vnifantiy » 05 дек 2021, 14:14
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.
51. Какое имеет значение принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями, и священниками, и клириками, пред облачением их в священные одежды, и делаемый ими поклон:
Священник, поклонившись наперед архиерею в знак подчинения и приняв благословение, совершает на жертвеннике проскомидию. Это потому так, что надобно, чтобы молитва предшествовала действиям божественным и чтобы испрошено было на них позволение. Потому-то иерей, взяв прежде всего благословение и поцеловав руку иерарха, идёт священнодействовать, как и прежде него (делают) это диаконы перед тем, когда надобно (иерарху) облачаться в священнослужебные одежды.
Сим свидетельствуют, они, и священники, и архиереи, все, обязанные делать это, что рукой сего первого архиерея они были рукоположены и соделались архиереями, и священниками и клириками, – что они причастники благословения и хранят смирение и порядок, и что приступают к Богу с благословения и позволения, и каждый идет совершить дело служения с покорностью и миром.
Итак, после позволения и благословения, отходит второй из священников, потому что он совершает предначинательное священнодействие и занимает второе, после первого, место, или, - лучше сказать - изображает собой прообразовательные гадания, дела и речи Пророков, так как говорит в «предложении» о заклании и смерти Христовой словами Исаии и прочих (Пророков), и во время приготовления даров символически (изображает) все (дела и слова) Крестителя пред пришествием Господним: ибо Креститель, когда крестил Христа, учил и проповедовал о Нём, и служил Ему; и здесь служит второй из священников. Итак, он отходит и с прочими священниками облачается в священные одежды. Поклонившись три раза пред престолом и сам также помолившись о том, о чём молился архиерей, и целовав священную трапезу, в знамение любви к Богу и единения с Ним, и того, что от престола приял освящение, он так же, как и архиерей, благословляет и целует каждую из священных одежд: облачаясь, таким образом, он выражает, что одежды освящены и освящаются крестом Христовым, и, когда надеваются, опять преподают освящение.
Надевает же он пять одежд, как и сам возведённый к совершенству и имеющий благодать священносовершения. Ибо пять совершенных телесных чувств и пять сил душевных, которые и освящает священник, крестя и освящая человека. Вот именно, что надевает он: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь. Эти (одежды бывают) белые, в знамение чистоты и сияния благодати. Часто же (бывают) и темно-красными, во время постов, в знамение печали нашей о грехе и ради Закланного за нас, чтобы мы, воспоминая страдание Его, которое и приготовляемся праздновать, подражали Ему.
Некоторые же из старейших пресвитеров и носящие крест, и некоторые из архимандритов имеют и епигонатий (палицу); это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме (собственно) архиерея, не может носить крестов на фелони и на главе, и (возлагать) епигонатий.
Этим, однако ж, лицам, ради рукоположения их прежде других, даётся (право) носить крест и возлагать на себя в священнодействии епигонатий (палицу): поелику, вместе со священством, одни получают назначение (в должность) судии или какого другого важнейшего церковного служения, другие поставляются пастырями душ (духовниками) и экономами, - почему и носят некоторые отличия первого Пастыря, Которому обязаны и подражать.
(продолжение далее).