Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 сен 2021, 13:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

29. Изъяснение того, что совершается в божественном крещении:


Теперь узнай и то, что относится к священнейшему крещению: и прежде всего, - что для него нет определенного времени — дней и часов, дабы младенец не умер непросвещённым. Если угрожает опасность смерти: то все совершается по уставу тотчас же по рождении, впрочем с должным вниманием, иереем благоговейным и трезвенным. А если позволяет время и нет опасности смерти, - то тотчас после литургии, чтобы младенец мог и Таин причаститься: об этом-то и говорит Дионисий, что все таинства завершает у нас причащение, которое есть верх всех таинств. Обязуется же иерей совершать священные молитвы и произносить со вниманием, без поспешности, если нет крайней нужды, и читать вслух. Мы слышали от Отцов, что те, кого часто устрашают привидения, терпят это от того, что крестившие их иереи не со вниманием произносили заклинания и другие священные молитвы.
Итак, если есть удобство, то не однажды только надобно читать положенные в начале (чина крещения) заклинания и другие молитвы, а несколько раз. Ибо в Требнике(1) написано читать их раз восемь или десять, так как в в Церкви было в древности обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из семи дней прочитывали их над крещаемыми, а в восьмой день - опять архиерей или имевший крестить иерей, после чего совершаемо было крещение архиереем или иереем. И мы знаем также благоговейных иереев, которые читают эти (молитвы) три раза и потом крещают.
А совершается божественнейшее крещение так: если крестится младенец, то он приносится на руках женщины, в сопровождении восприемника: а если это возрастный, то приходит сам, - так как ему следует приходить добровольно — и с ним восприемник, становящийся поручителем (за крещаемого) пред Христом и имеющий долг блюсти его веру и жизнь христианскую. Это показывает само наименование: ибо восприемник, означает того, кто воспринимает что-нибудь на себя.
(1) У нас этого нет.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 сен 2021, 16:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:


Здесь надобно обращать также внимание на то, чтобы восприемниками делаемы были люди благочестивые и способные быть в некоторой мере наставниками в вере. Но мне приходилось слышать нечто весьма странное и тяжёлое для чувства: некоторые по расчётам человеческим, приглашают для восприятия детей своих, – страшно сказать, – врагов и поносителей веры, безбожников и еретиков. Такие самое таинство отмещут; и детей не просвещают, а скорее омрачают; и священнодействующего иерея делают сообщником чуждых Богу.
И каким бы образом дерзающий богохульством мог научить благочестию? «Кое общение свету ко тьме, или кая часть верну с неверным» (2Кор. 6:14–15), как написано? Кто делает это, тот, достоин осуждения; равно как и тот, кто воспринимает детей у нечестивых, Если те прежде не исповедуют, что крещение свято и божественно, и очищает от греха, и возрождает во Христе, и что принимающий его (крещение) будет христианином: Ибо в таком случае, если (отец) даст обещание, что младенец будет верным, хотя сам по некоторому страху и укрывается, можно воспринимать и приводить младенца к освящению, чтобы, отказываясь быть восприемником, не отнять младенца у Бога,.
Крещаемый становится вместе с восприемником, показывая, что пришёл добровольно и имеет поручителя. Когда иерей благословит, должно прежде всего и всегда благодарить Бога за спасение погибшего. Вслед за тем на оглашаемого, который пред тем отрешается от своих одежд и предстоит нагим, под покрывалом, иерей троекратно дует крестообразно, этим дуновением возгревая первое дуновение, бывшее над Адамом, когда «вдуну (Бог) в лицо его (как говорится) дыхание жизни» (Быт. 2:7). Сам иерей изображает Христа Бога; почему и лучше крестить и совершать дуновение после приобщения (Тела и Крови) Христовы. Совершает же он дуновение троекратно ради Троицы, потому что у Троицы общая благодать и сила. А крестообразно (совершает дуновение) ради воплотившегося за нас и пострадавшего плотью единого от Троицы Христа, крестом совершившего победу. Крестовидное дуновение указывает на Его жертву, смирение и победу, так как чрез Крест «Он разрушил болезни смертные и упразднил имущего державу смерти, сиречь диавола» (Евр. 2,14), и попрал сопротивные лукавнейшие силы.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 сен 2021, 14:03

