Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 янв 2022, 14:04

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

89. Во всяком божественном храме необходимо совершать обновление:

По этому образцу необходимо совершать обновление и каждый год во всяком храме. Обновление надобно совершать в благодарность Богу, и для обновления благодати в божественном храме, для большего сообщения нам и сохранения святыни; так установлено древним обычаем, как Евангелие свидетельствует о древнем храме.
Об этом пишется во многих местах; об этом говорит и Богослов. На это указывают и все праздники; предано совершать воспоминание (установления) всех таинств, и Сам Христос Бог наш так сказал о таинстве причащения: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19; 1Кор. 11:24–25).
Почему, согласно со словами Спасителя, мы всегда и совершаем воспоминание (этого таинства), особенно же в великий четверток, когда Он предал его; Потому что и дело священнодействия важнее всякого другого дела.
Тогда же совершаем и омовение, а во время Богоявлений – крещение, в воспоминание божественного крещения и для обновления нашей благодати.
Воспеваем также и изображаем и всё прочее, как-то: рождение по плоти, распятие, воскресение, вознесение и самое рукоположение, которое есть сошествие Духа в Пятидесятницу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 янв 2022, 13:29

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

90. Каждому из надобно праздновать время своего рукоположения, или, по крайней мере, священнодействовать в тот день:

Каждому из освященных надобно праздновать то время, в которое он рукоположен и освящен Духом, и отличать от других, и чтить тот день, в который он сподобился великих и непостижимых даров, или, по крайней мере, помнить его и священнодействовать в этот день, благодаря Господа и прося, чтобы благодать Божия пребывала в нём.
И каждый храм в день освящения должен совершать обновление. Его совершали прежде и подзаконные в день сооружения скинии и создания храма; но гораздо с большей торжественностью совершала Церковь Христова: потому что она имеет и пример в священном храме того всесвятого и живого Храма (разумею Тело Господне), Который создала Себе истинная и живая Премудрость Божия, воплотившийся Бог Слово, и память о Котором, как совершается на жертвеннике так изображается прочим. Наш священный храм столько отличен от подзаконного, гадательно прообразовавшего воплощение Христово, сколько истина от образа и сколько Моисей, раб, как называет его Павел, – от Христа, всеустрояющего Господа.
И удивительно мне, почему это дело оставлено. Только после исследований я узнал что так началось после того, как Константинополь был порабощен латинами, и служившие при Константинопольской Церкви разбежались и поселились в других местах. Когда спустя долгое время, в продолжении которого обновление не было совершаемо они возвратились, - оно вовсе было оставлено: потому что установился обычай не совершать; от этой же Церкви, как от матери, обычай перешел и к другим.
А что необходимо совершать его и так предано из начала, об этом свидетельствует опять церковь священного и живоносного гроба Христова, празднующий обновление храма. И пусть никто не находит предлога в том, что для кафолических христиан достаточно этого праздника: потому что это - обновление одного храма, и все суть равно божественные храмы, и гробы, и обители Христовы. Потому-то (обновление) и совершалось (прежде) во всех храмах, - как читаем об этом в Синаксарях.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 янв 2022, 14:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

91. Обновление доселе совершается в Церкви Солунской:

И священная Церковь Солунская, по древнему преданию, до настоящего дня всегда совершала его в соборных церквах. Последование его совершается утром и вечером.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 янв 2022, 15:37

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

92. О чине обновления:

Утром, когда соберутся клирики, сам архиерей или священник совершает обновление. Начав молебен, с возжженными свечами отправляются в первый храм, где, при освящении празднующего обновление храма, лежали прежде святые останки. Там между тем, священник совершает литургию, пока молебствующие поют хвалебные песни, воспевая самогласны от нового храма до старого.
Потом в старом храме читаются положенные на литургии антифоны, до первого входа, называемого малым; этим показывается, что новый храм отсюда по преемству получил освящение.
Тогда служащий здесь священник совершает вход в алтарь и продолжает литургию. А молебствующие, после молитвы входа, выходят из храма и тотчас отправляются в новый храм, неся светильники и воспевая самогласны, как при освящении.
Приблизившись к храму, громким голосом поют: «слава Тебе, Христе Боже»; а когда войдут в притвор, - красные врата затворяются и певчие вне храма мелодически поют: «возмите врата»; между тем, остальные певчие внутри храма поют: «кто есть сей», – подражая Ангелам при вознесении Христовом. И это повторяется трижды; потом находящиеся вне храма поют: «Господь сил», как бы научая находящихся внутри храма об Исусе Христе, Царе славы, что Он есть Господь самых Сил.
Тогда архиерей, или священник, преклонив колена на постланном ковре, и возглавии, читает молитву обновления, вставши же, присоединяет непосредственно входную молитву и, знаменовав двери, отворяет их и входит вместе с находящимися с ним. Причем, во время вхождения и вступления в алтарь поют: как благолепие вышней тверди, воспевая Церковь, как другое небо.
Церковь между тем, бывает вся освещена лампадами и светильниками, если есть средства, не то — по возможности, и наполнена фимиамом.
Далее совершается по порядку божественное тайнодействие. Вместо Херувимской поется: «да молчит», – как при освящении. Вместо другого причастна поется: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего». Апостол и Евангелие читаются обновления; – их ты найдешь в старых Евангелиях под двадцать вторым или двадцать третьим числом декабря.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 янв 2022, 16:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

