Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 апр 2021, 12:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

74) Посему, арианам, хотя бы в подражание отцу своему диаволу, надлежало полюбопытствовать, и,
если Господь сказал: основал Меня Слово и Сына мудрствовать, как мудрствуют; а если не так
сказал, не вымышлять, чего нет. Но не сказал Он: прежде век «основа Мя» Слово и Сына, гово-
рит же просто: «основа Мя», желая этим, как и прежде заметил я, опять показать, что и это гово-
рит приточно не ради Себя, но ради назидаемых на Нем. Зная это, и Апостол пишет: «Основания
бо иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Исус Христос. Кийждо же да
блюдет, тако назидает» (1 Кор. 3, 10. 11). Основанию же нужно быть таким, каковы и назидаемые,
чтобы возможна была взаимная сообразность. Посему Господь, как, будучи Словом, поколику Он—
Слово, не имеет в сообразность Себе таковых же, каков Сам, потому что Он единороден;
так, соделавшись человеком, имеет подобных Себе, потому что облекся в плоть подобную их
плоти. Следовательно, по человечеству полагается Он в основание, чтобы и мы могли быть назидаемы
на Нем как драгоценные камни и соделались храмом живущего в нас Святого Духа. Но как
Он—основание, а мы — назидаемые на Нем камни; так опять Он есть виноградная лоза, а мы—как бы
розги, соединенные с Ним не по сущности Божества (это невозможно), но также по человечеству;
потому что и розги должны быть подобны лозе, и мы по плоти подобны Ему.
Сверх того, еретиков, рассуждающих по-человечески, прилично—обличить человеческими примерами,
заимствованными из тех-же слов. Господь не сказал: соделал Меня основанием, чтобы еретики и в
этом не нашли себе безстыдного предлога к нечестию, будто Он есть произведение и имеет начало
Своего бытия. Но говорит: «основа Мя». Полагаемое же в основание полагается ради камней
на нем назидаемых, и это не просто делается, но когда камень перенесен из горы и опущен в
земную глубину. Пока камень —в горе,—не положен он в основание. Но когда потребует нужда,
и камень перенесен и ввергнут в земную глубину, тогда уже он, если получит возможность говорить,
скажет: „теперь основал меня перенесший сюда из горы". Следовательно и Господь не с того
времени имеет начало бытия, когда полагается в основание,—Слово было и прежде сего, — но когда
облекся в наше тело, изсеченное и восприятое Им от Марии; тогда говорит: «основа Мя»; а это значит:
Меня—Слово—обложил земным телом. Так, для нас полагается в основание, приемля на Себя
наше, чтобы мы, как стелесники в Нем составляемые и связуемые по подобию плоти, достигнув
в мужа совершенна, пребыли безсмертными и нетленными.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 апр 2021, 14:29

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

75) Никого да не приводят в смущение речения: «прежде век, прежде неже землю сотворити, и прежде
неже горам водрузитися» (Притч. 8, 23. 25). И это весьма кстати присовокупило Слово к речениям:
«основа» и «созда»; потому что и это касается также домостроительства по плоти. Благодать,
дарованная нам Спасителем, хотя, как говорит Апостол, «явилась и дарована только с пришествием
Спасителя» (Тит. 2, 11), однако же, предуготовляема была прежде, нежели мы получили бытие, лучше же
сказать, «даже прежде сложения. мира» (1 Петр. 1, 20). И какая благая и чудная тому причина! Неприлично
было Богу составить о нас совет впоследствии, чтобы не оказаться как-бы неведущим, что постигнет
нас. Посему, Бог всяческих, созидая нас Словом Своим, более нас самих зная наше положение,
и предуведав, что мы, сотворенные совершенными, впоследствии соделаемся преступниками
заповеди и за преслушание изринуты будем из рая, как человеколюбивый и благий, в собственном
Слове Своем, Которым и создал нас, предуготовляет домостроительство нашего спасения,
чтобы, хотя и отпадем мы обольщенные змием, не остались однако же совершенно мертвыми, напротив
же того, имея в Слове предуготованное нам избавление и спасение, снова восстали и пребыли
безсмертными, когда само Слово будет создано для нас началом путей, и Перворожденный твари
соделается первородным в братьях, и воскреснет Сам начаток умерших. Сему учит блаженный
Апостол Павел. Ибо, толкуя сказанное в Притчах: прежде век, и прежде нежели создана земля,
в Послании к Тимофею говорит так: «спостражди благовествованию, по силе Бога, спасшего нас и при-
звавшего званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению и благодати, данной нам о
Христе Исусе прежде лет вечных, явльшейся же ныне просвещением Спасителя, нашего Исуса Христа,
разрушившего убо смерть, и воссиявшего жизнь» (2 Тим. 1, 8—10); и в Послании к ефесянам: «благословен
Бог и Отец Господа нашего Исуса Христа, благословивый нас всяким благословением духовным в
небесных о Христе Исусе, яко же избра нас в Нем прежде сложения мира, быти нам святым и
непорочным пред Ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Исус Христом в Него» (Ефес. 1, 3—5).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 апр 2021, 14:20