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Крест – и знамение Спасителя, и печать, и трофей.
Итак, иерей, троекратно совершает дуновение на оглашенного и затем, троекратно запечатлев знамением крестным, рукою по слову Писания: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118:73), - и именно на челе, как выше сказано ради силы умственной, и на устах - ради словесной, и на сердце – ради жизненной, возлагает на него руку, освящённую и созидающую в Духе, и читает священные молитвы.
А прежде еще дуновения и запечатления, как сказано, он освобождает оглашенного от пояса и раздевает, и, с непокровенною головою поставляет его лицом на восток. Что это значит? То, что приходящий к Богу и взирающий уже на истинный Свет, который знаменуется востоком (ибо оттуда приходит свет), должен быть свободен от страстей и отрешён от неверия, обнажён от всякой злобы и чужд одежды греха, и должен являть рабское послушание Богу. Потому-то и предстоит он нагим. А с другой стороны, делается это и ради того, что человек чрез грехи познал наготу и потерял боготканную одежду, на что и указывает предстояние без одежд. Так как (крещаемый) приходит к крещению для того, чтобы отвергнуть скверну греха и неверия, и соделаться всецело новым, и облечься в образ нового Адама, и перейти к лучшему, чем был прежде: то и предстоит он нагим, обнаруживая стыд, и стоя так, очищается, взыскуя восстановления образа (Божия).
Но чтобы, рапространяя слово, не пресытить слуха, повторим кратко сказанное.
Архиерей и иерей крещающий изображает Самого, действующего вся во всех Господа, Коего и силу в себе имеет, - прежде создавшего, и снова воссозидающего. А крещаемый - падшего Адама, так как самый приход его являет свободную решимость.
Если же крещается дитя, приносимое кем-либо из верных то это (приношение руками верного) свидетельствует, что младенец приводится по вере, а не по принуждению. Восприемник есть поручитель за веру и жизнь (крещаемого).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 сен 2021, 14:46

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Совлечение риз и разрешение (оглашенного), остающегося нагим,с одним только препоясанием,означает, что он отвергает всякую злобу и освобождается от уз греха, и нагим от заблуждения и тления приходит ко Христу, - равно так и то, что прежде был нагим, впав в заблуждение, погубив прежнюю одежду, которую теперь приходит воздеть на себя чрез крещение более светлою.Он обращается к востоку, взыскуя истинного света, который есть Троица и един от Троицы - Христос, воплотившийся, пришедший от Фемана, т.е., от востока, - взыскуя также и потерянного древле рая, который насаждён был на востоке.
Он принимает от архиерея дуновение ради первого дуновения, которое возобновляется. Троекратное же дуновение принимает во образ Божественного действия животворящей Троицы, Которою был создан и воссозидается.
Запечатлевается крестом, рукой архиерея, ради того, что создали нас руце Божии – Сын и Дух. Крест - знамение Христово и трофей: ибо, совершив им победу, (Христос) сокрушил демонов, и теперь, когда изображается крест, от него бегут демоны.
На челе же, во-первых, запечатлевается крещаемый, чтоб освятиться по уму, убежав от заблуждения. Во-вторых — на устах, чтобы слово освятилось и исповедало истину. И в-третьих - на персях, чтобы он соделался чист сердцем и узрел Бога, и не имел в себе никакого сокровенного (зла), жил и двигался и существовал о Боге. После того архиерей благословляет Бога, потому что праведно благословлять Его за взыскание погибшего и за спасение человеческое. Затем следует возложение руки, для сообщения благодати и воссозидания.
Первая молитва обращена ко Св. Троице: она предает крещаемого единому Богу, и крещаемый освящается ею; она просит Бога, да неотреченно пребудет в нем имя Троицы, и чтобы сподобился он божественного крещения, помазания и священного причастия.
Вторая молитва есть заклинание: она отревает диавола и его демонов от человека, и повелевает отступить от него и не делать ему вреда.
Подобным образом и третья, будучи заклинанием, изгоняет демонов именем Божиим.
Четвёртая же молитва опять обращается к Богу, прося совершенно изгнать лукавого из создания Божия и утвердить его в вере.
Почему тотчас же (архиерей) совершает и пятую молитву, ещё более важную, чрез которую передает крещаемого Богу. В ней снова молясь (за крещаемого), он во второй раз дует на него в другой раз, что составляет важнейшее действие, так как сим знаменуется восстановление жизни и обновление.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 сен 2021, 15:22

