Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 окт 2021, 10:48

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

О священнодействии Cвятого мира

После всесвятого крещения следовало бы сказать и о божественном мире, как оно совершается . Но о нем и прежде мы уже довольно говорили, именно:
что Сам Спаситель приял помазание,
что миро предали апостолы,
и приемник их, священный Дионисий, говорит о нем, что оно было и во времена подзаконные, хотя было еще не вполне совершенно, - что им помазывались цари и первосвященники, а теперь мы, все верующие, помазываемся им, ради чего и называемся христианами (ибо оно сообщает (нам) помазание Божественного Духа, именно – самую благодать Его), что и Христос Спаситель наш приял по человечеству все дары (Св. Духа), хотя, будучи Словом Божиим, Он имел их в Себе по природе, а от исполнения Его и мы получаем благодать, как пишет Евангелие. Это – печать Христа и печать дара Духа Святого. Это – то самое, что получили Апостолы чрез возложение рук, и через руки Апостолов приняли (Самаряне), крещеные Филиппом и те, на которых, после крещения, возложил руки Павел и которые получили Святого Духа.
Ибо, вместо возложения рук, от Апостолов предано это тем, которые крещаются во Христа; а возложение рук и призывание благодати предоставлено рукополагаемым в священный сан. Они приемлют прежде, в крещении, и это помазание, и уже имеют его, как помазание Христово, как печать и дар Духа; но чрез возложение архиерейских рук принимают и рукоположение, соответственно сошествию Духа в виде огненных языков. Ибо говорит (Писание): «седе на едином коемждо их. и исполнишася вси Духа Свята». (Деян. 2:3–4).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение v_sem » 10 окт 2021, 12:39

1Станца, 3Шлоки «ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА НЕ БЫЛО, ИБО НЕ БЫЛО АХ-ХИ, ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ ЕГО». Дальше читаем «Разум есть наименование, данное Совокупности Сознания, сгруппированных под определительными – Мысль, Воля и Чувства.» (Е.П.Блаватская 1 т. Т.Д.) Таким образом в первые мгновения возникновения Вселенной первым проявляется Вселенский Дух, который затем через ряд эманаций порождает материю, в том числе АХ-ХИ (Небесные Существа) . Разумом же, обладают все материальные объекты в объеме им необходимом. Что можно подтвердить цитатой: "Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем - Богом" (Е.П.Блаватская "Т.Д." том 1 ) из которой можно понять, что обладание разумом начинается с атома . . "Творение всегда означает половину целого, отпавшую от единства и распознаваемую через сравнение. Поэтому невозможно найти и распознать Бога-творца в мире сотворенного просто потому, что у Бога нет дополняющей половины, с которой его можно сравнить. А раз нельзя сравнить, то нельзя и узнать Его. Ты можешь только быть Богом! Есть только одна вечная сущность, только один Бог, и во всем живом есть только одна эта сущность, один единственный Бог. Бог -- нераздельное единство, он присутствует везде и наполняет собою вселенную. Вся вселенная живет, потому что Бог осуществляет ее своей вечной сущностью. Бог подобен древу жизни, дающему свою сущность сотворенному, познаваемому миру, который отделился от своей дополняющей половины, иными словами Бог дает жизнь древу познания добра и зла. Это древо познания -- наш сотворенный мир -- жив только потому, что древо жизни -- Бог -- по капле вливает свою собственную жизнь в его вены -- живет в нем! " ("Посвящение")
Аватара пользователя
v_sem
участник форума
 
Сообщения: 3232
Зарегистрирован: 17 май 2011, 00:30
Откуда: Калининградская обл.

