vnifantiy » 23 янв 2022, 15:53
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
95. О священном совершении божественных антиминсов и о том, для чего антиминсы делаются по преимуществу из льна:
Совершаемое над ними священнодействие во всём сходно с показанным (священнодействием освящения храмов), и об них надобно сказать то же, (что и о храмах), с тем только различием, что антиминсы не утверждаются на одном месте и не соединены нераздельно с храмом: потому что для них как бы весь мир служит храмом; также, - что они делаются не из камней, но из тканей, и в особенности из льна: потому что на них совершается воспоминание (Христова) страдания, и они суть как бы погребальные покровы, взятые от земли, а лён — из земли, как и гроб Спасителя находился в земле.
Итак, будучи положены на священной трапезе, они вместе с нею восприемлют все молитвы, а архиерей воспоминает их во время чтения молитв, и об них также молится, чтобы они освящены были наитием Божественного Духа; также измывает их и орошает (благовонным вином и розовой водою) и помазывает миром, делая на каждом, как и на трапезе, миром три креста с песнью: «аллилуйя».Потом, так же как и на трапезе, полагает четыре частички какой-либо ткани, во образ четырёх Евангелистов, которых написаны тут же и имена, и соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равные с ним плата: один - как бы срачицу, подобную срачице на трапезе, во образ плащаницы, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другую – как бы трапезофор, в честь престола Божия, ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие.
Среди его полагается илитон, во образ убруса.
Знаменательные псалмы при освящении антиминсов поются те же, что и при освящении божественной трапезы: ибо иногда и без храмоосвящения, когда есть нужда в антиминсах, совершается освящение их на освящённой уже священной трапезе, по снятии с нее одежд и распростертии антиминсов, что лучше совершать самому же архиерею, но что по нужде, может быть совершаемо, с позволения его, и благочестивым священником, опытным в вещах божественных, который, во время освящения антиминсов, так же, как и архиерей, поверх священных одежд надевает срачицу.
Наконец, в маленьком льняном мешочке, вместо сосуда, влагаются и вшиваются в антиминсы, с восточного их края, частицы святых мощей, помазанные миром, а затем на них совершается без исключения все, что и на утвержденой на одном месте божественной трапезе, потому что и каждый из них есть священная трапеза, и они исполнены славы Божией.
И они не должны находиться во всяком простом доме; и не должны также и касаться их миряне: потому что в этом нет ни пользы, ни нужды; они назначаются для священнодействия, а без священника священнодействия не бывает. Пусть же хранят их священники, получающих их, в случае нужды, от архиерея: потому что и священникам нельзя служить на них без дозволения архиерея.
Итак, по мере наших сил, мы рассмотрели, каким образом святой храм и созидается, и освящается. Но не осталось ли рассмотреть и ещё чего-либо?
Клирик:
Сколько можно было, отец, научиться нам, мы научились и узнали; а если есть ещё что, то просим сказать нам и об этом.
(продолжение далее).