93. Обновление и в Константинополе прежде совершалось:

Так как прежде в великой константинопольской Церкви совершалось обновление, то следовало бы быть ему и теперь, и совершать его предпочтительно пред всяким другим праздником: потому что от этого божественного храма, как от источника реки, почти по всей земле истекают иерархи Христовы, и орошают, прохлаждают прочие Церкви, равно как и души верных.
И потому, как ту первую, так и прочие (церкви) надобно обновлять благодатью. Ибо при этом бывает и пришествие Духа; и благодать более обновляется в нас чрез священные прошения и молитвы; и мы получаем силу к сохранению в себе благодати.
Но довольно об этом сказано. - Во время освящения иерарх, после того как преклонит колена и помолится перед дверьми, после молитвы встает, знаменуя воскресение Спасителя, как показано было, когда мы говорили об обновлении, и присоединяет молитву входа.
Потом, взяв снова на главу священные останки Мучеников, знаменует врата и, отворив их, совершает вход, между тем как храм бывает наполнен светом и фимиамом, знаменующими небесное просвещение и благоухание благодати, преподаваемой всем, находящимся там, и — то, что преисполнен ее дом Господень, как Иезекииль видел это и сказал: «и видех, и се, исполнь славы дом Господень» (Иез. 44:4).
Фимиам при этом служит также и вместо облака, которым наполнилась освящаемая скиния свидения и Соломонов храм, по внесении ковчега: потому что облако знаменует Святого Духа.
Архиерей совершает вход вместе с соприсущими ему священными лицами, когда совершивший проскомидию священник, окончив три антифонные молитвы, выйдет из алтаря с диаконом или один, держа Евангелие, и, прочитав входную молитву, ожидает вступления архиерея.
Ибо сам архиерей читает антифонные молитвы в храме, где прежде находились мощи. Начав там священную литургию, чтобы показать чрез это, что святыня из прежних храмов передаётся последующим, - в новом храме, вставши после молитвы обновления, присоединяет входную молитву.
Посему и теперь совершая вход вместе со всеми, то есть с архиереями, священниками, клиром и последующим христолюбивым народом, а также со священником, совершившим проскомидию, и не прерывая следующего своим порядком божественного совершения священной литургии, он показывает единение старого храма с новым: потому что что совершение это бывает одно и то же, хотя бы проиходило в разных местах.
Вошедши таким образом, в алтарь, полагает мощи поверх священной трапезы как достойные божественного престола и удостоившиеся от Господа подобо-Божеской почести, потому что (Мученики) пострадали за Него.
Потом, взяв кадильницу, кадит по обычаю кругом трапезу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 янв 2022, 16:34

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

94. Для чего на мощи возливается миро, и они полагаются под жертвенник:

Затем положив мощи в приготовленный заранее серебряном, или медном, или каменном ковчеге, и возлив на них божественное миро, потому, что Мученики соединены со Христом – истинным миром и исполнены благовония благодати, также в знаменование погребения Христова и Мучеников (ибо они полагаются, как погребаемые, под гроб Христов – священную трапезу, и - потому что Спаситель пред страданием и погребением помазан был миром жены, - архиерей закрывает и отвсюду заключает ковчег, дабы не изъята была какая-нибудь часть из находящихся в нем останков. Потом полагает эти мощи под трапезу, как основание: потому что они и в самом деле суть основание, и без них нельзя священнодействовать. Под трапезой же они полагаются против кивория, между двумя обращенными к восточной стороне столбами: потому что Мученики суть столпы веры, утвердившие Церковь исповеданием и кровью и подражавшие поревновавшие невечернему востоку – Христу.
Затем, сотворив священную молитву, возблагодарив за положения Мучеников, и сказав, что это для них дар, ниспосланный свыше, (архиерей) молится, чтобы останки их расеяны были по всей земле в созидание Церкви и врачество, и освящение верных, и чтобы в настоящем храме Господь совершал через них обычные чудотворения, к душевной и телесной пользе благочестивых.
Вслед за тем, он присоединяет и две другие молитвы о том, чтобы мы имели часть с ними во Христе и чтобы, сохраняемые, врачуемые и освящаемые ими, получили спасение здесь и в будущем: ибо конец всякого божественного дела – наше спасение.
По окончании этих молитв, архиерей дает время (продолжения службы).
Потом поётся Трисвятое, и продолжается совершение божественного священнодействия; оно совершается ежедневно до семи дней ради благодати Духа, во славу Самого Обитателя храма и для его утверждения.
Таково священнодействие обновления священнейшего храма и его освящения. Тут же освящаются, по некоторому древнему преданию, и антиминсы, имеющие силу священной трапезы и переносимые с места на место, по подобию древней скинии, но имеющие большую, сравнительно с нею, силу: потому что на них священнодействуется живой Хлеб Небесный.
По усмотрению архиерея они случае даются по нужде туда, где нет храма, а также — верным людям, отправляющимся в путешествие, или самим царям, чтобы можно было совершать на них великую жертву и таинство.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 янв 2022, 15:53

