Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 окт 2022, 13:43

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

271. О пятидесятом псалме:

И прежде всего, читаем пятидесятый псалом, который есть песнь исповедания и умилостивления, и молит о помиловании согрешившего и о том, чтобы не отступил от него Дух Святой, но чрез сокрушение и смирение сердца более обновился в нем.
Потому-то этот псалом мы читаем и в начале многих пений, так как он как бы говорит о судьбе Адама и всего нашего рода, и Церкви от язык, - о том, как она сперва, как неверная, допустила прелюбодеяние - отступление от Бога, убийство и умерщвление, и была умерщвлена сластью и преслушанием, а потом была взыскана Божией милостью и получила Духа Святого, богатно в ней обновленного.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 окт 2022, 13:52

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

272. О псалмах «непорочнии»:

После того мы читаем по стиху псалмы Непорочного, приводящие на память царство Бога и Его суды, оправдания, свидетельства, слова и законы. Эти псалмы мы читаем потому и в дни памяти Святых, и над отшедшими отсюда верующими, приводя на память Святых и путь Спасителя: так как Он один непорочен в пути и непорочны подражавшие Ему, чрез то умилостивлявшие Бога и получавшие освящение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 окт 2022, 14:43

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

273. Почему и утром и вечером читается Символ веры:

Сряду после Непорочных, по преданию отеческому, мы читаем исповедание веры, потому что св. Отцы наши говорят: восстав (ото сна), воздай славу Богу, потом исповедуй веру, а эта вера содержит священный Символ. Другой же из св. Отцов говорит, что должно исповедовать веру утром и вечером, чтобы, если найдет смерть, она нашла нас в исповедании.
Непосредственно за Символом следуют молитва «Трисвятого» и «Отче наш». Ибо Троицу должно воспевать и в начале, и в середине, и в конце, так как Она – вина всего, чрез Нее мы совершаем все, во всем совершаемся и очищаемся.
Потом: «се Жених грядет», - указывая на цель славословия полунощницы, и: «Господи, помилуй» сорок, причем мы приносим Богу как бы десятинную жертву от наших дней и часов. И это делаем при всех молениях, призывая Божию милость на все: потому что Он силен спасти нас, а мы стараемся быть достойными Его милости и не иначе можем спастись, как только Божией милостью, не имея ничего у себя для умилостивления Бога, или, точнее сказать, оскорбляя Его своими делами, словами и помышлениями. Поэтому мы недостойны ни благодарить, ни славословить, ни просить, а можем только разве говорить: «Господи, помилуй», и надеяться на единого милосердого Бога.
После «Господи, помилуй» мы совершаем призывание Богоматери, как поистине честнейшей Серафимов, так как Она есть и Ходатаица за всех. И тотчас следует, как печать, молитва священника «Боже, ущедри ны,» которую от имени Божия заповедал Аарону говорить Моисей. Яснее же высказал ее в псалме Богоотец Давыд (Пс. 66:2).
За нею произносится от лица всех другая молитва – к Троице. Она есть как бы исповедание, и ее мы читаем трижды в день: теперь, на третьем часе и на славословии повечерия. Как известно, её пели и древние, как например, при страдании великомученика Евстратия: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне единородный Исусе Христе и Святый Душе, едино Божество, едина сила», и т. д.
По окончании ее читается как бы междучасие полунощницы, что некоторые делают и на последованиях часов. Но они, как им угодно, пусть совершают и другие последования по своему усмотрению и рассуждению Отцов – таков у них обычай.
Что же касается до упомянутой молитвы, то я думаю, что она составлена об отшедших во Христе. Потому, после этой молитвы, мы тотчас читаем: «приидите поклонимся», два псалма, молитву Трисвятого и сряду же тропари за усопших: «Господи, помилуй» двенадцать, молитву за них: «помяни, Господи».
Затем бывает отпуст. Необходимо воспомянуть и об умерших: потому что и мы умрем. Особенно на полунощнице, в надежде воскресения мертвых, необходимо ради любви молиться о сродниках по плоти и всех отшедших.
Потом бывает молитва и прошение обо всех вообще, причем священник начинает, а все с ним молятся о благоверных царях, православных архиереях, об отце-настоятеле, всем о Христе братстве нашем и других христианах, а также и о почивших в православии отцах и братьях наших. При конце молитв весьма полезно воспомянуть обо всех: потому что, делая это все всюду, мы молимся друг за друга и таким образом, по словам брата Божия, можем волею или неволею исцелять себя и спасать (Иак.5:16).
Общие же молитвы запечатлевает первый «молитвами святых Отец наших», призывая Христа Бога нашего на милость.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 окт 2022, 14:15

