vnifantiy » 26 сен 2022, 14:48
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
О божественной молитве:
264. Почему существует семь хвалений:
Причины каждого времени моления таковы.
Полунощница – ради бодрствования и немолчного хваления Ангелов, ради тишины и мира ума при божественном славословии, во славу воскресения Господа, так как Он восстал «зело рано, во едину от суббот»(Мк. 16:2; Мк. 16:9; Лк. 24:1), и ради Его второго пришествия, которого ожидаем все мы верующие, когда Он пробудит нас от смерти, как бы ото сна, и когда сей Жених душ, как сказано, придет в полунощи – что обязывает нас бодрствовать.
Утреня – ради наступления дня и для благодарения Того, Кто произвел свет, рассеял мрак заблуждения и ниспослал нам свет благочестия. Потому с утреней соединяется и славословие первого часа – ради начала дня и для того, чтобы это славословие принести вместе с утреней в дар и жертву хваления Богу за то, что все создания озарились светом. Потому мы и призываем их вместе с Ангелами к хвалению Бога.
Третий час мы поем в честь Троицы и потому, что из четырех частей дня четвёртая уже прошла, также – ради сошествия Всесвятого Духа на Апостолов в третий час.
Подобным образом и шестой час – во славу Троицы, произведший все, и то, что прошла и другая четверть дня для четверочасного мира, обнимающая собою три часа и составляющая ровно половину дня. Но в этом же часу Воплотившийся был распят ради нас.
Славословие девятого часа – в честь Троицы за то, что после шестого часа прошло ещё три.
Подобным же образом и вечерня в двенадцатый час – за три часа, прошедшие после девятого.
Особенно же славословие третьего часа – в честь Святой Троицы, Бога всего и единого Бога нашего, в память отречения Петра от Спасителя и сошествия в этот час на Апостолов Святого Духа, Которым мы, верующие, просвещены.
Благодарение же шестого совершается за преполовение дня и ради распятия в этом часу Господа и тьмы, покрывшей всю землю, когда Спаситель страдал за нас плотью.
Пение девятого часа – ради того, что день подходит к концу, ради Троицы, славимой троично девятью ангельскими чинами; особенно же – ради того, что в этом часу умер Спаситель наш, предал Свою Божественную душу, принес за нас совершенную жертву и вознёс Себя за всех душою и телом к Богу Отцу, причем и «земля потрясеся, и камение распадеся, и из гробов, отверзшихся» в предварение общего воскресения, «многа телеса усопших святых восташа» (Мф. 27:51–52), так как смертью Господа была умерщвлена смерть и находившиеся в аде были освобождены.
Чрез душу Спасителя нашего, которую предал Он Отцу, и плоть, добровольно принесенную в жертву на кресте, наши души были исторгнуты из рук диавола и наши тела с воскресением Господа получили бессмертие.
Итак, в девятом часе мы благодарим Умершего ради нас плотью, и со Своею святою душою предавшего в руки Отца наши души, и Своей смертью оживотворившего нас.
Пение вечерни само собой указывает на то, что мы в нем славословим Создателя нашего за то, что достигли окончания дня и весь остаток его хотим посвятить Богу. При этом мы благодарим за нашу жизнь, за пищу, мысли, слова и дела; просим же ночи мирной, безгрешной и свободной от соблазнов, которая предуказывает на конец нашей жизни, так как смерть приходит к нам подобно ночи.
(продолжение далее).