vnifantiy » 07 июл 2022, 17:38
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
238. Что означают одежды священного образа монашеского:
Облекается, прежде всего, говорит (иерей), в ризу правды и радования, взамен той наготы и стыда, и последовавшей за преслушанием и грехом тленности, смерти и скорби, которую чрез послушание и жизнь нетленную удаляет святой монашеский образ.
Потом – в паллий великого образа, во одежду, говорит (иерей), нетления и чистоты, как знак Божия покровительства, дарующий за святость жизни принимающему его жизнь вечную, и в (знамение) божественного одеяния, которое благодать Духа дает взамен кожаных риз.
Потом – в кукуль неззлобия, шлем спасительного упования, - ради осенения Божиею благодатью и преобладания владычественной силы (т. е., ума), посредством смиренномудрия и свойственного невинным младенцам незлобия, в знамение охранения Божия и осенения главы со всеми чувствилищами.
Этот кукуль свешивается и спереди на персях – ради (силы) мысленной и сердца, и сзади, и обшит вокруг червлеными крестами, для того, чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас.
Затем - аналав, (сшитый) из кожи животного, в знамение смерти для мира, и спереди и сзади от плеч крестообразно имеющий знамения креста, или, лучше сказать, изображающий самый крест.
Иерей говорит: «восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце», как это исповедал сам (посвящаемый).
Потом постригаемый сверх этих одежд приемлет пояс кожаный – препоясует, (говорит иерей), чресла своя в умерщвление плоти и в обновление духа, ради целомудрия и чистоты, и в умерщвление, сколько возможно, движений плоти, и в укрепление против страстей, и во утверждение в исполнении заповедей.
Потом - сандалии, во уготование (говорит), благовествования мира, дабы он не повредил мысленных ног души и не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них и попирал льва и змия, невидимых и губительных зверей злобных, - чтобы неуклонно поспешал по пути евангельскому, постоянно востекая горе, где уготована нам жизнь небесная.
А наконец, облекается в мантию, которою объемлется весь, причем иерей громогласно говорит: «брат наш (имя рек) прият великий и ангельский образ во имя Отца и Сына и Святаго Духа», так как мантия есть (одежда) совершительная и объемлет всего, и выражает и знаменует охранительную и промыслительную силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение жизни монашеской, и - что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы: свободна только голова, взирающая к Богу – Главе всяческих и мыслящая о божественном, и к Богу стремящаяся; но и та покрыта кукулем - ради смиренномудрия и не имеет открытыми (находящихся) в ней чувствилищ.
(продолжение далее).