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 окт 2021, 07:02

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

39. Приготовление и варение божественного мира:

Всесвятое миро освящается таким образом: святейший патриарх, в сопровождении клира (так как он есть источник священства и те, которые находятся при нём, от него получили и получают благодать священства), идет к месту, определённому для варения мира, и, возложив на себя священную епитрахиль, которая знаменует даруемую свыше благодать Духа, и священный омофор, образующий воплощение Христово, благословляет в Троице Бога. И таким образом, начинается молитва чтением: Царю Небесный, Трисвятого, Пресвятая Троица и Отче наш. Ибо необходимо, чтобы в божественных действиях Духа молитва служила началом и чтобы Дух Святой призываем был прежде всего: так как мы молимся, по слову Павла, точию о Дусе Святе.
Когда патриарх скажет: «яко Твое есть царство», - читается тропарь: «благословен еси, Христе Боже», и с ним - некоторые другие. Во время чтения их патриарх вливает масла в сосуд, в котором варится миро, и благословляет рукой в знак того, что с этого времени начинается священнодействие и что он служит (вещам) божественным.
Священнослужители приносят и остальное масло. При этом патриарх опять первый возгнетает огонь, как служитель таинства Духа, делает отпуст и уходит. Масло же то для мира варится кем-либо благоговейным, знающим дело, и с величайшим вниманием. Варится оно особенно в великую и святую среду, когда блудница та (евангельская) помазала Господа многоценным миром, о чем тогда и Евангелие читается.
Таким-то образом варится масло, знаменующее безмерное милосердие Божие. Тогда же истираются различные виды благовонных трав и приготовляются. Когда варение масла приходит к концу, - патриарх опять приходит, и благовонные вещества, по благословению его кладутся в варимое масло. Они-то и знаменуют различные дары Святого Духа. Так приготовляется и варится миро. Патриарх делает отпуст и уходит, а миро остывает. Оно уже свято, по причине молитв и благословения патриарха. Но ещё не освящено священнодействием.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 окт 2021, 13:27

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

40. О священнодействии святого мира:

На следующий день, т. е. во святой и великий четверток, вливается это миро в особенный сосуд, называемый алавастром, во образ мира, излитого на главу Исуса блудницей или сестрой Лазаря, Мариею.
Покрыв священным покровом, ставят его в сосудохранительницу во время совершения проскомидии. По начатии божественной литургии, когда совершается великий вход, впереди идет смотрящий за благочинием, потом чтецы со свечами, знаменующие божественный свет Духа, затем – первый из священников, держа в руках алавастр мира и изображая самую благодать Духа. Ибо потому и держит его именно первый (из священников), как совершеннейший (других):
впереди же его, по сторонам и сзади шесть диаконов держат двенадцать крыльев, как говорит великий Дионисий, то есть рипиды. Они знаменуют божественные ангельские силы и (естество) их разумное и бесплотное: так как с крыльями видены были Пророками и Серафимы, и Херувимы. И как те закрываются, приемля благодать, так и мы должны делать, что и изображаем упомянутыми крыльями. И как в скинии над кивотом, заключавшим в себе сень (грядущих благ), были изваяны и иссечены херувимы, покрывавшие его своими крыльями, в знамение чести, ради того, что он имел в себе слова Божии на каменных досках: так и над миром, над святыми (дарами) и священною трапезою подъемлются эти (рипиды), как над (предметами), заключающими в себе нечто высшее, или лучше, - вместо тени, истину.
Ибо там все было образом: опресноки – вместо сего Хлеба животного; кровь и приношение бессловесных жертв – вместо крови Бога Слова, елей помазания — вместо дара Святого Духа. А здесь – истинный хлеб жизни, самое Тело и Кровь Христова, непрестанно за нас изливаемая, и помазание дара животворящего Духа.
За двенадцатью крыльями, то есть рипидами, идут прочие диаконы попарно, как есть обычай, предшествуя святыне; Остальные чины следуют за входом.
Двенадцать же употребляются крыльев частью и по числу двенадцати учеников, которых благодать Духа освятила в начале, - частью и по образу двух Херувимов, бывших в скинии и имевших двенадцать крыльев, как сказано: «шесть крил единому, и шесть крил другому». То же написано и о Серафимах, хотя некоторые пишут Херувимов с четырьмя крылами, а Серафимов с шестью, говоря, что эти (последние) принадлежат к высшему чину, чем Херувимы. Церковь, будучи выше закона, изображает их шестикрылыми и имеет двенадцать рипид вместо двух Серафимов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 окт 2021, 13:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