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

76) Посему, как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, если не были мы, как сказал
Господь, предъизображены в Нем? Вообще, как нарек нас во усыновление до создания человеков,
если прежде век не был положен в основание сам Сын, прияв на Себя домостроительство о
нас? Или как, что еще присовокупляет Апостол, «наследницы сотворихомся, прежде наречени бывше»
(Ефес. 1, 11), если прежде век не был положен в основание сам Господь; почему и возъимел
изволение всю тяготу нашего осуждения за нас восприять на Себя плотью и потом усыновить нас в
Себе? Как прияли мы благодать «прежде времен вечных», не получив еще бытия, происшедши же во
времени, если эта предваряющая нас благодать не была уготована во Христе? Посему и на суде, когда
каждый восприимет по делам своим Господь скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, насле-
дуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Матф. 25, 34). Как же, или в ком, уготовано оно
прежде создания нашего, если не в Господе, прежде век положенном для сего в основание, чтобы мы,
как хорошо принаровленные камни, на Нем назидаемые, от Него приобщались жизни и благодати?
Сие же (сколько можно разуметь это человеку благочестно) совершилось для того, чтобы мы, как гово-
рил я уже, восстав от кратковременной смерти, могли жить вечно. Но мы—люди земные—не имели бы
этой возможности, если бы прежде век не была предуготована нам во Христе надежда жизни и
спасения. Итак Слово, нисходя в плоть нашу, и в ней созидаемое началом путей «в дела Своя», так
как, по сказанному, в Нем было Отчее изволение, справедливо полагается в основание «прежде
век», прежде нежели создана земля, «прежде неже горам водрузитися, прежде неже произыти
источником», чтобы и тогда, как при скончании настоящего века мимоидут земля и горы и все образы
видимого, не обветшали мы подобно всему этому, но и после того могли еще жить, имея в самом Слове,
по избранию, прежде сего уготованные нам жизнь и духовное благословение. Таким образом, возмо-
жем не временную только иметь жизнь, но и после всего этого пребывать, живя во Христе; потому что
и прежде сего жизнь наша была основана и уготована во Христе Исусе.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 апр 2021, 14:21

