vnifantiy » 04 окт 2022, 14:43
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
О божественной молитве:
273. Почему и утром и вечером читается Символ веры:
Сряду после Непорочных, по преданию отеческому, мы читаем исповедание веры, потому что св. Отцы наши говорят: восстав (ото сна), воздай славу Богу, потом исповедуй веру, а эта вера содержит священный Символ. Другой же из св. Отцов говорит, что должно исповедовать веру утром и вечером, чтобы, если найдет смерть, она нашла нас в исповедании.
Непосредственно за Символом следуют молитва «Трисвятого» и «Отче наш». Ибо Троицу должно воспевать и в начале, и в середине, и в конце, так как Она – вина всего, чрез Нее мы совершаем все, во всем совершаемся и очищаемся.
Потом: «се Жених грядет», - указывая на цель славословия полунощницы, и: «Господи, помилуй» сорок, причем мы приносим Богу как бы десятинную жертву от наших дней и часов. И это делаем при всех молениях, призывая Божию милость на все: потому что Он силен спасти нас, а мы стараемся быть достойными Его милости и не иначе можем спастись, как только Божией милостью, не имея ничего у себя для умилостивления Бога, или, точнее сказать, оскорбляя Его своими делами, словами и помышлениями. Поэтому мы недостойны ни благодарить, ни славословить, ни просить, а можем только разве говорить: «Господи, помилуй», и надеяться на единого милосердого Бога.
После «Господи, помилуй» мы совершаем призывание Богоматери, как поистине честнейшей Серафимов, так как Она есть и Ходатаица за всех. И тотчас следует, как печать, молитва священника «Боже, ущедри ны,» которую от имени Божия заповедал Аарону говорить Моисей. Яснее же высказал ее в псалме Богоотец Давыд (Пс. 66:2).
За нею произносится от лица всех другая молитва – к Троице. Она есть как бы исповедание, и ее мы читаем трижды в день: теперь, на третьем часе и на славословии повечерия. Как известно, её пели и древние, как например, при страдании великомученика Евстратия: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне единородный Исусе Христе и Святый Душе, едино Божество, едина сила», и т. д.
По окончании ее читается как бы междучасие полунощницы, что некоторые делают и на последованиях часов. Но они, как им угодно, пусть совершают и другие последования по своему усмотрению и рассуждению Отцов – таков у них обычай.
Что же касается до упомянутой молитвы, то я думаю, что она составлена об отшедших во Христе. Потому, после этой молитвы, мы тотчас читаем: «приидите поклонимся», два псалма, молитву Трисвятого и сряду же тропари за усопших: «Господи, помилуй» двенадцать, молитву за них: «помяни, Господи».
Затем бывает отпуст. Необходимо воспомянуть и об умерших: потому что и мы умрем. Особенно на полунощнице, в надежде воскресения мертвых, необходимо ради любви молиться о сродниках по плоти и всех отшедших.
Потом бывает молитва и прошение обо всех вообще, причем священник начинает, а все с ним молятся о благоверных царях, православных архиереях, об отце-настоятеле, всем о Христе братстве нашем и других христианах, а также и о почивших в православии отцах и братьях наших. При конце молитв весьма полезно воспомянуть обо всех: потому что, делая это все всюду, мы молимся друг за друга и таким образом, по словам брата Божия, можем волею или неволею исцелять себя и спасать (Иак.5:16).
Общие же молитвы запечатлевает первый «молитвами святых Отец наших», призывая Христа Бога нашего на милость.
(продолжение далее).