Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 янв 2022, 14:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

98. Не почитающие священных домов и прочих святых погибают:

Часто видим это очевидным образом, что как сами не уважающие святыни, - не один, не два, но весьма многие, подобно тому Зану, страждут телесно и погибают в конец, так и дома, на которые употреблены вещества из святых храмов, или совершенно разрушаются, или не могут найти обитателей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 янв 2022, 15:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

99. Храм образует единого в Троице Бога:

Храм, как дом Божий, изображает собою весь мир, потому что Бог везде и выше всего, и знаменуя это, разделяется на три части, потому что и Бог - Троица. То же изображали и раделенные на три части скиния и Соломонов храм, как говорил Павел. И там были святое святых, святилище и святое человеческое; ибо тень прообразовала истину.
Здесь священнейший алтарь служит образом пренебесных и горних (обителей), где, говорят, находится и престол невещественного Бога, то есть место Его упокоения; его изображает трапеза, и здесь как и там находятся небесные чины и вместе с ними священники, заступающие их место; иерарх же образует Христа. Храм образует этот видимый мир; верхние части его – видимое небо, нижняя – то, что находится на земле, и самый рай; Внешние же части - самые низшие части земли и одну только землю, по отношению к живущим неразумно и незнающим ничего высшего. Но об этом скажем яснее впоследствии.
Святейший алтарь принимает в себя иерарха, который образует Богочеловека Исуса и обладает Его силою.
Прочие освященные лица образуют Апостолов и преимущественно самих Архангелов и Ангелов, каждый соответственно своей степени.
Говорю, что архиереи и священники образуют вместе с Ангелами и Апостолов: потому что, одна Церковь горе и долу, с тех пор, как Бог низшел к нам, явился подобным нам и совершил ради нас дело нашего спасения; одно и то же священнодействие Господа, общение с Ним и созерцание Его совершается как горе, так и долу. Различие только в том, что там все совершается без завес и символов, а здесь чрез символы: потому что мы облечены дебелой и тленной плотью.
Но вместе с Ангелами находятся на небесах и души Святых, вместе с ними призирают на нас, пекутся о нас с богоподражательной попечительностью и суть наши стражи; вместе с Ангелами души Святых пребывают и в святых храмах.
Итак, внутрь алтаря, образующего, как мы сказали, духовное и пренебесное, входит только архиерей с лицами освящёнными; и то, что находится в алтаре, образует пренебесное. Так, священнейшее сопрестолие образует вознесение Исуса и седение Его с плотью одесную Отца превыше всякого начальства, и власти, и силы. Поэтому ступени его означают степень и восхождение каждого из Ангелов и святых: потому что и у Ангелов и святых есть соответствующие степени и чины, И наша иерархия, по словам Дионисия, имеет их, как подражание иерархии.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 янв 2022, 13:44

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

100. Что знаменует трапеза и находящееся на ней, и о том, что все – Христос:

Далее, страшная трапеза посреди святилища являет гроб Христов и таинство страдания, в котором совершена всемирная и живая жертва; здесь Спаситель и почивает, как Бог, и закалается, как человек, и поэтому предлежит здесь посреди всех, и созерцается своими Ему, и вкушается. Потому-то она и называется трапезою, что на ней предлагается всем Исус, животворная пища и хлеб, так как Он укрепляет нас, - чаша от вина, веселящая, животворящая, согревающая, упоевающая и совершающая дивные преобразования, - и вода с вином, очищающая и истрезвляющая, орошающая и напояющая, способствующая плодоприношению и подающая различные добрые свойства.
Все обращают взор к этой трапезе и все участвуют в ней соответственно своему достоинству, а не питающийся от нее мертв. И пища (предлагается на ней), приличная человеку – она прилична существам словесным, потому что и Питающий есть Слово (логос) – есть пища бескровная, потому что питающиеся – не от плоти, как и Сам Питающий. Ибо Он родился и рождает Духом, и, как бесстрастный плод от бесстрастных плодов земли заимствует и символы: потому что и человек – из земли, и Сам Он бесстрастно принял земное тело.
Итак, вот для чего трапеза, вот для чего и Таинство хлеба и вина с водою, и вот почему жертва бывает бескровная, а не плотская и бессловесная.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 янв 2022, 02:39

