ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.
Глава 1. Первое явление святого Нила Феофану в 1813 году. Искушение Феофана. Впадение в беснование. Нападение
бесов. Святой не дает бесам убить Феофана и затем, в сонном видении, исцеляет Феофана от побоев, грыжи и
беснования. Новое искушение. Предварительное явление святого. Нападение бесов на каливу Феофана.
Не только в древности чудесно являлись по смерти святые угодники и творили чудеса, но и поднесь являются и
чудотворят, источая свои благодеяния не только на усердных подвижников, но, что особо знаменательно,
творят свои чудеса и над таковыми, которые спят глубоким сном греховным. Сие делают святые для того,
чтобы возбудить их от греховного сна, исхитить из рук уловившего их в свои сети врага миродержца и избавить от
порабощения диавольского.
Это именно и сотворил преподобный отец наш Нил Мироточивый Афонский с одним монахом Феофаном, которого
освободил от пленения бесовского, вывел на спасительную стезю покаяния и руководствовал потом на пути спасения,
наставляя и поучая многими поучениями и притчами. Все это и составляет предмет настоящей
рукописи».
Такими словами начинает Феофан свое повествование. Монах Феофан прибыл их Каппадокии во Св. Гору и был
принят в послушание одним старцем Кавсокаливского скита; потом восприял постриг. Прожив у старца несколько лет,
он соблазнился своим старцем, разочаровался в нем и ушел в общежительный монастырь Руссик. Здесь встретило его
новое искушение на метохе, куда его однажды послали, и где он пал тяжким падением, как видно ниже изобличения
святого и из признания самого Феофана. Последствием этого падения было беснование, которым Бог покарал Феофана;
мучимый сим недугом, Феофан не в силах был долее жить в обители и вернулся на родину. Там, в Назианзе, один бла-
гоговейный иерей несколько облегчил недуг Феофана и отогнал, было, беса, но посем Феофан, как видно из обличения святого,
впал в новые искушения и тягчайшие грехи; видя пред собою конечную душевную гибель, он сделал последнее усилие и,
вырвавшись из мира, решил искать убежища во Святой Горе, чтобы здесь всю прочую жизнь свою посвятить
покаянию.
Однако на Афоне Феофан встретил почти непреодолимые препятствия осуществить свое благое намерение, ибо ввиду
дурной славы Феофана никто не хотел принимать его. Это вынудило Феофана отказаться от своего благого намерения
и возвратиться в мир; Феофан со скорбью стал собираться к отъезду и начал запасать себе продовольствие в путь. С этой
целью пришел он однажды на ясную полянку, невдалеке от Кавсокаливского скита, изобиловавшую травой укропом.
Феофан думал нарвать укропу, чтобы выменять его на хлеб для дороги. Но труды Феофана были напрасны, ибо перед
тем стояли холодные дни и трава померзла.
На полянке той стояла заброшенная ветхая хижина, около которой Феофан увидал незнакомого старика-монаха, который
как бы искал тоже укроп. Они поздоровались; Феофан заинтересовался ветхой хижиной и направился к ней, чтобы осмот-
реть ее. Святой последовал за Феофаном и, видя, что он с любопытством рассматривает хижину, сказал: «Зачем ты ее
осматриваешь? Разве поселиться в ней хочешь?»
Феофан: «Где мне здесь выжить. Я и в великих палатах (1) не ужился. Да и жили ли когда здесь люди?»
Святой: «Если бы не жили, то и не строили. Скажу тебе лишь одно: если тебе угодно, то поселяйся в ней, а я обещаю
промышлять для тебя о всем необходимом». Сказав эти слова, старец вышел из келлии и исчез; Феофан, тотчас вышедший
вслед за ним, тщетно искал его повсюду, пока не убедился, что ему было чудесное явление неизвестного по имени угодника
Божия. Чувством необычайного мира и радости наполнилось сердце Феофана; у него явилась твердая решимость поселиться
в этой пустынной хижине, в надежде на неложность обещания святого пещись о всем необходимом.
Немедленно же Феофан приступил к исправлению хижины и водворился в ней. Условия жизни показались сначала ему
такими трудными, что он наконец пришел в уныние и стал сомневаться в возможности продолжать жизнь в пустыне,
ибо к хижине вела глухая тропинка; от Кавсокаливского скита надо было подниматься к хижине вверх по труднейшему подъе-
му, все материалы для постройки приходилось носить на себе; с такими же затруднениями было соединено хождение за
водой в скит. Если примем во внимание, что Феофан страдал сильнейшей грыжей, тогда понятно будет изнеможение
Феофана.
Больше всего затрудняла Феофана трудность подъема от скита; каково же было его удивление, когда однажды утром,
будучи в самом удрученном настроении и отправляясь за водой, он увидел, что какие-то неизвестные ему монахи разде-
лывают тропу и исправляют самое трудное место подъема. Таким образом, устранилось то, что больше всего затрудняло
Феофана. Эта неожиданная помощь уверила Феофана в том, что обещавшийся пещись о нем угодник действительно печется
о нем, и он бросил мысль об уходе.
(1) Очевидно, намек на Кавсокаливские корпуса и Руссик, где раньше жил Феофан.
(продолжение далее).