ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще
Глава 3. Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею.
Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями.
Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека
Бог же, видя такое порабощение людей грехом, неоднократно хотел освободить их чрез посланников Своих. Послал Перво-
делатель (Бог) рабов Своих истребить мнимосильные, но немощные (по существу) ветви, которые столь дерзко распрост-
ранились поверх дерева, овладели им и иссушили его, но искусники (т. е. великие мира сего, стоящие во главе народов
и племен) не дали освободить себя и истребить мнимые и безсильные ветви плюща, но обезчестили посланников Божиих
и отослали назад. И возвестили рабы Перводелателю все происшедшее, Перводелатель же, выслушав, долго терпел. Но
вот посему видит Перводелатель, как (еще более) распространился плющ своими тридцатью ветвями в винограднике и
как глушит деревья, чтобы господствовать своими безсильными ветвями над всею площадью виноградника, говорим: над всею
мыслию человека (греч.: обнесение и выражение мысли, перифраз, - тут игра слов и выражение того, что как плющ покры-
вает листву, так враг все помыслы человеческие из благих перефразирует во злые). Увидав таковой замысел, Перводе-
латель опять послал других рабов, говорим: пророков, - защитить виноградник. И опять искусники, говорим: книжники
и фарисеи, - увидев тех рабов, смутились весьма, схватили и заключили их, совещаясь между собою, что им предпринять
по поводу происшедшего и что сотворить. Совещавшись, рассудили сотворить следующее: извели их из темницы и поступили
с ними, как со злодеями; говорим: сначала мучили, а потом казнили.
Когда же придет Сам Перводелатель, то увидит, как виноградником Его овладел плющ, как плющ в винограднике ох-
ватил лозы своими 33-мя ветвями и взошел на деревья, так что, наконец, засохло естество (т. е. природные листья и
плоды) лоз и деревьев. Говорим: взошел псилафизм (плотское, лукавое и злое мудрование) со всеми своими 33-мя ветвями
на органы чувств человека и замолкла природа в человеке (т. е. свойственное человеку влечение к духовным благам и
к Богу), человек стал безчувственным (духовно), женский род и мужской... Что сотворит тогда Перводелатель с искусни-
ками? Злых зле погубит их от виноградника (1) Своего.
И передал Он искусство речения (т. е. хранения закона и служение Слова) иному искуснику; говорим: передал вино-
градник другому народу (т. е. даровал ему способность произрастать те плоды, которые раньше получал лишь от первого
виноградника), говорим: римлянам (т. е. язычникам).
Говорим: пришел Перводелатель (вернее по смыслу - первоучитель) именем Исус, и дал нам виноградник, говорим:
дал нам Церковь вместе с Телом Своим и вместе с Кровию Своею, как и Сам о сем сказал: «Приимите, ядите, сие есть
Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Дал же нам сии три, говорим: Церковь Свою, Тело Свое и Кровь
Свою, - трем чувствам нашим (2) (вере, надежде и любви), что-бы мы восчувствовали и хранили благодать Христову несом-
ненно и верно, были бы чувствительны ко Христу, а не уподоблялись иноверцам, вавилонянам, которые чувствительны к
Еосфору (т. е. падшему ангелу, Деннице). (Т. е. да любим Христа в заповедях Его, и да не любим Денницу в пороках
и греховных сладостях, внушаемых им).
Безутешен всякий, который лишится этих трех чувств, говорим: веры, надежды и любви, - ибо (тем самым) отступает
от Христа всеми своими тремя чувствами, презирает существо Христа (т. е. Тело и Кровь Его) и не верит в Церковь; тако-
вой тотчас делается добычей плюща, который охватывает его 33-мя ветвями, утверждая свое господство над ним искусным
плетением.
(1) Воспроизведена притча Спасителя о винограднике (Мф. 21, 33-43).
(2) Господь даровал нам полноту благодатных даров для того, чтобы дать нам спасение
и освящение во всей полноте - «спасл еси всего мя человека» - Октоих, гл. 2, ирмос 4.
(продолжение далее).