vnifantiy » 26 мар 2015, 15:42
Преподобный авва Исайя
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ
О спутешествовании живущих в келиях, и о совести .
62. Будем же стоять, возлюбленные, в страхе Божием, сохраняя и соблюдая делание добродетелей (to praktikon – практику – ton areton), не причиняя претыкания совести нашей, но внимая себе в страхе Божием, пока и она освободит себя вместе с нами, чтобы было между нами и ею единение. Тогда прочее она будет для нас стражем, показывая нам все, в отношении к чему надлежит отсекать8 (волю свою). Если же мы не станем слушать ее, то она отступит от нас и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, от которых не будет уже нам никакой милости, как научил нас Владыка наш, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним: да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Мф. 5, 25. 26). – Говорят, что совесть есть соперник, потому что она противится человеку, когда он желает сотворить волю плоти своей, и если человек не послушает ее, то предает его врагам его. Почему Осия, оплакивая Ефрема, говорил: соодоле Ефрем соперника своего, попра суд (Осии 5,11): Египта взыскал, и к Ассирианам взят невольно (Осии 7,11). Египет означает то, что сердце взыскало собственных хотений плоти, а "к Ассирианам взят невольно" то означает, что хотя и нехотя работает врагам.
63. Позаботимся же о себе, возлюбленные, чтоб не впасть нам в руки воли своей плотской, – и она не отдала нас против воли Ассирианам. Прослушаем (следующее) горькое слово: пришел царь ассирийский в землю Израилеву, и переселил Ефрема и Израиля к Ассирианам, и поселил их на Елее и Аморе, реках Хузанских, и суть они там до сего дня. Тогда послал царь ассирийский (некоторых) из народа своего и повелел им жить в земле Израильской, и каждый из них сделал себе истукан, и поклонялся ему. И се там суть они до днесь (4 Цар. 17, 6. 24. 25. 29). Случилось же это с Ефремом за то, что он соодоле соперника своего и попра суд.