vnifantiy » 01 дек 2022, 13:07
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
О божественной молитве:
312. Что означает фимиам, пред вечернею и утренею распространяемый молча:
Во всех вечерних псалмах поется: «Приклони, Господи, ухо Твое».
Ибо Солнце правды преклонило небеса и сошло, пребывая незаходимым, подобно солнцу чувственному, склоняющемуся и погружающемуся, которое своим склонением, погружением и воссиянием возвещает о невечернем оном Солнце, явившемся нам плотски; это значит, что сошел с неба на землю Сам Бог – Слово Божие и осветил нас днем первого Его пришествия, и сошел под землю даже до ада, и опять воскрес и восшел, и снова явился с неба и воссиял, и совершил день невечерний, и озарил весь мир.
Посему весь этот псалом: «приклони, Господи», произносится постиховно обоими ликами, и «слава Тебе, Боже» поется при каждом стихе. А что сей обычай последования древен, - показывают и молитвы: ибо первая из так называемых светильничных молитв содержит в себе мысль всего псалма и самые слова из него. Ты найдешь, что и «Господи, милосерде и милостивее» и прочие в равной степени имеют мысли применительно к псалмам антифонов и слова заимствовали из них, что показывает ясно и молитва вечернего входа, которой начало: «вечер, заутра и полудне»: ибо когда бывает вход и поются стихи на «Господи, воззвах», тогда читается молитва, содержащая и псаломские слова из поемых стихов, и мысли, чтобы чрез иерея все вознесено было к Богу.
Например: «исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2); и: «не уклони сердце мое в словеса лукавствия» (Пс.140:4), также: "к Тебе, Господи, Господи, очи наши" (Пс. 122:1–2), – если только вхождение иерея длится до сего стиха. Этот стих, думаю, показывает молитву Пророков и вместе пророчество о том, что Господь пришел, и вочеловечился, и чрез страдание и восстание спас нас от ада и истления. Посему первый из псалмопевцев называет Его Иереем, как и Давыд: «Господи, преклони небеса и сниди, и посли силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс. 143Пс. 79:3), и как бы из ада взывает: «яко к Тебе, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою» (Пс. 140:8). Для того-то и иерей тогда выходит к этому стиху: он указывает на Христа, сошедшего к нам даже до ада, и на восстание Его, чрез которое мы исторгнуты из ада, также Его восшествие на небеса.
Итак, на вечерне и прежде читаема была Псалтирь, как ныне на утрени, чему подражая, обители на вечерне читают одну кафисму Псалтири, а на утрени непременно две.
Ныне же на песненной вечерне, по немощи и нерадению, антифоны Псалтири не читаются, разве только в святую четыредесятницу и на всякой субботней вечерне в одной святой Софии, где, ради ропота некоторых ленивых, мы постановили читать только «блажен муж» (Пс. 1:1) – один псалом с песнями на глас.
Во святую же Четыредесятницу читаются опять, по обычаю, шесть антифонов, или одна целая кафисма. А псалом «Приклони, Господи, ухо Твое» содержит и молитву, и славословие к Богу, и восхваляет пострадавшего за нас Господа Исуса Христа, называет Его щедрым, многомилостивым и истинным, и просит Его дать нам «знамение во благо» (Пс. 85:17), то есть крест, к которому пригвожденный плотью вечером, Спаситель умер, а также умоляет Его даровать нам державу и спасти нас.
Потом поют «слава», а другой лик – «и ныне», и вместе со «слава Тебе, Боже».
Засим иерей опять говорит малую ектению: «паки и паки», и «заступи», а певец на напев «вселенную - аллилуия».
Ибо когда первый воззвал к Богу: «заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», - последний продолжает: «вселенную, Боже, заступи, спаси, помилуй и сохрани пришествием Твоим», - что означает «аллилуия», потому что «аллилуия» толкуется, как пришествие Бога, хождение и явление Божие, и есть особенная хвала домостроительству. Посему оно у нас непрестанно поется.
(продолжение далее).