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Затем снова запечатлевает его троекратно на челе и устах, и персях, ради ума и слова его, и жизни,равно как и ради того, что Бог наш — Троица, Ум и Слово, и Дух, возоживляющая крещаемого и дарующая ему еже по образу, что он потерял. «И изжени из него, говорит (священнодействующий) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его». Ибо демоны любят вселяться в души некрещёных с намерением совращать и осквернять их, и имеют на то силу, по причине оного (прародительского) преступления. Посему они явно живут в сердцах неосвященных и неверных, и оскверняют их, и побуждают к делам богоненавистным.
По окончании этой молитвы совершается отречение и сочетание таким образом: архиерей обращает крещаемого к западу, потому что оттуда является тьма, в которой пребывает диавол; повелевает ему воздеть руки горе, в знак того, что крещаемый не имеет в себе сокровенным ничего злого и начинает подражать Распятому за нас. Затем крещаемому повелевается от архиерея говорить: «отрицаюся сатаны и всех дел его...», и проч. и крещаемый совершает отречение от лукавого и полное отвержение его. Говорит он это трижды, в свидетельство неизменности отречения от врага и в знак того, что он всею душою бежит от лукавого, а кроме того, и в честь Святой Троицы, Которая всё запечатлевает и совершает.
Спросив опять трижды: «Отреклся ли еси сатаны?» – и получив от крещаемого троекратный утвердительный ответ: «Отрекохся», то есть, я отказался и отвергся от лукавого (ибо отречение от зла должно быть явное и твердое), - архиерей говорит: «Дуни на него» – то есть, вырви его из сердца, и от сердца отвергни, и посрами врага. Крещаемый и это делает трижды в свидетельство решительного отречения от лукавого и во славу единого в Троице Бога нашего, Который низвергнул лукавого.
Потом священнодействующий обращает крещаемого на восток, так как возводит его к свету от тьмы и от лжи к истине. И говорит архиерей: «говори: и сочетаваюся Христу, и верую во единаго Бога Отца, Вседержителя...», и проч. Так как ему должно чисто исповедовать Трисолнечный Свет, чтобы и сердцем воспринять Его сияние; поэтому он торжественно произносит устами все исповедание священного Символа, и делает это трижды подтверждая свое исповедание, а вместе с тем и в честь как мы сказали, Триипостасного Божества.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 сен 2021, 13:58

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:


Исповедует же это открыто (вслух) потому, что возвещает истину, которую должно исповедовать пред Ангелами и человеками, и чрез которую получить спасение: Бога всяческих, разумею - единосущную Троицу, единого истинно сущего Бога, еще же и воплощение ради нас от Девы единого от Троицы - Бога Слова, должно исповедать со дерзновением.
Когда архиерей сделает это трижды и спросит опять троекратно: «Сочетался ли еси Христу», а тот ответит от сердца трижды и скажет: «сочетахся Ему», – архиерей говорит: «и поклонися Ему».
После того как крещаемый, будучи запечатлен крестом от руки священнодействующего, что служит исповеданием и знамением Христовым, поклонится три раза, выражая свое рабство Богу, и истинное послушание, согласно с обещанием, - архиерей обращается к востоку и благословляет Бога, хотящего всем спастися: ибо так должно благодарить Его за все, и особенно за спасение людей.
Потом, держа оглашенного за руку, как бы обретши погибшего, священнодействующий вводит его в храм как бы в самое небо, или рай, знаменуя (этим действием), что приносит крещаемого потерявшему его Владыке; и вступает в храм, выражая радость, какою Он радуется вместе с Ангелами о кающемся грешнике; «радуйся, обрадованная», говорит он в песне: ибо Она, (Матерь Божия) есть начало спасительной радости, дверь спасения, так как чрез Нее устроено наше спасение и (подана) истинная радость миру, - чрез Нее, родившую свято и девственно, для нашего воссоздания, Бога Слово, воплотившегося от Нее.
Далее, изображая собой Симеона, архиерей приводит крещаемого к жертвеннику, выражая, таким образом, что он как бы принес жертву; и повелевает ему три раза поклониться Богу; так как он примирился уже с Богом чрез обращение, как тот блудный сын, а чрез Божественное крещение еще больше и лучше приближается к усыновлению и нетлению – первобытному одеянию Духа.
А чтобы как обращение, так и исповедание было твёрдо, архиерей призывает восприемника и повелевает ему поклонитися трижды пред жертвенником, где обитает Бог, и засвидетельствовать, таким образом, что он дает обет целым соблюсти крещаемого в вере и благочестивой жизни.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 сен 2021, 15:17

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Потом, если крещается младенец, то восприемник, наклонившись, берёт его, лежащего пред святыми вратами, как бы от рук Христа; Если же возрастный, - то берет его от руки (архиерея), также знаменуя, что приемлет его от рук Христа и делается поручителем за него пред Христом. С этого времени он становится для крещаемого отцом по духу; почему, держа его, приносит (или приводит) к священной купели, показывая, что крещаемый приходит добровольно, а не по принуждению.
И все это делается при свидетелях: прежде всего и преимущественно в соприсутствии Самого Бога, потом при иерархе и случившихся (при этом) верных, которые бывают свидетелями совершаемого, также при самом восприемнике, который и приводит крещаемого, особенно при божественных и чистых Ангелах, которые невидимо тогда присутствуют и веселятся о божественном рождении от Духа и спасении крещаемого, записывают его на небе, делаются ближними (его) и другами, со времени очищения божественной баней и запечатления миром.
Посему и необходимо, чтобы все верные присутствовали тогда с возможным благоговением и радостью, в убеждении, что (им) соприсутствуют Ангелы, радующиеся о едином грешнике кающемся; что крещаемый предается тогда святому Ангелу Хранителю, который всегда будет с ним, отгоняя завистливых демонов и всякие наветы коварнейшего врага, - если только крещаемый и верою, и делами сохранит целою благодать крещения, - и соблюдая его для царства небесного,.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 сен 2021, 16:13

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Поелику божественнейшее крещение есть, таким образом, величайшее дело: то прежде Церковь совершала над приходящими крещение чрез архиереев в соборных церквах, в то именно время, когда мы в праздники на Божественной литургии поём: «Елицы во Христа крестистеся», – и в особенности в великую субботу пред божественною литургиею, когда читается многие чтения из божественных Пророков. Это потому, что священнейшее крещение есть и возрождение, и воссоздание, и очищение, и просвещение, и сыноположение, и дар, и освящение, и весьма многое другое, что говорят о нем Отцы; но преимущественно оно изображает смерть Христову и тридневное воскресение, что яснейшим образом и напоминает то время (крещения в великую субботу): ибо от смерти Христовой, и от трёхдневного погребения, и воскресения мы получили и бессмертие, и нетление, и надежду будущего воскресения и обновления, и жизни вечной, начатком которой был Христос, един безгрешный, пострадавший за нас, грешных, неповинный смерти, как не согрешивший ни в чём, но за нас умерший.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 сен 2021, 11:02