40. О священнодействии святого мира:

Итак, когда чтецы выйдут, – диаконы, держащие крылья, стоят по обеим сторонам пресвитера, держащего миро, воздавая ему честь и как бы приосеняя его. Когда же он достигнет святых врат, - патриарх сходит со священного подножия (у престола), берет миро из рук пресвитера и возлагает на священной трапезе, воздавая большее чествование миру, даже чем дарам, в это время неосвященным еще, - или, может быть, потому, что миро более освящено молитвами: ибо, хотя и дары освящены и предложены Богу, но ещё несовершены и суть дары вместообразные; а миро, хотя также ещё не освящено, но уже дважды прияло молитвы от архиерея и было благословлено им. Или, - потому, что оно, как мне кажется, скорее, бывает нужно, так как миро принимается прежде причащения; мы прежде помазываемся миром, а потом причащаемся Таин, и престол прежде освящается миром, а потом совершается на нем священнодействие (литургии). Ибо прежде нам надобно освятиться, и тогда уже принять Святого.
Итак, возложив миро на божественную трапезу, с левой стороны дискоса, патриарх совершает литургию и по освящении святых (даров), сказав: «И да будут милости великого Бога», прежде, чем диакон скажет: «Вся святыя помянувше» – восходит на подножие святой трапезы и, открыв миро, знаменует его трижды.
Таким образом, миро делается уже освященным; и надобно, чтобы (при этом) оно не было покрыто, но чтобы прямо и непосредственно прияло освящение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 окт 2021, 07:40

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

41. Изъяснение молитвы о мире:

Знаменав (миро), архиерей нисходит, преклоняет голову и читает первую молитву «Господи милосердия и Отче светов».
Видишь ли , что елей есть символ милости Божией? А всё другое, что входит в состав мира, служит образом божественных даров. Но вот оно и действительно приемлет самую благодать Духа: ибо архиерей воспоминает (Того), от Кого нисходит «всяко даяние благо и всяк дар совершен»; (говорит Ему): «Ты даровал сие миро и в законе, и Пророкам, и Апостолам Твоим. Ниспослал на него Духа Твоего Святого и сотвори его помазанием царственным, даром духовным, освятительным для душ и телес».
Вот (поистине) освящаемое миро: оно подает освящение Духа; (вот) елей радования, который весьма выразительно называется елеем, как дар милости Божией, предпосланный ещё в законе. Вот чего прообразом было миро подзаконное и что в полном свете явилось в завете новом.
Видишь ли, сколь явственнейшее подается миро во благодати, когда обильно преподается нам дар Святого Духа? В законе помазуемы были священники и первосвященники, пророки и цари. И они подлинно воспринимали начаток Духа, как Моисей и семьдесят (мужей), которые прияли от Духа, бывшего на нем; как Аарон и Самуил, и Давид, (принявший Духа) чрез помазание после того, как Саул, приняв помазание, согрешил, - и другие, следовавшие за ними. «Им же, – говорит (архиерей), помазал Ты и самих Апостолов Твоих».
Видишь ли, что сошествие Духа на них было для них святым помазанием? - «И всех, которые до дня сего возрождены были банею пакибытия от преемственно следовавших друг за другом епископов и пресвитеров». Вот, не первосвященники только, священники, пророки и цари прияли божественное миро, но и все, крестившиеся во Христа и соделавшиеся «помазанными Господними». Потому все верные (если только хранят себя во святыне) обладают ради сего помазания силою и пророчества, и совершения исцелений, и изобилуют многими другими дарованиями Божественного Духа.
«Ей, Господи Боже Вседержителю, освяти е наитием покланяемого и Святого Твоего Духа». Опять молится о наитии Всесвятого Духа: ибо все бывает в нас от Отца Словом во Святом Духе. И как «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6), – ибо они совершены были тем же Духом: так точно бывает и в отношении ко всякому дару, который подаётся от Отца Словом во Святом Духе, особенно после домостроительства (спасения) нашего, (совершенного) Богом Словом. Отец являет Свое благоволение, Сын действует Своею силою, а Дух Святой совершает.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 окт 2021, 11:48