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

77) Да и неприлично было бы нашей жизни быть основанною в ином, а не в сущем прежде век
Господе, «Имже и веки сотворены» (Евр. 1, 2). Поелику жизнь наша в Нем, то и нам возможно
наследовать жизнь вечную; потому что Бог благ, и как всегда благий, благоизволил сие, зная, что
немощная природа наша имеет нужду в Его помощи и спасении. И как мудрый какой зодчий, пред-
полагая построить дом, имеет уже в мысли опять обновить этот дом, если он по построении придет
со временем в ветхость, и с этою мыслью заготовляет и отдает трудящимся в постройке все
нужное для обновления, и предуготовление к обновлению предшествует самому дому: так прежде еще
нас полагается во Христе основание обновлению нашего спасения, чтобы в Нем могли мы быть
возсозданы. И сей совет, сие преднамерение уготованы прежде века; дело же совершилось, когда
потребовала нужда, и пришел Спаситель. Ибо сам Господь все заменит нам Собою на небесах,
приемля нас в вечную жизнь.
Хотя и этого достаточно в доказательство, что Божье Слово—не тварь, и что в этом изречении
заключается правый смысл; однако же, поелику изъясняемое речение имеет и во всех отношениях
правый же смысл, то следует указать и этот смысл. И сии неразумные устыдятся, может быть,
многих доводов. Но для этого опять нужно припомнить сказанное прежде, потому что дело идет
о той же притче и о той же Премудрости. Слово не сказало о Себе, что Оно — по естеству тварь, но
говорит в Притчах: «Господь созда Мя». И очевидно, что это означает мысль, не явно выраженную,
но прикровенную, которую впрочем и нам можно отыскать, если снимем покрывало с притчи.
Кто же, слыша, что Зиждителева Премудрость говорит о Себе: «Господь созда Мя начало путей Своих».
не станет тотчас доискиваться смысла, рассуждая так: может ли быть создана Премудрость зиждущая?
Кто, услышав, что единородный Божий Сын именует Себя созданным началом путей, не станет
допытываться значения, дивясь, как может единородный Сын соделаться началом иных многих?
Это—загадка; но сказано: «разумный уразумеет притчу и темное слово, речения же
премудрых и гадания» (Притч. 1, 6).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 апр 2021, 15:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

78) Хотя единородная и источная Божья Премудрость все творит и зиждет; ибо сказано: вся Пре-
мудростью сотворил еси; и: «исполиися земля твари Твоея» (Псал. 103, 24): однако же, чтобы созданное не
только имело бытие, но и благобытие, Бог благоволил, чтобы Премудрость Его снизошла к тварям,
чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие
Его образа, и чтобы приведенное в бытие оказалось и премудрым и достойным Бога делом. Ибо как
слово наше есть образ истаго Слова—Божья Сына, так опять образ истой Божьей Премудрости есть
являемая в нас мудрость, в которой имея силу ведения и мышления, делаемся удобоприемлющими
зиждительную Премудрость, и чрез Нее приходим в состояние познавать Отца Ея. Ибо сказано: «кто-
имеет в себе Сына, тот имеет и Отца» (1 Иоан. 2, 23). «Иже приемлет Мене приемлет Пославшего
Меня» (Матф. 10, 40). Поелику же в нас и во всех делах есть таковой отпечаток созданной прему-
дрости, то истинная и зиждительная Премудрост, восприемля на Себя принадлежащее отпечатку Ея,
справедливо говорит о Себе: «Господь созда Мя в дела Своя». Что сказала бы сущая в нас прему-
дрость, то сам Господь именует как-бы Своим. И хотя Он, как Творец, несоздан, однако же, по
причине созданного образа Своего в делах, говорит это как бы о Себе. И как сам Господь изрек:
«иже вас приемлет, Мене приемлет» (Матф. 10, 40), потому что в нас есть Его отпечаток; так, не
будучи в числе созидаемых, поелику созидается образ и отпечаток Его в делах, как бы сам
Он был этим образом говорит: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя». Отпечаток
же Премудрости положен в делах, как сказал я, чтобы мир познал в Премудрости Зиждителя
своего—Слово, а чрез Слово—Отца. И сие-то самое сказал Павел: «зане разумное Божье яве есть в
них: Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима
суть» (Рим. 1, 19. 20). Посему-то Слово в сущности не есть тварь, сказанное же в Притчах
относится к премудрости в нас сущей и именуемой.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 апр 2021, 14:39