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Ибо грех, как говорят Исаия и Павел, (1Кор. 15,56) есть жало смерти, то есть её начало, корень и виновник; а Христос Сам не сотворил греха и, не будучи повинен смерти, умер ради нас и, таким образом, упразднив смерть, воскрес и разрешил наши страсти и осуждение, Бесстрастный, пострадав волею, и сделавшись началовождем нашей жизни, вознесся на небеса.
Облекаясь в Него крещением, мы ожидаем Его с неба, когда Он и нас воскресит и дарует совершенное нетление, которого залоги дарует теперь чрез крещение.
Однако ж не надобно отказывать в крещении и во всякое время, чтобы когда-нибудь не случилось какой задержки и, чтобы кто-либо не скончался непросвещенным, т.е., без крещения, и не произошло от этого величайшего зла, так как некрещёный не спасется. Надобно также, сколько возможно, совершать крещение с торжественностью и благоговением. Иерей должен быть внимателен и трезвен, так как он совершает величайшее дело Божие – воссоздание человечества...
Но перейдём к дальнейшему.
В предшествии архиерея, восприемник приводит крещаемого к священной купели, поручаясь, что он приходит добровольно. Архиерей становится, изображая собой Самого Христа и имея силу Его. Купель наполняется водой, изображая Иордан, и зажигаются свечи, означающие просвещение Духа и то, что крещаемый из тьмы идёт к свету и делается уже сыном света. Архиерей кадит вокруг купели, знаменуя этим благоухание и святыню Духа, омывающего всякое зловоние греховное, ибо это – Дух Святой.
Потом архиерей благословляет и прославляет царство Святой Троицы Единого Бога, Которая едина царствует и явила свою царственную силу теперь, исхитив новопросвещаемого от лукавого. Потом, когда диакон читает мирные молитвы и прошения (ектению), а народ взывает: «Господи, помилуй» (ибо, поистине, здесь даруется великая милость Божия, так как усыновляется прежний враг и беззаконник), - архиерей молится втайне за себя, прося обрести у Бога, очищение и милость, чтобы, очищая других, самому не явиться оскверненным грехами; Также испрашивает себе силу и благодать достойно и, как подобает, послужить таинству. Ибо велико это Таинство: Ангелы предстоят здесь, Христос изображается водами, Дух Святой нисходит, а крещаемый из оскверненного, и грешного, и нечистого, и врага, и тленного делается святым, и чистым, и сыном Божиим, и нетленным.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 сен 2021, 11:15

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

О великая благодать! О дарование Божие! О благодеяние, величайшее для нас, и благодать! Посему-то, когда исполнятся прошения, архиерей, окончив молитву, возглашает: «велий еси, Господи, и чудна дела твоя». И восклицает это три раза, прославляя троичное Божество и величая Благодетеля.
Потом вознося молитву к воплотившемуся ради нас Сыну Божию и исчисляет от века все чудеса Его, наконец воспоминает и воплощение Его от Девы Духом и крещение во Иордане, чрез которое Он воссоздал нас, сокрушив главы змиевы в воде», как говорит Пророк. Потому и умоляет Его прийти и наитием Святого Духа освятить воду; ибо Сын неразделен с Отцом и Духом, и благодать у Них общая.
Трижды крестообразно знаменует рукою воду, живописуя над нею образ Христа, и молит соделать её источником нетления, и проч.
Потом, спустя немного опять троекратно дует на воду и низводит на нее обильнейшую божественную благодать, подражая Христу и свидетельствуя, что было ради крещения в начале, - что «Дух Божий ношашеся вверху воды». (Быт. 1:2). И опять знаменует её рукой, изображая крест, и говорит: «да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы», и прочее также возглашает, чтобы вода соделалась духоносной и святой и чтобы не таилось в ней ничто лукавое, но чтобы она, напротив, была противна ему и способна отгнать его, чтобы она имела силу воссозидать, освящать, и усыновлять (Богу) крещаемых в ней, и делать их чадами света.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2558
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 16

cron
@Mail.ru