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

95. О священном совершении божественных антиминсов и о том, для чего антиминсы делаются по преимуществу из льна:

Совершаемое над ними священнодействие во всём сходно с показанным (священнодействием освящения храмов), и об них надобно сказать то же, (что и о храмах), с тем только различием, что антиминсы не утверждаются на одном месте и не соединены нераздельно с храмом: потому что для них как бы весь мир служит храмом; также, - что они делаются не из камней, но из тканей, и в особенности из льна: потому что на них совершается воспоминание (Христова) страдания, и они суть как бы погребальные покровы, взятые от земли, а лён — из земли, как и гроб Спасителя находился в земле.
Итак, будучи положены на священной трапезе, они вместе с нею восприемлют все молитвы, а архиерей воспоминает их во время чтения молитв, и об них также молится, чтобы они освящены были наитием Божественного Духа; также измывает их и орошает (благовонным вином и розовой водою) и помазывает миром, делая на каждом, как и на трапезе, миром три креста с песнью: «аллилуйя».Потом, так же как и на трапезе, полагает четыре частички какой-либо ткани, во образ четырёх Евангелистов, которых написаны тут же и имена, и соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равные с ним плата: один - как бы срачицу, подобную срачице на трапезе, во образ плащаницы, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другую – как бы трапезофор, в честь престола Божия, ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие.
Среди его полагается илитон, во образ убруса.
Знаменательные псалмы при освящении антиминсов поются те же, что и при освящении божественной трапезы: ибо иногда и без храмоосвящения, когда есть нужда в антиминсах, совершается освящение их на освящённой уже священной трапезе, по снятии с нее одежд и распростертии антиминсов, что лучше совершать самому же архиерею, но что по нужде, может быть совершаемо, с позволения его, и благочестивым священником, опытным в вещах божественных, который, во время освящения антиминсов, так же, как и архиерей, поверх священных одежд надевает срачицу.
Наконец, в маленьком льняном мешочке, вместо сосуда, влагаются и вшиваются в антиминсы, с восточного их края, частицы святых мощей, помазанные миром, а затем на них совершается без исключения все, что и на утвержденой на одном месте божественной трапезе, потому что и каждый из них есть священная трапеза, и они исполнены славы Божией.
И они не должны находиться во всяком простом доме; и не должны также и касаться их миряне: потому что в этом нет ни пользы, ни нужды; они назначаются для священнодействия, а без священника священнодействия не бывает. Пусть же хранят их священники, получающих их, в случае нужды, от архиерея: потому что и священникам нельзя служить на них без дозволения архиерея.
Итак, по мере наших сил, мы рассмотрели, каким образом святой храм и созидается, и освящается. Но не осталось ли рассмотреть и ещё чего-либо?
Клирик:
Сколько можно было, отец, научиться нам, мы научились и узнали; а если есть ещё что, то просим сказать нам и об этом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 23 янв 2022, 20:08

Из книги К. Устинова "Даждь нам днесь":
178. Звенигород не откроется грешнику. Он так и будет существовать между небом и землей, лишь иногда появляясь пред избранными людьми. То, что серебряный туман скрывает его существование, знали еще староверы, переселившиеся из северных областей России на Алтай во времена никоновских гонений.
Никонианство разрушило связь христианства с ведизмом, к созданию которой приложил гигантские усилия Преподобный Сергий, будучи последним хранителем школы Боголесья и Книги Стовеста, которая и была полной версией Велесовой Книги, ставшей основой буддийского Ганджура и древних китайских книг по тайному знанию, астрологии, медицине, управлению государством, математике и химии, по техническим дисциплинам, педагогике, языкознанию и по многим, многим другим научным дисциплинам.
Василий
участник форума
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 янв 2022, 13:28