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

41. Изъяснение молитвы о мире:

«Одежду нетления, и печать священносовершительную, напечатлевающую, на приемлющих божественную баню Твою, святое имя Твое и единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа». «Одежду нетления» – так как Дух животворящ и дарует бессмертие. Печать священносовершительную – так как Он дарует нам благодать и имя Святой Троицы, поскольку мы священносовершаемся в Троице.
«Да будут они ведомы пред Тобою», то есть, знаемы Тебе, Богу. О, дар божественного мира! О величайшая благодать! О какого дара лишается тот, кто не получает этого дарования!
«Присными, говорит, и сожителями, рабами Твоими и чадами»: ради мира благочестивые делаются присными и истинными рабами Богу. Подлинно, величайший дар!
Но «и освященными, говорит, душою и телом». Вот – делает их святыми и безгрешными. Ибо присовокупляет: «свободными от всякой злобы и очищенными от всякого греха облечением в одежду нетления», - чем внушается, что миро (преподается тотчас) после бани (пакибытия, т. е. крещения).
Обрати внимание и на другой величайший дар. «Да по сему говорит, святому знамению Твоему, познаваемы будут от святых Ангелов, Архангелов и всех пренебесных Сил»: этим выражается, что чрез миро мы делаемся подобными Ангелам и чрез него мы ведомы им. Таким образом, (выходит, что) непомазанные миром неведомы (как свои) ни Богу, ни Ангелам; они, как незапечатленные, и неназнаменованы для Христа.
Примет и ещё великий дар. «И страшными, говорит, для всех лукавых и нечистых демонов»: (откуда явствует), что назнаменованные божественным миром для демонов страшны. О величайшая благодать Божия!
Смотри далее, как мы, верные, делаемся через божественное миро чем-то новым. «Да будут Тебе, говорит, род избранный, царское священство, народ святой, – те, кои запечатлены сим пречистым миром Твоим». Таким образом, чрез сие мы приемлем на себя печать Святой Троицы; а тот, кто не помазан сим божественным миром, не имеет сей печати.
Но какой ещё величайший дар даёт (нам эта) молитва, (которую я изложил всю, чтобы мы узнали дары, (подаваемые) чрез миро)? «И имели, говорит, Христа Твоего в сердцах своих, (освящаясь) в жилище Тебе, Богу и Отцу, во Святом Духе». Вот чрез него и Христос – в сердцах наших, и мы соделаемся жилищем и храмом Бога Отца, и Сына Его Исуса Христа, и Святого Духа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 окт 2021, 06:54

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

41. Изъяснение молитвы о мире:

Таким образом, миром сим довершается крещение, и мы делаемся через него храмами Троицы. Поэтому оно преподается после крещения и низводит на нас Духа, что явил над Собою и Спаситель, когда крестился в Иордане. Чрез сие же миро мы делаемся духовными и облагодатствованными, и запечатленными печатью Божественной Троицы: так как мы освящаемся, очищаемся и возрождаемся в святой воде Ее именем; а чрез миро приемлем печать Ее и дары. И как некрещёный остаётся нечистым и не возрождается в жизнь вечную, так не помазанный после крещения не имеет печати и знамения Св. Троицы, не приемлет и благодати Духа. Ибо Божественные Таинства взаимно связуются друг с другом и, как нераздельная Троица, так (нераздельны) и дары Ее. Итак, совершив эту молитву, патриарх возглашает в заключение: «Яко свят еси, Боже наш, и во Святых почиваеши», – принося благодарение, соответствующее таинству, так как миро есть (миро) освятительное и предназначается к сообщению освящения и даяния даров Всесвятого Духа.
Потом говорит: «мир всем»; и это прилично, потому что Дух есть истинный и щедродательный податель мира.
Когда диакон скажет: «Главы наша Господеви приклоним», – (патриарх) преклоняет главу (ибо надобно повергаться пред столь великими дарами и благодарить Бога) и присовокупляет другую молитву: «Тебе, Богу всяческих и Царю, выю сердца с благодарением преклонили мы». Это надобно делать благодарным рабам – для чего? - «Да сподобишь нас, недостойных, быть служителями сих божественных Твоих тайн». Поистине, дар величайший, что земных и тленных явил Он служителями небесных (тайн).
«И возвещать милость Твою, которую на нас обильно излиял Ты». Вот и опять научает, для чего освящается елей, именно – во образ божественной милости. «Излиять ради Духа», - Которого чрез Иоиля обетовал излиять «на всяку плоть».
«Молимся, говорит, (да сподобимся) приять от Тебя освящение, как миро, сходящее на главу». Вот и главнейшая сила мира: - Освящение.
«Поелику Миро излиянное – имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, которым облагоухается весь мир, как видимый, так и невидимый», – говорит архиерей, от Песни Песней принося молитвенное пение небесному, прекрасному и благоуханнейшему Жениху душ.
Потом, воздвигнув главу, возглашает: «Яко подобает Тебе всякое поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки», то есть, Ты един поклоняем и никто другой. Ты всех освящаешь, и от всех Тебе подобает поклонение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 окт 2021, 16:35

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

42. Миро принимают все верные, а рукоположение – одни из всех архиереи и священники:

Когда это сделано и произнесено, миро является уже освященным на священной трапезе, и всякий крещаемый помазывается им и, знаменуясь, освящается. И самые святые престолы вместе с храмами, будучи помазаны им, освящаются и исполняются славы Божией и освящения. И цари, помазуясь вторично, делаются помазанниками Господними и являются вождями благочестивых. А архиереи и священники – одни только посвящаются чрез рукоположение. Его не получает ни царь, ни инок. Это - особливая благодать и (дело) вседеятельной силы, воссозидающей и освящающей все. Однако ж, если вникнешь в дело, найдешь, что и в мире совершаются рукоположения.
Клирик:
То, что сказал ты владыка, усвоили мы тщательно и преисполнены веселья. И благодарение Богу, творящему сие ради нас!
Объясни же нам и прочее и прежде всего, проясни то, что сказал ты теперь, - каким образом бывают в мире и рукоположения?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 ноя 2021, 13:35

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

43. Таинства преподаются одно через другое и одно через другое совершаются:

Чтобы в нас всегда пребывало преемство благодати от Христа, ни миро не совершается без мира, ни рукоположение без мира. Почему и священство совершается не без мира. Это узнаешь ты вот из чего.
Миро поставляется наперед и освящается на престоле, и без престола оно не может быть освящено; престол же предпомазуется миром и им освящается; следовательно, миро освящается не без мира. И опять: миро освящается архиереем и без архиерея невозможно (освятить его); архиерей же помазан при крещении миром и имеет рукоположение благодатью Духа; таким образом, дары подаются как бы друг чрез друга, так как чрез них совершаются дарования от единого и того же в Троице Бога.
И рукоположения, сказали мы, совершаются не без мира; ибо они совершаются при престоле, престол же помазан миром, и без престола никто из православных не рукополагается; таким образом, в мире (имеет нужду) и рукоположение священническое, заключающее в себе и рукоположение, и призывание Духа.
Латиняне вводят нечто новое, при рукоположениях помазуясь, по (ветхому) закону, миром и рукополагаясь не у престола. Миро же освящается только епископом, как написано это и в чинопоследовании мира; потому что епископ, собственно, имеет силу «просвещения» душ и во всей полноте благодать Духа, почему и обладает в обилии благодатью сообщения божественных светов, то есть, даром дарований, по подражанию Богу, Отцу светов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

cron
@Mail.ru