vnifantiy » 15 авг 2022, 14:26
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
243. Об обручении:
Итак, иерей благословляет Бога, и, после мирных (прошений, т. е., ектении), которая возглашается здесь потому, что мир от Бога необходим (брачащимся), и они сочетаются в мире и для мира и единомыслия, поставляет мужа с правой стороны, потому что он начальник и глава жены, а жену – с левой, как подвластную и (произшедшую) из ребра его, потому что виновник ее муж.
После ектении (иерей) молится, чтобы Бог, «разстоящаяся собравый в соединение и благословивый Исаака и Ревекку», благословил и сочетающихся благословением духовным. Он упоминает об Исааке и Ревекке, а не об иной из древних (жен), потому, что другая с Исааком не сочеталась, и ее взял он в супружество из своего рода, законным образом, по договору, и целомудренно жил с нею одною, - а с другой стороны, и потому, что он был единственный законный сын Авраама, (рожденный) по обетованию и благословенный Богом. А из лиц новозаветных никто не упоминается при совершении брака: потому что брак - не высшее состояние христиан, хотя и благословляется Христом ради немощи человеческой и ради продолжения бытия тленного мира; крайняя цель Евангелия – девство и нетление, к которому призывает оно тех, кто имеет к тому силу.
Потом, громогласно прославив милостивого Бога, иерей дает жене железное кольцо, так как оно мужнино, а мужу золотое, так как оно женино, и до трех раз переменяет их, чествуя Троицу, Которая все совершает и утверждает. Потом сопрягает их правые руки в знак того, что они соединились во Христе и стали одно, и что муж получил жену от руки Церкви. Иерей, возгласивши: «мир всем», чем выражает единение и единомыслие, и повелев преклонить главы, молится, чтобы «от язык предобручивый Себе церковь деву чисту», т. е., нас, верных, благословил и это обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.
Затем, громко прославив державу, царство, силу и единую власть Троицы, как единой и вседейственной Началосовершительницы, при пении приличного псалма: «Блажени вси боящиися Господа» (Пс. 127) и так далее до конца, (иерей) вводит их, как чад Церкви в присутствии многих свидетелей, срединою храма к алтарю пред святые врата, приводя как бы пред лицо Божие, так как они чистыми в Нем сочетаются.
(продолжение далее).