходимо первенствовать по одному времени, по роду же и по подобию
быть со всеми тождественным. Но утверждая это, не превосходят ли еретики всякую меру злочестия?
Или, кто терпеливо выслушает от них это? Или, как не возненавидеть их за одну такую мысль?
Для всякого явно, что не ради себя самого, как тварь, и не потому что в сущности имеет некое
сродство со всею тварью, Слово наименовано перворожденным твари, но как потому, что Слово, вна-
чале созидая твари, снизошло к созданным, чтобы могли прийти в бытие иначе же, не стерпели бы
Его ничем не умеряемого естества и подлинно Отеческой светлости, если бы по Отчему человеколюбию
Слово не снизошло к ним на помощь, и прияв во власть Свою, не ввело их в сущность), так во-
вторых и потому еще, что, по снисхождению Слова, усыновляется Им самая тварь; и таким образом,
как сказано, Слово делается перворожденным твари по всяческим, и тем, что созидает, и тем, что
за всех вводится в самую вселенную. Ибо так написано: «егда же вводит Первородного во вселенную,
глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии» (Евр. 1, 6). Пусть слышат христоборцы и сами себя
терзают; сошествие Слова во вселенную причиною того, что Оно наименовано перворожденным всех.
А таким образом, Оно есть единородный Отчий Сын, потому что Оно одно от Отца; называется
же перворожденным твари, по усыновлению всех. Но как первородный в братьях и «от мертвых
воста начаток умершим» (1 Кор. 15, 20); так, поелику во всем подобало Ему первенствовать, сози-
дается поэтому и как начало путей, чтобы и нам, вступив на сей путь и вошедши Тем, Кто говорит:
«Аз есмь путь и дверь», а также приобщившись ведения об Отце, услышать: «блажени непорочнии в
пути» (Псал. 118, 1), и: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Матф. 5, 8).
(продолжение далее).