vnifantiy » 26 янв 2022, 15:36
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
99. Храм образует единого в Троице Бога:
Храм, как дом Божий, изображает собою весь мир, потому что Бог везде и выше всего, и знаменуя это, разделяется на три части, потому что и Бог - Троица. То же изображали и раделенные на три части скиния и Соломонов храм, как говорил Павел. И там были святое святых, святилище и святое человеческое; ибо тень прообразовала истину.
Здесь священнейший алтарь служит образом пренебесных и горних (обителей), где, говорят, находится и престол невещественного Бога, то есть место Его упокоения; его изображает трапеза, и здесь как и там находятся небесные чины и вместе с ними священники, заступающие их место; иерарх же образует Христа. Храм образует этот видимый мир; верхние части его – видимое небо, нижняя – то, что находится на земле, и самый рай; Внешние же части - самые низшие части земли и одну только землю, по отношению к живущим неразумно и незнающим ничего высшего. Но об этом скажем яснее впоследствии.
Святейший алтарь принимает в себя иерарха, который образует Богочеловека Исуса и обладает Его силою.
Прочие освященные лица образуют Апостолов и преимущественно самих Архангелов и Ангелов, каждый соответственно своей степени.
Говорю, что архиереи и священники образуют вместе с Ангелами и Апостолов: потому что, одна Церковь горе и долу, с тех пор, как Бог низшел к нам, явился подобным нам и совершил ради нас дело нашего спасения; одно и то же священнодействие Господа, общение с Ним и созерцание Его совершается как горе, так и долу. Различие только в том, что там все совершается без завес и символов, а здесь чрез символы: потому что мы облечены дебелой и тленной плотью.
Но вместе с Ангелами находятся на небесах и души Святых, вместе с ними призирают на нас, пекутся о нас с богоподражательной попечительностью и суть наши стражи; вместе с Ангелами души Святых пребывают и в святых храмах.
Итак, внутрь алтаря, образующего, как мы сказали, духовное и пренебесное, входит только архиерей с лицами освящёнными; и то, что находится в алтаре, образует пренебесное. Так, священнейшее сопрестолие образует вознесение Исуса и седение Его с плотью одесную Отца превыше всякого начальства, и власти, и силы. Поэтому ступени его означают степень и восхождение каждого из Ангелов и святых: потому что и у Ангелов и святых есть соответствующие степени и чины, И наша иерархия, по словам Дионисия, имеет их, как подражание иерархии.
(продолжение далее).