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

101. Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба:

Трапеза бывает четырёхсторонняя, потому что от нее напитаны и питаются все концы земли; она также делается возвышеною, напоминающею высоту небесную, по причине высокого и пренебесного таинства, превысшего всей земли. Она поддерживается столбами, потому что возвышается от земли и потому и имеет на земле столпы, закланные за нее и твердо поддерживающих ее, - Пророков и Апостолов; Иногда этих столбов много, потому что много Пророков и Апостолов, иногда один, называемый тростью, во образ одного, превосходящего всех, Исуса, Который тростью биен был по главе и принял тростниковый жезл, сокрушая главы змиев и пиша наше спасение.
Под нею ковчег служит вместо гроба, и в нем полагаются мощи убиенных за Христа, потому что здесь воистину гроб и место погребения Христова. Состраждущие Ему спогребаются здесь с Ним и сорадуются Закалаемому, как и впоследствии, совоскреснув вместе с Ним, спрославятся.
Завеса устрояется в честь дражайшего и многоценного Исуса, и во образ небесной скинии. Она поддерживается четырьмя столбами, потому что собрание (верующих), питающихся от трапезы, составилось от всех концов земли и создание четырьмя Евангелиями и их проповедниками. Посему и на четырех углах не покрытой ещё трапезы полагаются части ткани с именами Евангелистов: потому что от земли также и те, которые написали Евангелия и поведали небесное.
Далее, срачица служит во образ плащаницы, бывшей при погребнии Спасителя, а трапезофор (индития), - так как здесь место и жертвенник Божий, - во образ одежды божественной славы, и в честь Носившего плоть и Одевавшегося в хитон, который вместе просиял с Ним во время Его прославления и края которого исцеляли больных.
На них полагается илитон, во образ находившегося на главе Спасителя убруса, который отдельно свернут был в одном месте.
Поверх же их – Евангелие, во образ самой проповеди, или лучше, Самого Проповеданного, дабы ясно созерцаемо было все, как Сам Господь, так и дела Его, - как и действительно Он созерцается закланным и предлежащим в Тайнах.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 янв 2022, 15:22

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

101. Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба:

Посему за жертвенником, по восточную его сторону, стоит и благословенное орудие Жертвы – божественный крест. Он бывает четверочастный, ради Пригвождённого на нем, сотворившего и содержащего небесное и земное, и все, соединившего небесное с земным, нисшедшего с неба на землю и с земли вознесшегося на небо, всё в Себе соединившего и сопризвавшего концы земли, высотою божества и уничижением воплощения всё к Себе привлекшего и, наконец, высотою славы, глубиной нищеты и уничижения, и широтою милости и любви воссоздавшего нас, воззвавшего из ада и из земных соделавшего небесными: вот что знаменует крест.
Равным образом, крестом и образом его Он преподал нам и учение о таинстве Троицы, большим древом знаменуя высочайшего Отца, промышляющего о нас земных, а поперечным – Самого Сына и Духа, Которыми Он, как бы руками, воссозидает нас. Ибо и Давыд говорит: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» , то есть сотворили Сын и Дух Божий.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 янв 2022, 15:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

101. Что значит завеса и поддерживающие ее четыре столба:

Привешивается светильник, во образ Церкви и подаваемых чрез неё милости и просвещения; а ещё потому, что свет надобно приносить во славу Свету, и елей – Милосердому.
Кадило тут служит к тому, чтобы в нём, вместе с фимиамом, приносить Богу огонь, как служебный ему; ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как-то хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее.
Огонь, как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевлённых, изображает также Божество. Ибо говориться: "Бог наш есть огнь поядай», и: «Бог свет есть », также: «согреяся сердце мое во мне». Кадило и огонь служат, еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благовонный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения.
Ибо, как погружаясь в крещении, мы очищаемся всем телом; будучи окропляемы, возочищаемся; будучи помазываемы миром, освящаемся и возвеселяемся, и благовонием его возгреваем и освящаем обоняние и сердце: так фимиамом очищаем наше обоняние и дыхание, точно так-же, как божественным хлебом и чашей питаем и укрепляем душу, и видением и красотою Святых и светом божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение. Посему и предано Церкви делать это, как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего совершенного просвещения и освящения.
Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание, потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он изображает также Святого Духа: ибо и Он – один Сам в Себе, но всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать. Посему и архиерей, принося фимиам Богу и знаменуя его, говорит: «кадило приносим Тебе, Христе Боже, еже приим, возниспосли нам благодать Всесвятаго Духа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 янв 2022, 14:23

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

102. Что значит приносимый воск:

Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения; как употребляемый для печатания, он приносится в означение божественного значения; как мягкий и послушный, - в знак раскаяния в упорстве и послушания; как способный воспринимать всякий образ, - в знак воссоздания. Как сообщенный от цветов, - для изображения благодати Духа; как собираемый от многих цветов, и почти от всех, - в знак приношения от всего; чрез единение с огнем и сияние при помощи огня означает обожение, а тем что все соединяет и постоянно сохраняется, - единение и постоянство любви и мира.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 янв 2022, 14:37

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

103. Что такое горнее место и его ступени:

Горнее место, как сказано, означает превышенебесное седалище Исусово, а ступени при нем – чин и степени каждого из иерархов и иереев: потому что здесь не позволяется сидеть никому другому, ни даже самим диаконам: ибо им назначено другое место, которое оттого и названо диаконнник, где и следует им сидеть.
А иподиаконам и чтецам - место вне алтаря, вокруг возвышения (солея), которое и называется возвышением чтецов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 фев 2022, 13:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

104. Что означают столбики, верхний космит и окружающее его (пеплон):

Столбики (в иконостасе) означают отделение чувственного от духовного и суть как бы твердь, разделяющая духовное с чувственным; а то, что они (находятся) около жертвенника Христа, значит, что есть столпы в Церкви Его, проповедующие Его и нас утверждающие. Посему поверх столбиков находится космит (фриз с карнизом), который означает союз любви и единение во Христе Святых, сущих на земле с горними. Оттого поверх космита, посредине, между святыми иконами, бывает (изображен) Спаситель, а по ту и другую сторону — Матерь Его и Креститель, Ангелы, и Апостолы, и прочие святые, так что все это внушает и пребывание Христа со Святыми Своими на небесах, и присутствие Его ныне с нами, и то, что Он имеет опять прийти.
А что алтарь в особенности изображает гроб Христов, показывают те же столбики. Святой престол есть гроб, а алтарь – как бы гробница, окружающая гроб. Посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от двери гробницы, и возвышает в знамение высоты проповеди (христианской), или того, что Ангел, сидел поверх его, и проповедал воскресение Спасителя. Потому-то и иереи с диаконами, изображая Ангелов, возвещают Евангелие.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 фев 2022, 15:12

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

105. Для чего в приалтарном полукружии (находится) предложение, и что оно означает:

Сбоку алтаря помещается сосудохранительница, называемая предложением (протесис); она изображает Вифлеем и пещеру; потому и бывает в углублении и недалеко от жертвенника, хотя в больших храмах иногда помещается и несколько дальше, для хранения сосудов. А то, что она находится в углублении, означает убожество первого пришествия Исусова, бедность места (рождения Его), а также мрачность и простоту пещеры.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56

cron
@Mail.ru