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

79) Если же и этому не верят, то пусть сами скажут нам: есть ли в тварях какая премудрость,
или нет? Ежели нет, то почему же обвиняет Апостол, говоря: «понеже бо в премудрости Божией
не разуме мир премудростью Бога» (1 Кор. 1, 21)? Или, ежели нет премудрости; то почему в Писании
встречается «множество премудрых» (Притч. 6, 26)? Ибо и «премудр убоявся уклонится зла» (Притч.365
14, 16) и: «с премудростью зиждется дом» (Притч. 24, 3). И Екклесиаст говорит: «мудрость человека
просветит лице Его» (Еккл. 8, 1), и безразсудных укоряет, говоря: «да не речеши, что быст, яко дние
прежнии беша блази паче сих? яко не в мудрости воспросил еси о сем» (Еккл. 7, 11). А если, как
говорит о премудрости и Сирах, «излия ю на вся дела Своя, со всякою плотью по даянию Своему, и
дарова ю любящим Его» (Сирах. 1, 10); таковое же излияние есть признак сущности не Премудрости
источной и единородной, но премудрости изобразившейся в мире: что невероятного, если сия зижди-
тельная и истинная Премудрость, отпечатком Которой являются излиянные в мир премудрость и знание,
по сказанному выше, как бы о Себе самой говорит: «Господь созда Мя в дела Своя»? Ибо в мире не
зиждущая Премудрость, но созидаемая в делах, по которой небеса поведают славу Божию, творение
же руку Его возвещает твердь» (Псал. 18, 2). Но если люди вместят в себе и эту премудрость,
то познают истинную Божию Премудрость, познают, что подлинно сотворены они по образу Божию.
Если царский сын, когда отцу угодно стало построить город, на каждом выводимом здании станет
надписывать свое имя, как для безопасности, чтобы, по причине на каждом здании начертанного
имени его, сохранились самые здания, так и для того, чтобы по имени могли помнить о нем и об
отце его; по совершении же города спросят его: каково построен город, а он ответит: надежно,—
потому что, по изволению отца, изображен я на каждом здании, и имя мое создано в этих
зданиях; то, говоря это, будет он разуметь не свою созданную сущность, но свой отпечатленный
в имени образ. Так, по подобию с представленным примером, удивляющимся премудрости в
тварях ответствует истинная Премудрость: „ «Господь созда Мя в дела»; потому что Мой
в них образ, и до такой степени снизошел Я в деле творения".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 апр 2021, 13:52

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

80) Не должно также дивиться, если Сын о Своем образе в нас говорит как о Себе. Господь
некогда (не утомимся повторять одно и тоже) и Савлу, гнавшему тогда Церковь, на которой был
Его отпечаток и образ, как-будто гоним был Сам, сказал: «Савле, что Мя гониши» (Деян. 9, 4)?
Поэтому, если бы, как сказано, сей отпечаток премудрости, сущий в делах, сказал: Господь созда
Мя в дела; то никто не удивился бы тому. Так, если и сама истинная и зиждительная Премудрость—
Единородное Божие Слово, что свойственно образу Ея, то говорит как бы о Себе: «Господь созда Мя в
дела»,—никто не должен, оставляя премудрость внедренную в мире и в делах, думать, что «созда»
сказано о сущности Премудрости источной; иначе, мешая вино с водою, окрадет он истину; потому
что источная Премудрость есть творящая и зиждительная; а отпечаток Ея внедряется в дела, как
образ образа.
Называет же ее Слово началом путей, потому что таковая премудрость делается
некиим началом и как бы начатками боговедения. По ея первоначальному руководству человек, как бы
вступив на путь, и, охраняя ее страхом Божьим, как сказал Соломон: «начало премудрости страх
Господень» (Притч. 1, 7), а потом восходя мыслью и уразумев зиждительную в твари Премудрость,
уразумеет в ней и Отца Ея, как сказал сам Господь: «видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14, 9), и как
пишет Иоанн: «исповедаяй Сына, и Отца имать» (1 Иоан. 2, 23). Говорит же: «прежде век основа Мя»,
потому что дела незыблемо и вечно пребывают утвержденными в образе сей Премудрости. И потом,
чтобы, слыша об этой в делах созданной премудрости, не подумал кто, что истинная Премудрость—
Божий Сын есть тварь по естеству, по необходимости присовокупляет: «прежде гор, прежде
земли, прежде вод, и прежде всех холмов раждает Мя» (Притч. 8, 25), чтобы, сказав: прежде
всей твари (так как в предыдущих словах изображена вся тварь), показать тем, что Премудрость
по сущности не создана вместе с делами. Ибо, если создана в дела и предшествует делам, то
явно, что предшествует и самому созданию. А поэтому по естеству и по сущности Она—не тварь, но,
как присовокупляет Слово, есть рождение. А чем различаются, или сколько далеки между собою, по
естеству тварь и рождение, это объяснено выше.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 апр 2021, 15:50