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

274. О последовании утрени и, прежде всего, о том, что значит отверстие дверей храма, вход внутрь его и фимиам:

Итак, полунощное пение окончилось. Двери храма отверзаются, как небо, и мы входим в него, как бы возносясь от земли, подобно тому, как тогда рабы Христовы будут восхищены на облаках "и тако всегда с Господом будем» (2Сол. 4:17). Фимиам же, как облако, изображает Святого Духа и сообщение Его божественной благодати и благоухания.
Тотчас по входе всех, когда настоятель пройдет чрез царские врата, подобно Христу, прошедшему чрез затворенные врата, нареченные в нас, – чрез Богородицу, и отверзшему нам врата небесные, а прочие - по его сторонам, как бы находясь под крылами его и служа ему, - священник у престола произносит возглас, как служитель Христов, благословляя Его со Отцом и Духом пред престолом и Святыми Его. И все поют Трисвятое по Отче наш, воспевая с Ангелами Троицу и произнося преданную (от отцов) молитву.
О молитве «Трисвятого» стоит на память сказать вкоротке , что это – молитва древняя и сложена древними Отцами; почему Церковь и поет ее постоянно и на божественной литургии, и в конце других молитвословий; древних еретиков, прибавляющих нечто к «Трисвятому», поражает анафемой, сама же припевает эту песнь небесную, принятую ею с неба чрез восхищенного туда отрока.
Таково-то «Трисвятое» и вся молитва, вместе с ним возносимая к единому в Троице Богу нашему. Сложено «Трисвятое» из ангельской песни и слов Давыда. Ангелы поют: «свят, свят, свят» (Ис. 6:3); а Давыд говорит: «возжада душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:3), и в псалме пятидесятом взывает: «помилуй мя» (Пс. 50:3). Эта песнь ясно проповедует о троичности Лиц и единстве существа и силы Троицы. Подобно ей и: «пресвятая Троице, помилуй нас», поучает троичности и единству: «Господи, очисти» - указывает на Отца, «Владыко, прости» – на Сына, «Святый, посети» – на Святого Духа, а слова «имене Твоего ради» - указывают на нераздельность Их по существу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 окт 2022, 13:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

274. О последовании утрени и, прежде всего, о том, что значит отверстие дверей храма, вход внутрь его и фимиам:

И хорошо мы говорим к Отцу: «очисти», имея между Ним и нами посредника в Сыне; – к Сыну: «прости», так как Он низошел к нам, пострадал за нас и претерпел за людей мучения, а мы, облекшиеся в Него в крещении и миропомазании и соединяющиеся с Ним в приобщении и других Таинствах, прогневляем и оскорбляем Его; с другой стороны, и потому, что Он даровал власть вязать и решить, и узаконоположил прощение; - к Духу же Святому: «посети», потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас и без Его силы и дарования в нас не бывает ничего доброго.
И «Господи, помилуй» напоминает о Троице. Един Господь – Троица. Троекратное повторение «Господи, помилуй» указует на Нее и призывает на милость к нам.
Также: «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» очевидно, есть исповедание единой Троицы и славословие вечно Ей воспеваемое. Потому мы и читаем его часто, и в конце пений, и в начале.
И «Отче наш», хотя и относится к Отцу и дано чрез Сына, но, так как Троица нераздельна, и имя Отца, Сына и Святого Духа одно, и Бог (о Теос) есть Отец светов – Сына и Духа, и Отец в Сыне и Духе, как Сын и Дух во Отце: то и эта молитва относится к Троице, и словом: «Отче» напоминает Сына и Духа. Об этом свидетельствует и Церковь, говоря: «яко Твое есть царство Отца, и Сына, и Святого Духа».
Священник между тем кадит престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Поэтому, начиная со святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и чрез молитву принося и вознося его ко Христу с молением о том, да приято будет кадило горе и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом, чрез фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением.
Обошедши поспешно весь храм и внешние его принадлежности, он, под конец молитвы «Отче наш», входит во врата храма, и делая кадильницей знамение креста, говорит: «яко Твое есть Царство», запечатлевая тем молитву, как научил Христос, и славословя Троицу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 окт 2022, 16:00