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

96. Что образует храм и находящиеся в нем:

Архиерей:
Что мы говорили, говорили не столько от себя, сколько приводя себе на память, чему научились от святых. Теперь же, я думаю, остается сказать о том, что образует храм и находящиеся в нем. Быть может, мы говорили об этом и в других местах, но надобно сказать и теперь: потому что об этом нам следует теперь говорить по порядку и потому, что частое повторение одних и тех же божественных предметов обновляет в памяти прекрасное и больше освящает память, как бывает и, наоборот, с предметами нехорошими.
Итак, храм есть дом Божий, хотя и устрояется из неодушевленных веществ: ибо освящается он божественной благодатью и священнодейственными молитвами. И после этого уже не похож на другие дома, но от земли освящен Богу; богат Самим Обитателем; в нем и слава Его, и сила, и благодать: потому что в нем призывается и имя Его или, вместе с тем, кого-либо из Святых Его.
Посему он и носит название того, в чье имя назван; и мы уже не называем его просто домом, но домом святым, потому что он освящен от Святого Отца, чрез Всесвятого Сына, во Святом Духе, и потому что он, действительно, есть обитель Троицы. Посему, если он посвящен одному имени славимого в Троице Бога; мы, как бы идя к Самому единому Богу, так и говорим: идем ко Святой Троице, то есть, в посвящённый Ей храм. Или говорим: идём ко Христу, единому от Троицы воплотившемуся Богу Слову, или: ко Пресвятой Его Матери, или к святым Ангелам, или: к Апостолам, или: к святому Иерарху, или Мученику, или какому-либо Святому.
Что значат эти слова? То, что храм посвящен Богу и есть Его дом, и что Он пребывает здесь: что и призываемый здесь слуга Его также пребывает в нём, как бы в своем жилище, невещественно привитает в нем душою, а часто возлежит тут и останками, и действует божественною силою и благодатью: потому что мы, будучи двояки по природе, двояко принимаем и дары.
Посему и в этих вещественных (храмах) присутствует благодать; нисходя, она пребывает в них и действует ради нас, по благоволению Отца, по милости Воплотившегося за нас и сугубо воссоздавшего нас, и по наитию щедротам содействующего Ему и нераздельного с Ним Духа. И это мы видим весьма ясно; ибо божественные силы совершаются в храмах: бывают явления Ангелов и Святых, совершаются знамения, исполняются прошения, подаются исцеления. Оказывают благотворные действия и бездушные вещи, находящиеся в храмах: вода, камни, столбы, покровы, цепи. Они действуют не сами по себе: ибо, как они могут действовать, будучи бездушными тварями Божиими, не могущими сами по себе ничего? - но низводимою на них благодатью Божиею и призываемым на них божественным именем, ради нашего освящения.
Где только совершается призывание имени Божия, и создавшей все блаженной Троицы, - потому что един Бог: там все свято, все действенно, врачует и спасает благодатью.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 янв 2022, 13:59

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

97. Ветхий Завет предизображал действия благодати:

Это началось ещё прежде Закона. Ибо еще Авель имел жертвенник, на котором Господь обонял воню благоухания; и он был свят, хотя и был бездушный, и приносимое на нем мяса, как посвящённое (Богу), были святы, и Господь призирал и на них.
Имел жертвенник и Ной; соорудил и Авраам, желая заклать сына, и здесь видел Бога. Иаков также, положив камни, освятил жертвенник и узрел там Бога. А ещё яснее — Моисей: потому что тогда более открыты были и действия благодати.
Свята была и скиния, устроенная из кож, и все, в ней находящееся; а кивот и трапеза, прообразовавшие нынешние (кивот и трапезу) и, еще прежде сего, Святую Деву, и были, и назывались святым святых, и всяк, прикасавшийся к ним, не имея на то права, погибал.
Святы были и хлебы, прообразовавшие Живой Хлеб, которые ели одни священники. И вода освящения, и елей, и свещник, и свет, и огонь, и умывальницы, и кадильницы, и жертвы, – все было свято; так что и кадильницы противников первосвященника Аарона, хотя и не имели надлежащего действия, как принесенные лицами не освященными, но, как посвященные имени Божию, , не были оставлены на всеобщее употребление (Чис. 16).
Посему надобно почтительно обращаться со всякою вещью, посвященною имени Божию, каковы и глина, и камни, и дерево, и прочее: потому что все освящено божественным именем, исполнено благодати и подает благодатные дары и освящение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 63

@Mail.ru