Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 июл 2022, 14:03

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

236. Что знаменует пострижение волос:

Итак, когда он исповедует все это в надежде на силу Христову и решится пребывать в этом до конца своей жизни, - так как добровольно посвящает себя Христу, - на голове его крестообразно постригаются волосы во имя Троицы. Троицею он освящается, а посредством креста являет, мертвенность для мира, и знаменуется Распятым за нас. Чрез отнятие же и пострижение волос приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг все излишнее и мирское.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 июл 2022, 12:34

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

237. В чем сила молитв, читаемых пред стрижением власов:

Пред стрижением власов, после (произнесения) обетов (постриженный) принимает от иерея священные молитвы.
И, во-первых, (иерей молится), да Всещедрый Бог приимет его, как обратившегося, и обнимет его, как блудного, и защитит от присно-ратующих врагов, и пребудет с ним всегда, веселя и услаждая сердце его утешением Божественного Духа, сподобляя его и части Преподобных, в образ которых он облекается, чтобы вместе с ними наследовал и царство небесное в Самом Христе, Которого он (иерей) и благословляет вместе с Отцом и Духом: потому что такое призывание подает все божественные (дары) освящает посвящаемого.
Потом, знаменовав его и обратившись к востоку, (иерей) произносит совершеннейшую молитву, между тем, как посвящаемый лежит на земле: «Сый Владыко Господи с Живым и Ипостасным Словом Твоим и от Тебя исходящим Духом истиным» (иерей) нарицает его и Богом и Ангелом, «и пред Которым и Серафимы, песнословя, предстоят»; - свидетельствует, что Он есть истинный Свет, просвещающий всяческая, что Его умоляет вся небесная Церковь первородных на небеси.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 июл 2022, 13:44

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

237. В чем сила молитв, читаемых пред стрижением власов:

(Он) молится, чтобы Господь призрел на смирение посвящаемого, исповедавшего пред народом обеты; чтобы через этот ангеловидный образ приобщил его данного во святом крещении дара сыноположения; чтобы (посвящаемый) сохранился в нем и укрепился на брань против невидимого врага, силою Духа низложил восстания плоти и, отложивши ветхого человека, облекся в нового; молится, чтобы он, укрепившись во всем, и посредством молитвы приобретши силу для жизни в преподобии и правде, и соделавшись орудием Божиим и жилищем Духа, вместе со всеми избранными сподобился царства небесного.
Затем, возглашая, славословит Троицу, от Которой нам подается всяк дар совершен. И когда священник возгласит: «мир всем», а также: «преклоните главы», - все преклоняют их в знамение подчинения вместе с посвящаемым монахом, на котором во время чтения над ним священных молитв простёрта не рука иерарха, так как он не хиротонию приемлет, но на главе его лежит только молитвослов.
Далее иерей читает другую молитву: «Святый Господи сил, Отче Господа нашего Исуса Христа, приими раба Твоего (имярек)», - и запечатлевает его трижды в знак посвящения его и во славу Троицы. Освящая его этим знамением и произнес остальную часть молитвы, (иерей) делает возглас и славословит, и, обратившись к лежащему, поднимает его, показывая этим, что он восстал от греха и получил прощение, - что Отец принял его и опять усыновляет, возвращает ему прежнюю одежду чистоты и приобщает к Ангелам. Посему, взяв его за правую руку и указавши на Евангелие, как на Спасителя, иерей повелевает облобызать его, чем знаменуется, что он пришел в объятия и облобызал Отца .
Затем говорит: «се Христос невидимо предстоит здесь», и завещает быть внимательну, чтобы не пасть, так как никто не принуждает его идти против воли, но он приходит сам, по своей воле. (Посвящаемый) исповедует это, - что он идет по своему изволению.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 июл 2022, 14:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

237. В чем сила молитв, читаемых пред стрижением власов:

Потом иерей опять говорит: «се Христос невидимо предстоит здесь»; смотри, к Кому приступаешь, т.е., ко Христу, - с Кем сочетаваешься, т. е., с Самим Христом; - от кого отвращаешься – именно: от мира и что в мире. И давши ему ножницы, иерей говорит: «возьми и подай мне», чтобы он показал свое изволение.
Если постригающий иерей есть и восприемный отец, он сам берет ножницы у постригаемого монаха, который наперед лобызает их. А если берет их иной восприемник, (отдельный), то он и подает их иерею. И иерей снова дает их посвящаемому, который снова лобызает их и дает восприемнику, а этот снова подает иерею. И это бывает до трех раз, в честь Троицы и в уверение совершающегося. Подавая в третий раз, иерей говорит: «се от руки Христовы приемлеши я»! Страшное слово, и приводящие слышащих в трепет. Потом, взяв ножницы, прибавляет: «Благословен Бог, хотяй всем спастися», и прочее: ибо нужно благодарить Бога за все спасительные дела.
Вслед за тем иерей постригает его, во имя Троицы, крестообразно остригая сверху, и волосы полагает на жертвеннике, выражая этим, что они суть начаток и дар Богу, как и (посвящаемый) всецело принес себя и есть жертва живая и богоугодная.
Потом (иерей) надевает и принадлежности образа (монашеского), каждую запечатлевая крестным знамением и приговаривая: «облекается раб Божий, или: препоясуется, или: покрывается, или что другое, – во имя Отца и Сына и Святого Духа: рцем о нем: Господи, помилуй», - что и говорится всеми каждый раз трижды, в знак того, что (посвящаемый) обретает себе защиту в Троице, и что на нем милость Божия, и что молитва та по преимуществу, прилична монаху, так как испрашивает милости у Исуса Христа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 июл 2022, 17:38

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

238. Что означают одежды священного образа монашеского:

Облекается, прежде всего, говорит (иерей), в ризу правды и радования, взамен той наготы и стыда, и последовавшей за преслушанием и грехом тленности, смерти и скорби, которую чрез послушание и жизнь нетленную удаляет святой монашеский образ.
Потом – в паллий великого образа, во одежду, говорит (иерей), нетления и чистоты, как знак Божия покровительства, дарующий за святость жизни принимающему его жизнь вечную, и в (знамение) божественного одеяния, которое благодать Духа дает взамен кожаных риз.
Потом – в кукуль неззлобия, шлем спасительного упования, - ради осенения Божиею благодатью и преобладания владычественной силы (т. е., ума), посредством смиренномудрия и свойственного невинным младенцам незлобия, в знамение охранения Божия и осенения главы со всеми чувствилищами.
Этот кукуль свешивается и спереди на персях – ради (силы) мысленной и сердца, и сзади, и обшит вокруг червлеными крестами, для того, чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас.
Затем - аналав, (сшитый) из кожи животного, в знамение смерти для мира, и спереди и сзади от плеч крестообразно имеющий знамения креста, или, лучше сказать, изображающий самый крест.
Иерей говорит: «восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце», как это исповедал сам (посвящаемый).
Потом постригаемый сверх этих одежд приемлет пояс кожаный – препоясует, (говорит иерей), чресла своя в умерщвление плоти и в обновление духа, ради целомудрия и чистоты, и в умерщвление, сколько возможно, движений плоти, и в укрепление против страстей, и во утверждение в исполнении заповедей.
Потом - сандалии, во уготование (говорит), благовествования мира, дабы он не повредил мысленных ног души и не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них и попирал льва и змия, невидимых и губительных зверей злобных, - чтобы неуклонно поспешал по пути евангельскому, постоянно востекая горе, где уготована нам жизнь небесная.
А наконец, облекается в мантию, которою объемлется весь, причем иерей громогласно говорит: «брат наш (имя рек) прият великий и ангельский образ во имя Отца и Сына и Святаго Духа», так как мантия есть (одежда) совершительная и объемлет всего, и выражает и знаменует охранительную и промыслительную силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение жизни монашеской, и - что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы: свободна только голова, взирающая к Богу – Главе всяческих и мыслящая о божественном, и к Богу стремящаяся; но и та покрыта кукулем - ради смиренномудрия и не имеет открытыми (находящихся) в ней чувствилищ.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 июл 2022, 06:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

239. Монах и внешним видом подражает смерти Христовой:

Так как (монах) называется мертвым для жизни (мирской) и как бы уже пребывает во гробе: то мантия и есть как бы гроб, а погребальные (принадлежности) внутренние — это риза (нижняя) и прочие (одежды).
Аналавом и прочими одеждами изображается страдание крестное, потому что монах распялся для мира и в этом дал обет.
Кукулем же - сударь головной, а весь вообще (монах) уподобляется распятому за нас, умершему и повитому погребальными пеленами и сударем Господу. Для того это, чтобы, сораспявшись с Ним для жизни (мирской) и соумерши для нее, он совосстал, совознесся и явился сонаследником Отчего царства Его, и соделался общинником тех благ, которые уготованы нам прежде сложения мира.
Об этом и молится над ним иерей, после принятия им святого образа. Ибо тотчас снова присовокупляет молитву и молится, дабы Благой Бог, верный в Своих обетованиях и нераскаянный в дарованиях, дал ему жизнь благообразную, жительство добродетельное и незазорное, да соблюдет, пожив в освящении, нескверным образ, в который облекся. И (иерей) перечисляет силу и значение каждой одежды.
С хитоном облекся он в Божественную правду вместо преступления; вместе с поясом опоясал себя умерщвлением плоти и целомудрием: так как (препоясался) около чресл, чтобы быть мертвым для пожелания и мужественну в добродетели.
С кукулем возложил на себя смиренномудрие во спасение, дабы владычественною (силою т. е., умом) смиренномудрствовать и хорошо управлять чувствами: почему (постригающий) и называет кукуль шлемом спасения.
С аналавом, говорит (иерей), он украсился крестом и верою, так как аналав имеет вид креста, которым свидетельствуется вера во Христа и мертвенность.
С одеянием, разумеется, паллием и мантией он облекся в одежду нетления и как бы в крепкие латы, и, вместо кожаных риз, украшен и освящен божественной благодатью.
С сандалиями получил силу шествовать по пути, ведущему ко спасению и миру, обязан будучи, по Евангелию, шествовать и стремиться по (стезям) мира, благовествовать мир, потому что и он явился учеником Христа, все оставившим и Ему последовавшим; а мир наш, путь к Отцу и истина, жизнь и свет есть Христос, и идущий по стопам Его получит свет животный и достигнет жизни.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 июл 2022, 15:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

239. Монах и внешним видом подражает смерти Христовой:

Кроме того, (монах) называется (в молитве) подражателем Илии и Крестителя, как начальников отшельнической жизни; (говорится), что он облечется нетлением ангельским, сподобится предстоять одесную Христа и услышит блаженный глас Его: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25:34), - которого и всем сподобиться услышать просит (иерей).
Сделавши возглас и произнесши обыкновенное славословие Троице, сказавши: «мир всем», и повелевши преклонить главы Господеви, как служебные, дабы получить благословение свыше, - он опять молится Богу, да введет Он постригаемого в Свой божественный и духовный двор, т. е. да соделает его собственным Себе, причтет его к друзьям Своим и к Своему лику (синклитос), да соделает чистейшим и высшим всего житейского его помысл, «во еже непрестанно поминати подлежащих благ распеншим себе житию сему ради Христа».
И опять возгласно прославляет Бога в Троице яко Пастыря и Посетителя душ наших: потому что от Него и руководство нам к лучшему, промышление и управление.
Потом иерей берет у диакона святое Евангелие и говорит: «рече господь: аще кто хочет по Мне ити, да отвержтся себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Лк. 9:23). И предлагает ему взять, если он освященный, а если нет, то подает ему крест. А этот, принимая, поклоняется и лобызает его, показывая тем, что он последовал Христу и приемлет долг следовать.
Затем иерей подает ему свечу, в знаменование света, который получил (посвящаемый), и как обязанному проводить чистую жизнь. Посему (иерей) говорит ему слова Спасителя: «рече Господь: тако да просветится свет ваш пред человеки», и проч. (Мф. 5:16).
Потом поставляет его пред святыми дверями, как приближающегося ко вратам небесным и примирившегося с Господом; а (посвящаемый) держит Евангелие и зажженную свечу, так как он должен жить по-евангельски и чисто во славу Бога, Который призвал его в чудный Свой свет.
Тотчас вслед затем иерей, облобызавши его, ради любви и единения во Христе, и в ознаменование лобзания Отца небесного, после того, как нашел Он погибшего сына и весьма возрадовался, – становится близ него, так как он сделался близким к Богу. А все братья вместе с отцом (настоятелем), держа в руках свечи в знамение веселья, и Божией благодати, и радости Ангелов, отходят и, поочередно лобызая священное Евангелие и иерея, носящего образ Христа, и самый крест Его, и приявшего образ (монашеский), с веселием воспевают. А то, что поют они, - это «познаем, братие, таинства силу».
В чем же эта сила? В том, что «от греха к Отеческому дому востекшаго преблагий Отец предусрет лобызает» и, возвратив ему прежнее достоинство, радуется и ликует с вышними силами, заклав тельца упитанного.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 июл 2022, 06:43