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

274. О последовании утрени и, прежде всего, о том, что значит отверстие дверей храма, вход внутрь его и фимиам:


Потом опять кадит настоятеля, воздавая ему честь, как Христу, а также и находящиеся посреди (иконостаса) иконы. Затем, вошедши в алтарь и став пред святою транезою, как бы пред божественным престолом и священным гробом Христовым, после того, как вне алтаря скажут: «благослови, отче», - возглашает возвышенным тоном и с благоговением: «слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней и всесильней Троице всегда», - прежде всякой песни богословствуя о Виновнике всего и Владыке, едином в Троице Боге всяческих, и славословя Его, и таким образом, полагая началом песнословия Того, Кто есть начало и конец всего.
Когда потом скажут: «аминь», который имеет значение утверждения и значит тоже, что - «так», при молчании всех, знаменующем богодуховенное вещание Ангелов о судьбах Божиих и благоговение, один из стоящих там и нарочитых (чтецов), во образ Ангела, посланного от Бога, предначинает песнь ангельскую, воспетую при рождении Господа, которую тогда предвоспел один Ангел, явившись пастырям. И внезапну «множество вой небесных явившись воспело: слава в вышних Богу» (Лк. 2:13–14).с
Для Ангелов это есть начало славословия о нашем спасении. Потому и здесь один предначинает этою песнею и говорит трижды во славу преславной Троицы: «слава в вышних Богу», и, сряду сказав дважды: «Господи, устне мои отверзеши», в третий раз говорит следующее, также в честь Троицы: «Господи, что ся умножишася стужающии ми», и читает шесть псалмов утрени, после каждой троицы псалмов совершая славословие во славу Троицы. Между тем священник возносит про себя утренние молитвы Богу, являясь ходатаем о том, что читается, и делая действительным то, что поется: так как священством совершается все.
Потому-то священник и начинает, священник и оканчивает.
Совершив пред Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия, он читает Мирные прошения, молясь обо всех, чтобы слава Господня осияла их, в знамение чего все светильники зажигаются. При этом на глас поется: «Бог Господь» поочередно, по подражанию славословию Ангелов. И хорошо сказано в этой песне: «Бог Господь и явися нам» - Слово Божие воплощенное; «благословен грядый» – Он, как Бог во плоти; «во имя Господне» – во имя Отца и Свое.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 окт 2022, 16:12

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

274. О последовании утрени и, прежде всего, о том, что значит отверстие дверей храма, вход внутрь его и фимиам:

Затем, если праздник, поется тропарь праздника; если же память Святого, - тропарь Святого: так как чрез Воплотившегося освящено естество. И весьма прилично изображаются ночью обстоятельства рождения и явления Спасителя во плоти: так как Он родился ночью и, по словам Исаии, нам, «сидящим во тме и сени неведения, воссия свет велий» (Ис. 9:2; Мф. 4:16). И мы в этой жизни, как бы в нощи, ожидаем среди ночи пришествия возлюбленного нам и любящего нас Жениха душ.
Вслед затем совершается стихословие псалтири и после трех псалмов бывает славословие и аллилуйя, причем словами «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» славословится Троица, а словом «аллилуйя», которому дают значение «Бог грядет», - воплощение. В этом случае «аллилуйя» означает пришествие Бога на землю, - и первое – в нищете плоти, а второе - последнее во славе, ожидаемое нами с неба.
Полагается и чтение св. Писания для научения об этом таинстве и в похвалу празднуемых Святых: так как и в торжество будущего века, будут славословимы тайны Бога, особенно тайны Его воплощения, и с ними победы подвизавшихся за Него, как и на победных празднествах царя увенчиваются и сражавшиеся за него, как часто говорит Златоустый.
После чтения поется песнь полиелея, как песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от Фараона и Египтян, т. е. диавола и демонов, наш исход, по умножении скорбей, из моря искушений жизни на сухую, твердую и непоколебимую землю жизни, совершенный силою Божиею вместе с тем, как мы в крещении укрепились силою Креста, как жезлом - освобождение от пустынного озлобления, бывшего за наше нерадение об исполнении заповедей и за ропот на Бога за труды, несмотря на то, что мы вместо манны питаемся хлебом жизни и пьем токи крови, истекшей из ребра Христова, т. е. от настоящей жизни свободу, - освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных, и с падением царства этих неверных подается и освобождение от властительства демонов, которые причиняют Святым в этой жизни скорби и разнообразные искушения, и после искушений и трудов – вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Исуса, Сына Бога живого, Который будет и распорядителем наследия, и нашим наследием, Который изводит нас из среды неверных и вводит в небесный Иеросалим, - как великий Священноначальник, дает права священства и приношения жертвы жизни и, как единый Царь по естеству, имеет распределить будущее царство, – и царствию Его не будет конца.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 окт 2022, 13:13