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

81) Поелику же Премудрость присовокупляет: «егда готовяше небо, с Ним бех» (Притч. 8, 27); то
надобно знать, что говорит это не в том смысле, будто бы Отец не чрез Нее уготовляет небо, или
горние облака. Ибо нет сомнения, что все создано Премудростью, и без Нея ничтоже бысть. Напро-
тив того, Премудрость говорит: „ Все получило бытие Мною и чрез Меня. Поелику же потребно
внедрить премудрость в делах то, хотя по сущности пребывала Я со Отцом, однако же, по
снисхождению к тварям отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый
мир был, как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собою". Посему все те, ко-
торые, по данной им премудрости, правым умом взирают на тварей, в-состоянии и сами сказать:
«учинением Твоим все пребывает» (Псал. 118, 91). А которые вознерадели об этом, те услышат:
«глаголющеся быти мудри объюродеша: зане разумное Божие яве есть в них: Бог бо явил есть им.
Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видиша суть, и присносущная сила Его
и Божество, во еже быти им безответным. Занеже разумевше Бога не яко Бога прославиша. но
послужиша твари паче Создавшего все, Иже есть благословен во веки, аминь» (Римл. 1, 19 — 25).
И они постыдятся, слыша это, понеже бо, по изъясненному, в премудрости Божией не разуме мир
премудростью Бога; «благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21). Бог
благоизволил, чтобы познавали Его, уже не как в прежнее время, не чрез образ и сень Прему-
дрости, соделал же, что сама истинная Премудрость прияла на Себя плоть, стала человеком, претерпела
крестную смерть, чтобы наконец все верующие могли спасаться верою в сие.
И это есть та Божья
Премудрость, Которая первоначально являла Себя, а чрез Себя и Отца Своего посредством образа
Своего в тварях (по которому и называется созидаемою); впоследствии же эта Премудрость, то - есть
Слово, плоть бысть, как сказал Иоанн, я после того, как привела в бездействие смерть и спасла
род наш, еще полнее открыла Себя, а чрез Себя и Отца Своего говоря: «дай им, да знают Тебе
единого истинного Бога, и Егоже послал еси Исуса Христа» (Иоан. 17, 3).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 апр 2021, 13:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

82) И вся земля исполнилась ведения Его. Ибо одно ведение об Отце — чрез Сына, и о Сыне—
от Отца, и радуется о сем Отец, и тою же радостью веселится Сын во Отце, говоря: «Аз бех, о
Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его» (Притч. 8, 30). Это опять показывает, что
Сын не чужд Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо вот не нас ради получил бытие,
как говорят нечестивые, и Он вовсе не из не-сущих; Бог не вне Себя приобрел виновника
радости, напротив того, сказанное служит признаком собственности и подобия. Посему, было ли
когда, чтобы не радовался Отец? А если всегда радовался, то всегда было, о чем радовался. О чем
же радуется Отец,—не о том ли, что видит Себя в собственном Своем образе, который есть Слово
Его? Если же и о сынах человеческих веселяшеся, совершив вселенную, как написано в тех же Прит-
чах (8, 32); то и это имеет тот-же смысл. Ибо и в этом случае веселился не по причине прибыв-
шей у Него радости, но потому что снова видит дела творимые по образу Его; почему и здесь
предлогом к радости служит Богу Образ Его. О чем и Сын веселится,—не о том ли, что видит
Себя во Отце? Ибо это тоже значит, что и сказанное: «видевый Мене, виде Отца»; и: «Аз во Отце,
и Отец во Мне есть» (Иоан. 14, 9. 10).
Итак, из всего открывается, что суетна похвала ваша, христоборцы, что напрасно торжествовали и
возглашали вы повсюду это: «Господь созда Мя начало путей Своих», перетолковывая смысл этого
изречения, лучше же сказать, передавая свой вымысл, а не Соломонову мысль. Ибо вот доказано,
что мудрование ваше есть одна мечта. Изречение же Притчей и все выше сказанное доказывает, что
Сын по естеству и по сущности — не тварь, но собственное Отчее рождение, Премудрость и истин-
ное Слово, Им же вся быша, и без Него ничто же бысть.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 апр 2021, 13:47