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

240. После лобзания и всех (обрядов) посвящения (бывает) завершение благ — приобщение:

А посему после лобзания совершается священнодействие Живого Тельца и по чину читается приличное зачало Апостола и божественного Евангелия. Принявший образ (монашеский) со свечой идет впереди Евангелия и святых (даров), так как он стал воином и слугою Христовым; и в прошениях удостаивается упоминания, как написанный на небесах и причтенный к лику братий.
Наконец, он сподобляется причащения божественнейших (даров), так как соделался общником пренебесной и живой трапезы.
И с таким образом, с веселием, между тем, как все поют и молятся о том, что он прилепился к винограду Господню, он приступает и к чувственной трапезе, разделяя веселие с единочинными себе.
Отселе он упражняется в молитвах, послушании и работе, в смирении проходит путь жизни и идет по стопам Христа, которого славы и общения, по милости Его, да сподобимся все мы.
Таким образом, вот мы изложили, как умели, и (обряды таинства) покаяния и священного образа (монашеского), хотя и ангельского, но вместе с тем и образа покаяния.
Далее скажем вкратце и о двух остальных таинствах Церкви, чтобы выполнить свое обещание, и приведем речь к концу.
Клирик
Хорошо для нас, святейший владыка, узнать и об этих (таинствах), как и о других.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 июл 2022, 03:44

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

О честном законном браке.

Архиерей
Теперь поговорим о браке, который, по Божию снисхождению, совершается у людей, желающих жить по-мирскому, единственно для деторождения, и дозволен по причине, последовавшей за преслушанием смерти, чтобы длилась земная тленная жизнь, до тех пор, пока не придет жизнь и бессмертие чрез Христа, - чтобы и зачатие, и начало, и продолжение жизни людей не были без благословения, и чтобы, так как брак получает благословение от непорочной церкви, то и вступившие в брак старались, сколько возможно, быть в нем нескверными, чтобы они сочетались законным образом и без укоризны и нарекания, и могли сохранить брак, так сказать, непорочным и как бы девственным.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 июл 2022, 15:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

241. Для чего во время совершения брака (употребляются) венцы:

Потому-то возлагаются и венцы, как на девственных и чистых: ибо они сочетаются нескверными, - и ради того, что до брака они соблюли девство; и сама природа свидетельствует, что это прекрасно: жених, сочетающийся с невестой, прежде всего, желает, найти в ней то, чтобы она была девою чистою и называлась женою не другого кого, но его, и его одного только. Равным образом, и он должен знать, что нужно ему соблюдать себя женихом чистым для невесты и быть мужем ее, а не другой. Если это так: то супружество благословенно и ложе, – скажу, как Павел, – непорочно и нескверно; и на таком браке (почивает) совершенное благословение и соприсутствует ему Христос.
Если брак незаконен и не чужд укоризны: как будет там Христос, единый Чистейший, и Святой, и непорочный Жених душ?
Итак, да будут далеки от честного брака всякое прелюбодеяние и насилие; да удалится всякий блуд, а с ним вместе нечистое и сливающее род кровосмешение и многоженство; да сохранятся ненарушимыми (постановления) священного закона, дабы он был законом единения, а не расторжения: так как незаконно сочетающиеся скорее удаляются и разлучаются от Бога, и так как от расторжение брака происходит смятение для Церкви.
Второбрачный да исполняет канон (епитимию), как повелели Отцы; а вступающий в третий брак – тем более. И этот, пусть вступает в третий (брак), если не имеет детей, и ему нет еще сорока лет; а имеющему детей и прожившему 40 лет не дозволяется третий брак, гласит священное законоположение.
Таким образом, все, что касается до (брака) этих лиц, должно быть совершаемо с осмотрительностью и со вниманием со стороны предстоятелей Церкви.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: vnifantiy и гости: 51

@Mail.ru