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

274. О последовании утрени и, прежде всего, о том, что значит отверстие дверей храма, вход внутрь его и фимиам:

После этих песен поются другие псалмы, применительно к празднику или памяти Святого, заключающие в себе провозвестия чудных дел Божиих, – и все это запечатлевает, и заключает, и возвещает тайны, чтение Евангелия. Как скоро чрез него будет явлена тайна воплощения, составляется хор и поются победные песни в канонах.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 окт 2022, 14:00

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

275. О девяти песнях канонов:

Потому поются и все песни, воспетые святыми пророками.
Первая песнь - Мариамы, сестры Моисея, при переходе Израиля (чрез Чермное море).
Вторая – Моисея, по прошествии пустыни.
Третья – песнь Анны, по разрешении неплодства, и есть благодарственная молитва за священный плод – Самуила, во образ Церкви, сперва неплодствовавшей, а после, по благовестию, зачавшей и родившей священников, как Самуила, чрез священников царей, как Давыда и произошедших от него Апостолов и священноначальников и чрез них – христианских царей.
Четвертая песнь – Аввакума, который видел Бога, шедшего от Фемана, от осененной горы, или незаходимое Солнце Христа, происшедшего от востока – от Девы.
Пятая – Исаии, который провозвестил это чудо: «се, Дева во чреве приимет и родит...» Еммануила (Ис. 7:14), предвозвестил и другие дела Возлюбленного, и воскресение из мертвых.
Шестая – песнь Ионы, который прообразил тридневно Погребенного и Воскресшего чрез свое пребывание во чреве китове.
Седьмая – песнь Богу трех отроков, не опалённых в печи, во образ божественного воскресения.
Восьмая – их славословие, которое они возносили Богу со всею тварью, ясно выражая ведение вселенной о снисшедшем Боге и оросившем их в пещи, прообразовавшей священнейшее крещение.
Девятая – пророчество Захарии о сыне, при рождении его сына, Крестителя, который по призванию был предшественником и предтечею благодати. С этой песней соединяется и другая, которая выше этой и всех, песнь единой всенепорочной, пресвятой и чистой Богородицы, и преславной Марии, песнь пророческая, богословская, священная, выражающая блаженство и завершающая все песни, как воспетая о неискусомужном рождении от Нее, в котором Воплотившийся от Нее восприял нас, нового Израиля, как обетовал Аврааму.
Итак, эти девять песен, как песни победные и благодарственные, Церковь поет на канонах каждый раз в тройственный образ божественной Троицы. И из них делает три отдела - один каждый раз, по окончании трех песен, воздавая тем честь Троице, причем священник славословит.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 окт 2022, 13:16

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

О божественной молитве:

276. О сидениях:

Потом садятся и поют, с одной стороны - для некоторого отдохновения плоти, с другой - потому что и сидя, и стоя, должно воспевать Бога. Между тем, для общего назидания, из творений святых Отцов читается об обстоятельствах праздника.

277. О кондаке и икосе:

По шестой песни, как скоро священник возгласит славословие, читаются кондак, как сокращенная в тропаре похвала празднику, и так называемый икос, как содержащий в себе все обстоятельства праздника, или жизнь каждого Святого, и помещаемый после кондака в виде малой песни.
Читается затем так называемый синаксарь, повествующий вкратце или об обстоятельствах праздника, или о делах почивших в этот день Святых, и вкратце перечисляющий подвиги празднуемого Святого и других, и восхваляющий каждого из них в стихах.
После же восьмой, перед девятой песнью, величается выше всех Святых Богородица, чрез Которую Бог совершил поистине великие и дивные дела, так как от Нее воплотился и тем явил Ее высшею Серафимов и Херувимов. В Ее Божественной песни эти дела и воспеваются.
По окончании девятой песни, священник, вместе с Ангелами, восхваляет Троицу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3335
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

@Mail.ru