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

1) Ариане, как видно, однажды решившись быть отступниками и противниками истины, упорно домо-
гаются, чтобы к ним относилось написанное: «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит»
(Притч. 18, 3). Обличаемые не успокаиваются, приведенные в затруднение не чувствуют стыда, но
«как лице жены блудницы, не хотят постыдиться во всем» (Иер. 3, 3) в своих нечестиях. Поелику
изречения, которые выставляют они на вид: «Господь созда Мя» (Прит. 8, 22), и: «лучший быв Анге-
лов» (Евр. 1, 4), и: «первородный» (Рим. 8, 29), и: «верна суща сотворшему Его» (Евр. 3, 2), имеют правый
смысл и показывают благочестивое верование во Христа; то они (не знаю, почему), снова, как на-
поенные змеиным ядом, не видя того, что должно видеть, не понимая того, что читают, изрыгнув
из глубины нечестивого сердца своего, начали уже порицать сказанное Господом: «Аз во Отце, и Отец
во Мне» (Иоан. 14, 10), говоря: „как может вмещаться и Сын во Отце, и Отец в Сыне»? Или
вообще, как может Отец, Который больше, вмещаться в Сыне, Который меньше? Или, что удиви-
тельного, если Сын во Отце, когда и о нас написано: «в Нем живем. и движемся, и есмы» (Деян. 17, 28)?
Они впадают в это вследствие своего злоумия, думая, что Бог есть тело, и не понимая, что такое
истинный Отец и истинный Сын, что такое невидимый и вечный Свет и невидимое Сияние Его, что
такое невидимая ипостась, безплотное начертание (харахтур абонатоs) и безплотный Образ. А если бы
знали, то не стали бы осмеивать и хулить Господа славы, и безплотное понимая телесно, перетолковы-
вать сказанное в добром значении. Слыша это, достаточно было бы знать, что говорит Господь, и ве-
ровать; ибо вера в простоте лучше излишних словопрений. Но поелику вознамерились они к
утверждению своей ереси ругаться и над сим, необходимо обличить их злоумие, и для ограждения
верных показать истинный смысл.
Слова: «Аз во Отце и Отец во Мне», не означают, как думают еретики, будто бы Они один в другого
перемещаются, подобно пустым сосудам наполняемые друг другом, так что Сын наполняет
пустоту в Отце, а Отец наполняет пустоту в Сыне, каждый же из Них неполон и несовершен. Ибо
это свойственно телам, потому даже и говорить это совершенно нечестиво. Отец полон и совершен,
и Сын есть полнота Божества. И еще, Бог в Сыне не так, как бывает Он во святых, сообщая им
крепость; потому что Сын есть Отчая сила и Премудрость. Существа созданные освящаются Духом
чрез общение с Сыном; а сам Сын не по причастию Сын, но есть собственное рождение Отца. И
еще, не в таком смысле Сын во Отце, в каком мы «в Нем живем, и движемся, и есмы»; по-
тому что Сын есть, как из источника, из Отца льющаяся жизнь, которою все животворится и суще-
ствует. А жизнь живет не другою жизнью, иначе—не была бы она и жизнь; напротив же того, сам
Сын все рождает в жизнь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 58

cron
@Mail.ru